Баллистическая ракета "Стилет": характеристики и фото

Ракета «Стилет» (SS-19 Stiletto), как она проходит по натовской классификации, или РС-18 класса УР-100Н УТТХ, как ее маркируют в нашей стране, до сих пор остается одной из самых совершенных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в мире. И это несмотря на то, что на вооружение в РВСН она поступила более 40 лет назад…

Концепция Челомея

В начале осени 1969 года центральное КБ машиностроения, которое возглавлял В. Н. Челомей, совместно с Филиалом №1 ЦКБМ, которым руководил В. Н. Бугайский, начало разработку межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 «Стилет», класса «земля-земля».

Начиная работу над проектом, В. Н. Челомей старался следовать концепции, в основе которой лежало создание надежного и эффективного ракетного комплекса, который при этом имел бы низкую стоимость. Такой подход позволил бы увеличить общее количество развертываемых ракет, что практически на 100% гарантировало нанесение ответного удара в случае ядерной агрессии, так как противник просто не смог бы подавить многочисленные раскиданные по всей стране пусковые установки.

Первые испытания ракеты на полигоне Байконур начались в апреле 1973-го, и успешно завершились в октябре 1975 года. В конце декабря того же года РС-18 была принята на вооружение стратегическими силами СССР.

Неожиданная осечка

Но после постановки новой ракеты на боевое дежурство работы над улучшением ее ТТХ (УТТХ) были продолжены. Причиной этому стало происшествие, случившееся во время очередного пуска «Стилета».

Руководство МО СССР решило на практике проверить соответствие показателей дальности полета ракеты, указанным в ее ТТХ (10000 км), так как до этого момента РС-18 реально пролетала лишь 7500 км (расстояние от Байконура до Камчатки). На этот раз пуск «Стилета» проводился в Тихий океан. Результат проверки оказался неожиданным – ракета упала, не долетев до заданного квадрата 2000 км.

Проведенное расследование показало, что причиной падения стала усиленная вибрация, под воздействием которой корпус РС-18 разрушался. Вибрация же возникала после того, как ракета вырабатывала большую часть топлива, вследствие чего сильно теряла в массе. Такое положение вещей было абсолютно неприемлемо. Новую ракету пришлось в срочном порядке дорабатывать.

Модернизированный «Стилет»

После произошедшей осечки конструкторам пришлось практически полностью перерабатывать машину, при этом благодаря внесенным изменениям удалось значительно улучшить ее характеристики. Прежде всего, изменения коснулись:

  • двигателей, входящих в блок ускорителей;
  • системы управления;
  • агрегатно-приборного блока, разводящего боевые части.

В итоге была достигнута максимально возможная эффективность всей конструкции «Стилета». Теперь ее полетные характеристики даже превышали заявленные в ТТХ.

В 1977-м году начался новый цикл летных испытаний уже улучшенной ракеты РС-18Б (УР-100Н УТТХ), завершившиеся спустя два года, и в декабре 1980 года улучшенный «Стилет» (РС-18Б), также был принят на вооружение в РВСН.

Развертывание нового комплекса МБР

Развертывание нового комплекса улучшенных ракет продолжалось до 1984 года. Комплекс разворачивался с одновременной заменой «старых» «Стилетов» на новый, доработанный вариант. К 1983 году все стоящие на БД ракеты РС-18 были заменены на РС-18Б. Под эту ракету специально создавались подземные пусковые установки с повышенными мерами защищенности. Первые ракетные полки, на вооружении которых стояли обновленные МБР, заступили на БД в январе 1981 года. Всего к окончанию развертывания комплекса на защиту страны было поставлено 360 ракет.

Ракета «Стилет» характеристики

  • Масса ракеты при старте – 105 т 600 кг.
  • Вес забрасываемой части – 4 т 350 кг.
  • Длина МБР – 24 м 30 см.
  • Диаметр – 2,5 м.
  • Возможная дальность заброса боеголовки – свыше 10 000 км.
  • Точность поражения – 350 метров.
  • Двигатель – жидкостного типа.
  • Общая мощность ядерных боеголовок – 3300 кт.

В ракете используется разделяющаяся головная часть (ГЧ) относящаяся к типу MIRV, то есть, состоящая из блоков, несущих боевой заряд, каждый из которых снабжен собственной системой наведения и возможностью изменения конечных точек прицеливания непосредственно перед пуском. Всего в ГЧ ракеты установлено шесть таких блоков.

Также «Стилет» оборудован совершенным средством преодоления систем ПРО противника.

Система управления «Стилета»

Баллистическая ракета «Стилет» оснащена автономной системой управления (АСУ), которая совместно с наземным отдаленным командным пунктом (КП), осуществляет постоянный контроль всех систем как самой ракеты, так и пусковой установки. Перевод ракеты в боевой режим осуществляется дистанционно с КП.

Топливная система РС-18

Ракета «Стилет» оборудована «ампулизированными» топливными баками.

