"Пражское кладбище", Умберто Эко: факты и вымысел
После того как в 1980 г. был опубликован роман-загадка «Имя розы», писатель из Италии Умберто Эко прославился на весь мир. Позже он опубликовал еще несколько книг, однако ни одна из них не достигла популярности «Имени розы». Казалось, писателю более нечем удивить поклонников, но через 30 лет мир потрясла его новая книга – «Пражское кладбище». Умберто Эко произведение это наполнил не только кучей загадок, но и смешал в сюжете массу исторических фактов и личностей. Из-за этого многие читатели запутались: что является авторской выдумкой, а что было на самом деле. Итак, давайте разберемся в хитросплетениях этой книги.
Автор романа «Пражское кладбище» - Умберто Эко
Прежде всего стоит немного узнать о создателе "Пражского кладбища". Родился этот необыкновенный человек в январе 1932 г. в небольшом итальянском городишке Алессандрии, в пригороде Турина.
Пока отец семейства воевал на фронтах Второй мировой, мать и 12 братьев и сестер Эко переехали в селение близь гор Пьемонта, где и прошло детство писателя.
Юный Умберто отличался незаурядным умом и тягой к знаниям. Поэтому отец рассчитывал, что он станет юристом. Но эта карьера не привлекала юношу, поэтому после школы он отправился изучать философию Средневековья и литературу в Туринский университет.
Изучение истории старинных рукописей и их подделок в вузе привели к тому, что разочаровался в религии и стал атеистом Умберто Эко. «Парижское кладбище», «Имя розы», «Баудолино» - во всех этих и других произведениях автора проскальзывает едкая сатира на институт церкви и их спекуляции.
После окончания учебы в 1954 г. выпускник занялся преподаванием эстетики и теории культуры в различных университетах. Параллельно с преподавательской деятельностью Эко публиковал научные труды, позволившие ему стать одним из самых известных ученых в своей сфере. Однако в 1980 г. он решил попробовать свои силы в написании художественной литературы. Так появился роман «Имя розы», принесший его автору большую известность, нежели все его монографии и статьи.
После успешного дебюта писателя стали приглашать читать лекции ведущие университеты мира, благодаря чему он получал звания почетного доктора наук во многих из них.
Осознавая, что людям интереснее читать романы, нежели научные фолианты, писатель периодически писал их («Маятник Фуко», «Остров накануне», «Баудолино» и «Таинственное пламя царицы Лоаны»). После выхода произведения «Пражское кладбище» Умберто Эко заявил, что более не планирует писать, но не сдержал слово и в 2015 г. опубликовал свое последний роман «Нулевой номер».
Умер писатель в февраля 2016 г. от рака поджелудочной железы. Кроме многочисленных поклонников его творчества и учеников, у него остались двое детей. Их родила Эко его супруга - Рената Рамге, на которой он женился в 1961 г.
Роман «Пражское кладбище» Умберто Эко: краткое содержание
В марте 1897 г. Симоно Симонини приходит в себя и осознает, что страдает от провалов памяти. Вспомнив совет «лекаришки, не то австрийского, не то немецкого» (отсылка к Фрейду), он решает упорядочить все свои воспоминания. Однако, будучи шпионом, не может рассказать о себе кому-либо или исповедаться. Поэтому решает вести дневник и записывать в нем все произошедшее с ним.
Благодаря записям героя, а также припискам некого аббата Пиколл постепенно начинает вырисовываться его биография.
Воспитанный дедом-антисемитом и иезуитами, он получил неплохое начальное образование. После смерти деда судьба сводит Симоно с адвокатом-мошенником, который учит юношу ремеслу обмана, в котором Симонини отлично преуспевает. Но его успехи замечает секретная служба Пьемонта, и они нанимают героя.
Выполняя различные их поручения, Симоно Симонини постепенно вникает в суть политических интриг и становится непревзойденным мастером их плетения. Но «перестаравшись» в случае с Ньево, он попадает в немилость и ссылается во Францию.
Здесь он вновь занимается привычным ремеслом, но через 35 лет работы решает уйти на заслуженную пенсию. А для этого нужно провернуть прибыльное дельце, способное обеспечить герою достойную старость. Поэтом он решает написать «Протоколы», в которых излагает все свои наблюдения о человечестве, накопленные за долгие годы.
Он договаривается с русскими о продаже этого документа, однако его обманывают и ничего не платят, да и еще заставляют устроить взрыв, который подтвердит достоверность изготовленного документа. На подготовке к этому и заканчивается книга. Ее содержание здесь приводится лишь в общих чертах. Больше можно узнать, прочтя в бумажном или цифровом виде роман Умберто Эко «Пражское кладбище» (ePub, Mobi, FB2 или в любом другой из распространенных форматов электронных книг).
Особенность романа
Как и все произведения этого писателя-эрудита, данная книга имеет особую изюминку.
