Академик Каприн Андрей Дмитриевич: биография, семья
Каприн Андрей Дмитриевич - заслуженный врач Российской Федерации, обладатель звания доктора медицинских наук, академик Российской академии наук. В настоящее время один из ведущих отечественных специалистов в области онкологии. Его основные достижения заключаются в постоянной разработке новых методов лечения онкобольных как хирургическими способами, так и с помощью комбинированного лечения.
Образование
Каприн Андрей Дмитриевич в 1983-м поступил в Московский медицинский стоматологический институт. Высшее образование получил по специальности "Лечебное дело". Вуз он окончил в 1989 году. Таже отучился в Российской академии государственной службы при президенте России. Получил специальность "Государственная служба и кадровая политика".
На протяжении всей карьеры уделял большое внимание самообразованию, а также постоянному повышению квалификации.
Так, в течение нескольких лет он получил сертификаты по циклу "Онкология" при Российском научном центре ретренорадиологии и "Урология" при Московской медицинской академии имени Сеченова.
Оперирование
Каприн Андрей Дмитриевич, дата рождения которого - 2 августа 1966 года, - не только ученый, но и практикующий специалист. В год он проводит не менее двухсот сложнейших хирургических операций по различным онкологическим заболеваниям.
Большое внимание уделяет и педагогической работе. Профессор Каприн Андрей Дмитриевич считает одной из своих главных задач подготовить квалифицированные медицинские кадры онкологов и урологов.
В начале 2000-х годов он руководил отделением онкоурологии в Академии имени Сеченова. В 2006-м назначен главой кафедры урологии на факультете повышения квалификации РУДН. Этот пост он занимает и на сегодняшний день. Причем герой нашего материала не только читает лекции в столичных вузах, но и не реже 3-4 раз в год выезжает в отдаленные регионы, чтобы и там поднимать уровень подготовки медицинских кадров.
За свою педагогическую карьеру Каприн Андей Дмитриевич уже подготовил более трехсот врачей, среди которых немало аспирантов и ординаторов. Под его началом были защищены почти 20 диссертаций, в том числе четыре докторские. Результатом личной научной работы стала публикация четырехсот статей в авторитетных медицинских журналах. А также из-под его пера вышли монографии и учебные пособия.
Как победить рак?
В 2014 году возглавил серьезный медицинский вуз Каприн Андрей Дмитриевич. Институт Герцена - вот еще одно место его работы. Это специализированный научно-исследовательский онкологический институт, сотрудники которого стараются отслеживать современные медицинские технологии и все новые методы лечения онкозаболеваний, которые только появляются в мире.
Поэтому они лучше всех остальных знают, чем опасен рак, как его победить, и почему до сих пор не удалось найти лекарство от него. Ведь только в России ежегодно раком заболевают около 500 тысяч человек.
Каприн Андрей Дмитриевич отмечает, что онкологи всего мира уже много лет работают над исследованием клеточной мутации. Это индивидуальное изменение организма клетки, в результате которого она начинает беспорядочно делиться, причем производя не подобные себе клетки, а совершенно иные. Вся опасность для пациента заключается в том, что чем проще такая клетка, тем опаснее онкологическое заболевание, тем быстрее оно может привести к необратимым последствиям. В конечном счете такие клетки стремятся подчинить себе весь организм человека. В онкологии это понятие называется метастазированием. Именно оно вызывает метастазы, из-за которых болезнь может прогрессировать и развиваться.
Сегодня основная задача исследователей для того, чтобы найти варианты борьбы с раком, - разгадать способы устранения этой мутации. Подобной работе уделяет большую часть времени доктор Каприн Андрей Дмитриевич и многие другие ученые во всем мире.
Кто подвержен раковым заболеваниям?
Каприн Андрей Дмитриевич, биография которого тесно связана с окологическими проблемами, отмечает, что распространенное мнение о том, что раковым опухолям больше подвержены люди, страдающие от сильных стрессов, не подтверждается научными исследованиями.