Применение такой системы избавило боевой расчет при объявлении «тревоги» от необходимости заправлять ракету вручную перед ее пуском, что зачастую приводило к проливам гептила, являющегося одним из самых ядовитых компонентов топлива. Выброс паров этого вещества в воздух грозил как минимум сильнейшим отравлением, а как максимум – смертельным исходом. Чтобы исключить подобные случаи, а также для ускорения процесса подготовки ракеты к пуску, конструкторы РС-18 переработали топливную систему ракеты. В новом варианте ее заправка производилась непосредственно на заводе в специальные ампулы. То есть на БД ракета отправлялась уже полностью заправленной и не нуждалась в дозаправке вплоть до снятия с БД и списания.

Кроме того, ракета «Стилет» помещалась в транспортный контейнер, который также являлся и пусковым. То есть в шахту РС-18 опускалась в сборе, вместе с контейнером. Это обеспечивало безотказное функционирование всех систем МБР на весь период ее эксплуатации.

Двигательная установка РС-18

Двигательная установка межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 «Стилет» для своего времени вполне может считаться уникальной. В ней обе ступени установки конструктивно сведены в общий блок ускорителей.

Топливные баки, которые, по сути, занимают 80% всей полезной площади корпуса ракеты, были преобразованы в несущие элементы. Такая реконструкция снизила общий вес «Стилета», сделав его более компактным.

В корпусе первой ступени «Стилета» установлено четыре маршевых двигателя жидкостного типа с поворотными соплами. Один из двигателей во время полета используется для контроля и поддержания заданного режима функционирования всей двигательной установки.

На вторую ступень установлено два двигателя: маршевый и рулевой.

Головная часть (ГЧ) межконтинентальной баллистической ракеты «Стилет»

В разделяющейся ГЧ РС-18 установлен блок, содержащий комплект приборов системы управления и двигательную установку, предназначенную для разведения боевых элементов. То есть ракета «Стилет», ГЧ которой содержит 6 независимых ядерных блоков с индивидуальными целями, осуществляет их постепенный сброс. Допустимое отклонение попадания боевого элемента от цели составляет 350 метров, что с учетом зоны поражения ядерного заряда массой в 550 кг особой роли не играет.

РК УР 100Н УТТХ

В состав боевого стартового комплекса УР 100 Н УТТХ включено:

  • 10 ракет, установленных в пусковые установки ШПУ 15П735 (шахты).
  • командный пункт (15В 52У);
  • ремонтно-техническая база.

Каждая из ракет имеет газодинамическую схему пуска, при активации которой она взлетает, покидая транспортно-пусковой контейнер, установленный в шахте, по специальным направляющим. Необходимая для старта сила тяги создается двигательной установкой, расположенной в первой ступени.

В шахте контейнер ракеты закреплен с помощью высокоэффективных амортизаторов, которые обеспечат дополнительную защиту установки в случае ядерной атаки. Для защиты систем «Стилета» и создания необходимого микроклимата транспортно-стартовый контейнер, в котором он находится, заполнен азотом (инертным газом).

Регулярно ракета подвергается промежуточной регламентной проверке (раз в 3 месяца), и главному регламенту – один раз в три года.

Высокая надежность – залог долголетия

Благодаря высокой надежности и отличным эксплуатационным свойствам «Стилета», подтвержденными более чем 150 пусками (испытательными и учебно-тренировочными), удалось увеличить гарантийный срок службы РК, который первоначально составлял 10 лет.

Решение о сохранении группировки МБР РС-18 на вооружении сил сдерживания вплоть до 2030 года было принято после очередного успешного пуска ракеты, состоявшегося осенью 2006 года. Несмотря на то что запущенному «Стилету» было более 20 лет, это никак не отразилось на его характеристиках.

К тому же совсем недавно Россией были выкуплены хранящиеся на складах в Украине совершенно новые ступени для РС-18 в количестве 30 штук, что позволило обновить уже стоящие на БД комплексы «Стилетов». К слову, такое обновление стало неприятным сюрпризом для потенциального противника России, считающего, что стареющий ядерный потенциал страны уже не несет той угрозы, что он представлял ранее. А оказалось, что рано радовались. Это подтвердил и очередной контрольный пуск «Стилета».

Американские эксперты считают, что баллистическая ракета РС-18 "Стилет" является одним из самых технологичных изделий со времен Холодной войны. При этом отмечают, что в случае нанесения ядерного удара по России массированный ответ ракетами SS-19 произойдет спустя три минуты.

Контрольный пуск «Стилета»

25 октября 2016 года был произведен пуск ракеты «Стилет» в Ясном. Стартовала РС-18 с позиционного района, расположенного на территории Ясненской дивизии РВСН (Оренбургская область г. Ясный), в район полигона, находящегося на Камчатке. Целью пуска была проверка стабильности заложенных летных и технических характеристик ракеты, в связи с очередным продлением сроков ее службы.

Согласно сообщению, опубликованному пресс-службой МОРФ, проверка прошла успешно.

Ракета "Стилет" (фото пуска которого также было представлено военными), четко, без технических сбоев выполнила всю программу проверки. Это стало очередным подтверждением надежности комплекса, и его способности продолжить боевое дежурство, сохраняя на должном уровне обороноспособность России.

Комментарии