Внешне ее структура не примечательна: 27 глав, вступление и послесловие, оформленные в виде дневника. Но в своем романе «Пражское кладбище» Умберто Эко использовал лишь одного выдуманного персонажа – Симона Симонини, а все остальные, даже родственники главного героя, - реальные исторические личности (Зигмунд Фрейд, Ипполито Ньево, Лео Таксиль, Сент-Терез из Лизье, Юлиана Глинка, Петр Рачковский, Диана Воган, Морис Жоли, Ф. М. Достоевский, Эжен Сю, И. С. Тургенев и другие). Благодаря этому приему в определенный момент читатель начинает сомневаться: действительно ли это выдуманное произведение, или описанное в нем – правда?
Смысл названия
Эта книга названа в честь знаменитой достопримечательности в Праге - кладбища еврейского квартала Йозефов. Это место стало последним прибежищем почти для 100 000 евреев, которые хоронились здесь в XV-XVIII вв.
Пражское кладбище Умберто Эко выбрал в качестве названия для своей книги, так как считается, что здесь многие годы собиралась тайная еврейская организация, так называемые «сионские мудрецы». Именно на Пражском кладбище были созданы «Протоколы сионских мудрецов», ставшие началом великого истребления евреев XX в.
«Протоколы сионских мудрецов»: фальшивка или подлинник
Этот документ, состоящий из 25 протоколов, был впервые опубликован в Российской Империи в 1903 г. Он был представлен как записи основных тезисов тайных собраний сионистов в Базеле. «Протоколы» стали основой для формирования популярной до сего дня теории иудео-масонского заговора (существование тайной коалиции евреев и масонов с целью захвата власти над миром).
Публикация этого документа была сродни разорвавшейся бомбе. «Протоколы» переводились на все языки мира и издавались миллионными тиражами. В некоторых странах их запрещали, то это только способствовало их популярности. Среди поверивших в их подлинность был и невыразительный художник из Германии, ставший известным миру как Адольф Гитлер. «Протоколы» натолкнули его на мысль о массовом истреблении евреев, а потом и других рас, что стало одной из причин начала самой кровопролитной войны в истории человечества.
Сразу же после публикации в подлинности «Протоколов» начали сомневаться. На сегодняшний день по официальной версии этот документ признан фальшивкой. Но до сих пор многие солидные ученые-историки по всему миру верят в подлинность этого произведения.
Как любитель мифических древних книг и их подделок, Эко не мог не заинтересоваться «Протоколами». Тщательно изучив все материалы по ним и сделав собственные выводы, писатель планировал написать об этом монографию. Но осознал, что в форме художественного произведения его размышления больше заинтересуют читателей.
Реальные и вымышленные факты в романе
Кроме придуманной Эко истории фальсификации «Протоколов», в книге дается трактовка нескольким необъяснимым событиям мировой истории.
Прежде всего это загадочная гибель итальянского писателя Ипполито Ньево, погибшего при кораблекрушении в Тирренском море. Историки до сих пор не знают, была ли это случайность или корабль намеренно затопили. Эко делает виновником гибели Ньево Симонини.
Смерть известного французского публициста Мориса Жоли, активно критиковавшего деятельность Наполеона III, тоже легла на совесть главного героя романа «Пражское кладбище». Однако она не имела политического подтекста. На самом деле, занимаясь написанием «Протоколов», Симоно многое позаимствовал из знаменитого памфлета этого автора. Боясь обвинения в плагиате и того, что это бросит тень на достоверность документа, он убивает Жоли и обставляет его смерть как самоубийство. Версия насильственной смерти опального писателя более вкладывается в его психологический портрет, нежели необъяснимый суицид, для которого у Мориса в тот момент попросту не было причин. Кстати, она до сих пор рассматривается историками. Хотя провести эксгумацию и доказать правоту или ложность данной теории невозможно, так как неизвестно место захоронения этого публициста.
Еще одним ярким преступлением Симонини является участие в в фабрикации дела эльзасского еврея Альфреда Дрейфуса.
Этими мистификациями Эко фактически отрицает всемирную теорию заговора евреев или других наций. Более того, он настойчиво доказывает, что многие важные исторические события были результатом случайности или банальной жадности определенных людей, даже не задумывающихся о последствиях собственных поступков.
Антисемитизм и антиклерикализм в романе
В этой книге Эко исследует подоплеки и процесс зарождение антисемитизма в начале XX в. Устами главного героя он высказывает печальную истину: евреи стали «козлами отпущения» для человечества. Их реально существующие недостатки были преувеличены до грандиозных размеров и приписаны новые. Так Симонини, выросший в атмосфере антисемитизма, справедливо отмечал, что столкнувшись с живыми евреями, не нашел в них ничего столь ужасного. Более того, на протяжении своей жизни он постепенно приходит к выводу, что большинство существующих стереотипов о них – лишь выдумки других людей, спроецировавших на них собственные недостатки. Иронично, что немцы, с которыми Симоно приходилось часто иметь дело, намного более его раздражали. А русские вообще - обманули.
