"Урал-377": история, особенности, техническая характеристика
В 1958 году Миасский автозавод начал работу над проектом автомобиля, который должен был занять свое место среди автотранспорта, предназначенного для народного хозяйства. Причем базовой моделью для нового грузовика стал "Урал-375" – грузовой внедорожник, который только планировалось запустить в серию.
Новый автомобиль получил маркировку "Урал-377", фото машины представлено ниже.
Причины создания 377-го
Считается, что основной причиной выпуска нового грузовика стало желание расширить модельный ряд и выпустить машину, которая нашла бы применение не только в вооруженных силах, но и на гражданке. К тому же в Советском Союзе ниша, которую мог бы занять трехосный грузовик с двумя ведущими мостами (6х4) и повышенной грузоподъемностью, была свободна.
Также в этот период времени в стране широкими темпами шло строительство целых сетей автодорог, покрытие которых могло выдержать нагрузку, доходящую до 6000 кг на один мост автомобиля. А для таких трасс грузовики-внедорожники были не нужны.
Однако создавать модель с нуля было дорого. Поэтому, следуя концепции унификации, сложившейся среди автопроизводителей в СССР, было принято решение новую машину унифицировать с полноприводным "Уралом-375", который уже готовился к серийному выпуску.
Отличия 377-го от 375-го
Автомобиль "Урал-377" в опытном варианте появился в 1961 году, и, на первый взгляд, он мало чем отличался от своего прототипа. Тем не менее это была уже другая машина. Основные отличия нового грузовика от своего «брата» вездехода были следующими:
- Двигатель новой машины лишился экранирования электропроводки.
- Передний мост перестал быть ведущим, его заменила трубчатая балка, а в связи с этим и у раздаточной коробки убрали один привод. Причем сама конструкция «раздатки» из-за требований унификации осталась без изменений.
- Держатель запаски, который на 375-м располагался вертикально, на "Урал-377" конструкторы установили горизонтально, по правому борту, непосредственно под грузовой деревянной платформой. Сама платформа тоже изменилась и по объему стала больше, чем у вездехода.
- На новый "Урал" впервые была установлена полностью металлическая, отапливаемая, двухдверная кабина, рассчитанная на трех человек (водитель + 2 пассажира). Такую кабину в дальнейшем стали устанавливать на все последующие модели внедорожных грузовиков.
"Урал-377": начало пути
После проведения ряда заводских испытаний, в ходе которых устранялись выявленные недостатки, к осени 1962 года заводчане подготовили две машины уже для государственной проверки.
После успешного прохождения сначала государственных, а потом и межведомственных испытаний в марте 1966 года "Урал-377" рекомендовали для серийного выпуска. Причем в отчете последней проверки было отмечено: что новый "Урал" 6х4 соответствует заданным требованиям, является моделью, обладающей высокой степенью унификации с "Уралом-375" (серийной моделью), и новый грузовик можно использовать в качестве тягача, самосвала и шасси под разнообразные модификации.
"Урал-377": технические характеристики
- Размеры по габаритам – 7 м 60 см х 2 м 50 см х 2 м 62 см (Д х Ш х В).
- Грузоподъемность – 7 т 500 кг.
- Полный вес – 15 т.
- База – 4 м 20 см.
- Клиренс – 40 см.
- Максимальная скорость – 75 км/ч.
- Расход бензина – 48 л на 100 км.
- Силовой агрегат – ЗИЛ-375, бензиновый, 8-цилиндровый.
- Объем силового агрегата – 7 л.
- Мощность двигателя – 175 л/с.
- КПП – пятиступенчатая.
- Сцепление – сухого типа, двухдисковое.
Слабое место нового грузовика
Именно погоня за максимально возможной унификацией с серийным "Уралом" стала причиной того, что новая модель проигрывала по своим характеристикам уже разрабатывающимся тогда конкурентам – МАЗ-500 и ЗИЛ-133. Соотношение грузоподъемности машины к ее собственному весу было ниже, чем у МАЗа и ЗИЛа. Длина платформы для грузов была недостаточной, при этом она имела слишком большую погрузочную высоту – 1 м 60 см. Несмотря на то, что платформа была сравнительно небольших размеров, она имела критическую величину смещения к задней части машины. Такое ее расположение при полной загрузке, а также при перевозке грузов, выходящих за пределы кузова (длинномерных), приводило к частичному вывешиванию передних колес, что значительно снижало управляемость грузовика. Кроме того, на "Урал-377" устанавливался двигатель, работающий на бензине. Это притом что другие производители грузовиков в стране стремились устанавливать на свои модели более экономичные и практичные дизельные силовые агрегаты.
Пытаясь исправить эту ситуацию, заводчане начали разработку под названием "Урал-377М", в которой они попытались все эти недостатки устранить, однако ничего хорошего из этого не получилось. Модификация "Урала" "забуксовала" и остановилась на двух опытных машинах, так и не дошедших до массового выпуска.
Но несмотря на то, что новый грузовик повышенной проходимости получился не совсем удачным, автозавод выпустил 71 тысячу машин в различных модификациях:
- "Урал-377Н". От базовой модели отличался широкопрофильной резиной.
- "Урал-377К". Модель специально разработана для эксплуатации в низкотемпературных регионах страны.
- "Урал-377С" и модификация СН – седельные тягачи для полуприцепов с допустимой массой 18,5 тонны.
Причем 377-й нашел свое применение не только на гражданке, но и в вооруженных силах. Его широко использовали и как тягач, и как шасси для монтажа спецоборудования.