Единственное, на что обратили внимание врачи в данный момент, - на те условия, в которых находится уже заболевший человек. В этом случае, если пациент силен духом, находится в благоприятной моральной атмосфере, готов адекватно воспринимать рекомендации врача и быть готовым к тяжелым последствиям, даже после хирургического вмешательства и химиотерапии он быстрее идет на поправку. Очень важно, чтобы человек хотел и стремился попасть домой, чтобы там его ждали, тогда и шансов поправиться у него становится намного больше, отмечает Каприн Андрей Дмитриевич. Институт Герцена сегодня проводит глубокие медицинские исследования онкологических проблем, не оставляя в стороне и моральные вопросы.
В противном случае, когда больной не идет на контакт с лечащим врачом, когда дома его ждут проблемы и неприятности, моральное состояние накладывается на тяжелую болезнь, и, как правило, все это приводит к печальным последствиям.
Практически во всех зарубежных больницах работают онкопсихологи, которые оказывают поддержку пациентам на всех этапах лечения. Например, только в одном брюссельском онкодиспансере трудится 18 таких специалистов.
Медицинский кластер
Академик Каприн Андрей Дмитриевич на базе Института онкологии имени Герцена основал практически первый в стране медицинский кластер. Это один из старейших вузов в Европе, который занимается такой проблематикой. Его основал Петр Александрович Герцен - последователь итальянской медицинской школы, который был основоположником крупнейшей хирургической школы в СССР и одним из первых онкологов в стране.
Сейчас в структуру института входит еще несколько учреждений. Например, Медицинский радиологический центр в Калужской области, в наукограде - Обнинске. Это специализированная экспериментальная база, которая занималась исследованием радиологических излучений. При этом после распада Советского Союза обнинский институт начал затухать из-за серьезных кадровых трудностей. Особенно стало не хватать хирургов. В то же время удалось сохранить сильное радиологическое звено. После объединения с институтом имени Герцена у калужских исследователей практически открылось второе дыхание. Многие отмечают, что немало для этого сделал Каприн Андрей Дмитриевич. Отзывы о нем поступают положительные от коллег и пациентов, причем не только как об ученом и враче, но и как об умелом организаторе и управленце.
Возможности этих двух научно-исследовательских институтов сегодня позволяют вооружить центр новой современной техникой.
НИИ урологии
Еще одной важной частью нового медицинского кластера является научно-исследовательский институт урологии. Он также стал частью системы, которую сегодня выстраивает Каприн Андрей Дмитриевич. Биография этого специалиста доказывает, что он умеет добиваться своего, а его опыт и наработки в лечении онкологических заболеваний спасли уже не одну жизнь.
Научно-исследовательский институт урологии играет большую роль в этой системе. Дело в том, что в наши дни основная доля заболеваний в урологии как раз онкологическая. При этом возникают похожие проблемы для подобных центров, расположенных в крупных городах. К примеру, невозможность разместить оборудование, в частности, линейный ускоритель или протонную установку. В то же время на базе НИИ урологии сегодня трудится опытная группа экспериментаторов, которые показывают неплохие результаты в современных исследованиях онкологических проблем.
Схема слияния
Теперь подробнее рассмотрим схему слияния онкологических учреждений в единый медицинский кластер, которую задумал Каприн Андрей Дмитриевич. Фото онколога сегодня часто встречаются в профессиональных медицинских журналах, ведь задуманные им планы действительно революционные.
Слияние началось в 2014 году, после того как был опубликован приказ Министерства здравоохранения России об объединении научно-исследовательских институтов в 4 кластера. В него вошли обнинский Радиологический научный центр, московский НИИ урологии, Научно-исследовательский институт имени Герцена. Все вместе они образовали Федеральный исследовательский центр.
Со временем в него должны быть включены Научно-исследовательский институт вирусологии имени Ивановского, Институт эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, а также Научно-исследовательский институт психиатрии. Все это московские учреждения. Из питерских к медицинскому кластеру планирует присоединиться Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова.