С изощренным сарказмом автор описывает о тех «достоверных» источниках, откуда герой черпал информацию для «Протоколов». Прежде всего, это была теория о желании евреев обрести власть над миром, которую его дед услышал от сумасшедшего нищего-еврея Мордухая в Туринском гетто. Остальные элементы были в произвольном порядке позаимствованы из сочинения Жоли; из письма отца Родена отцу Роотану в «Тайнах народа» Эжена Сю; из фельетонов писателя-натуралиста Альфонса Туссенель; из романа «Конигсби» Б. Дизраэли и других известных личностей. Таким образом, Умберто Эко старается не только доказать подложность «Протоколов», но и продемонстрировать читателям, что само общество было настроено враждебно по отношению к евреям, и появления этой книги было закономерно.
Что касается религии, то, как уже было сказано выше, у Эко было довольно скептическое отношение к догматам католической церкви. Он как специалист знал, что большинство документов (на которых они основаны) или фальшивы, или превратно преподнесены. Особо ярко изображено разочарование в церкви Симонини, которое не помешало ему ловко использовать преимущества священнослужителей для собственной выгоды. Тем самым герой стал одним из печальных примеров священников, прикрывающихся именем Христа для достижения своих целей.
Симоно Симонини
В центре сюжета романа «Пражское кладбище» Умберто Эко поместил находчивого и совершенно беспринципного мошенника по имени Симоно Симонини. Он наполовину француз, наполовину итальянец, родившийся в итальянском городе Пьемонт, в 1830 г.
Его мать умерла когда он был крохой, поэтому его воспитанием занимался дед-антисемит. Поэтому негативное отношение к евреям герой впитал почти что с молоком матери. Даже имя ему было дано в честь святого, убитого евреями. Парадоксально, но на самом деле Симонини относился к этому народу равнодушно. Большей его неприязни заслужили французы, немцы и итальянцы.
Одаренный от природы, Симоно с юных лет свободно говорил на 3 языках (немецкий, французский и итальянский) и обладал живым умом. Несмотря на то, что его воспитали иезуиты, у него сформировалась неприязнь к институту церкви. При этом он осознавал, что ее методы весьма эффективны для контроля над сознанием общества.
Первая симпатия Симонини, еврейка из гетто, не ответила на его чувства, в следствии чего он остался девственником и стал равнодушен к плотским утехам. Единственной его страстью стал лишь изысканная пища.
Симонини и Эко
Некоторые исследователи предполагают, что в лице Симоно Симонини Умберто Эко придумал вариант собственной биографии, если бы он родился на 100 лет раньше. Можно провести четкую параллель: главный герой романа «Пражское кладбище» - Умберто Эко. Факты из биографии писателя подтверждают это.
- Отец писателя хотел, чтобы он стал юристом, но писатель избрал другую карьеру. Симонини по профессии нотариус.
- Эко занимался исследованием старинных документов и установлением их подлинности. Симоно же наоборот - создавал ловкие подделки.
- И писатель, и его герой люди незаурядные и очень образованные. Однако один использовал свои таланты для просвещения человечества, а другой для одурманивания.
- Эко и Симонини разочаровались в религии, при этом каждый из них осознавал ее важную роль в жизни общества.
Главный «враг» Симонини
На протяжении долгого времени герой романа пытался выяснить, кто же тот загадочный аббат Далла Пиколла, пишущий в его дневнике во время его отсутствия. Симонини припоминал, что ранее убил уже этого человека, однако из-за расстройства памяти не мог вспомнить этого.
В действительности Пиколла (внимание, спойлер!) – это альтер-эго самого героя. Эта вторая личность берет верх в моменты, когда Симоно засыпал или терял сознание.
Оставляя записи в дневнике Симонини, аббат помогает Эко создать более объемный образ главного героя.
Отзывы читателей
Прочтение и понимание происходящего в книге требует определенных знаний в области литературы, истории и культуры XIX-XX вв. Те читали, чей интеллектуальный уровень оказался ниже планки, заданной в романе Умберто Эко «Пражское кладбище», отзывы об этом произведении оставили негативные. В основном они жаловались на сухость повествования.
Однако их более начитанные коллеги нашли книгу очень занимательной. Тем более что в ней раскрывались одни из самых занимательных тайн XIX – XX вв. Особенно многим понравилось, как ловко Эко вплел в полотно повествования многих исторических личностей.
В заключение стоит честно признать, что эта книга не рассчитана на массового читателя. Ее целевая аудитория - эрудированные интеллектуалы, уставшие от однотипных детективных романов со скучными, предсказуемыми персонажами. Такие люди получат истинное удовольствие от прочтения романа «Пражское кладбище». Умберто Эко содержание книги запутал в виде лабиринта, состоящего из реальных загадок истории и своих вариантов отгадок на них. Таким образом, читатель в занимательной форме может познакомиться со многими научными теориями, объясняющими их.