Перспективы слияния
Все вышеперечисленное делается исключительно ради того, чтобы врачи могли в комплексе решать поставленные перед ними задачи. Ведь в онкологии один лишь онколог не сможет решить проблему пациента. Ему не обойтись без помощи радиолога, который занимается лучевыми методами лечения, химиотерапевта, который проводит соответствующие процедуры. Только сообща они могут сформировать эффективный и действенный план лечения больного.
Нехватку специалистов отмечают даже в Институте им. Герцена. Каприн Андрей Дмитриевич с сожалением констатирует, что молодые врачи особенно неохотно идут в сферу радиологии. Такие же кадровые проблемы у врачей-морфологов. Их задача - определить характер опухоли. Сегодня в России не хватает почти 70% этих специалистов. Благодаря тому, что одни врачи теперь работают на весь медицинский кластер, формируется настоящий центр экспертов-морфологов. От этого значительно крепнет и развивается и научно-исследовательская база. Это доказывает и опыт зарубежных клиник, в которых подобные слияния практикуют уже давно.
Благодаря работе такого медицинского кластера пациент проходит все лечение в одном месте - в Институте имени Герцена. Здесь ему ставят диагноз, принимают решение о том, какое лечение будет наиболее эффективным, осуществляют хирургические операции. В тоже время развернуть в московском НИИ радиологические установки не представляется возможным. Поэтому за такой помощью пациент отправляется в обнинский центр, где функционируют лучевые установки. После объединения центров в медицинский кластер количество коек увеличилось с 400 до тысячи.
Если в одном из лечебных учреждений, входящих в объединение, пустуют койки, то специалистов оперативно командируют в то, в котором переизбыток пациентов.
Вопросы финансирования
Не ожидается проблем с финансированием медицинских кластеров. Ведь одна из целей их создания - эффективное использование и распределение выделяемых на данный момент денег. К тому же станет возможным развивать новые направления в науке, проводить передовые исследования, в том числе в онкологии.
Как пример - одно из ключевых современных медицинских направлений, имеющих отношение к онкологии, - исследования генетических мутаций. На них требуется немалое финансирование, соответствующее оборудование и сертифицированные специалисты. Более того, нужен отдельный виварий. Это помещение при научно-исследовательском институте, в котором содержатся лабораторные животные, необходимые для исследований и проведения образовательного процесса. Также виварий является своеобразным питомником для разведения большого количества особей конкретных животных для проведения опытов над ними в будущем. Чаще всего в вивариях используют крыс, собак, кошек, кроликов и мышей.
Оборудовать такой центр в Москве крайне сложно, проще это сделать в провинции, но контролировать работу и проводить ключевые исследования в нем должны столичные специалисты, которые ежедневно сталкиваются с онкологическими проблемами. Это одна из причин, почему так необходимы медицинские кластеры.
В этом случае можно будет проводить разнообразные исследования. В частности, отслеживать все процессы мутации клетки при воздействии на нее различными препаратами. Более того, такой центр поможет решать и социальные проблемы. Так как он создаст новые рабочие места в регионе, практически гарантированно привлечет инвестиции в эту передовую отрасль науки.
В первую очередь это будут рабочие места для молодых ученых, многие из которых сегодня, не найдя себе достойного применения на родине, уезжают в зарубежные научно-исследовательские центры. И там уже делают новые открытия.
В российской науке молодых специалистов сегодня крайне мало. В основном это связано с нехваткой денег, недостаточным государственным финансированием. Некоторые опасаются также радиологического воздействия от установок, с которым придется работать в ежедневном режиме. Однако эти страхи напрасные. На современных линейных ускорителях нет сильного радиологического воздействия. Оно минимальное и не оказывает существенного влияния на здоровье. Тем более большинство установок сейчас зарубежные, а за границей безопасности персонала уделяют повышенное внимание.
Личная жизнь
В своих интервью неоднократно отмечал поддержку близких Каприн Андрей Дмитриевич. Семья ученого с пониманием относится к тому, что большую часть времени ему приходится уделять работе, педагогической и научно-исследовательской деятельности.
При этом сам Каприн о своей семье распространяться не любит. Из открытых источников известно лишь, что он женат уже много лет и счастлив в браке.