Биндюжник - кто это? При чем здесь Костя-морячок и Одесса?
Каждый смотревший фильм «Два бойца» наверняка запомнил песню про Костю-моряка. И все помнят фразу: «И все биндюжники вставали…» А биндюжник - кто это? И какое отношение эти люди имеют к пивной, Одессе и морякам? Давайте разберемся.
Заглянем в словарь
К примеру, словарь Даля не скажет точно, каково значение слова «биндюжник». Однако дает точное определение слову «биндюх». Оно означает большую телегу, которая могла перевозить до ста пудов груза. По-другому еще ее частенько называли рыдван или просто повозка. От этого слова и произошел биндюжник. Кто это? Да это обычный извозчик, который управлял в девятнадцатом веке большими телегами и занимался перевозкой тяжелых и габаритных грузов.
Почему в Одессе?
Почему в песне упоминается именно город Одесса? Как говорят историки, в те времена именно этот город делал самый большой товарооборот. Морской порт Одессы считался самым крупным во всей России. По подсчетам специалистов, Одесский порт опережал гавань Санкт-Петербурга по перевозкам грузов в два раза.
Все суда, которые прибывали в Одессу, необходимо было разгружать и загружать в рекордные сроки, ведь на пороге уже появлялся другой корабль. Именно для того, чтобы справиться с таким огромным потоком перевозок, и нужен был биндюжник. Кто это для портового города? Как тогда считали, это самый главный помощник, порой даже спаситель, обеспечивающий быструю разгрузку и загрузку товаров на судно.
Товары с кораблей, конечно же, сносили и заносили грузчики. Но их работы было совершенно недостаточно. Огромные кучи товаров, которые громоздились на портовой пристани, следовало очень быстро доставить по местам назначения. Вот тут-то в дело и вступали биндюжники.
В то время считалось, что одесские биндюжники – это люди одной из уважаемых и востребованных профессий. С самого раннего утра и до заката солнца они трудились, доводя до изнеможения себя и своих лошадей. Для повозок специально выбирались исключительно тяжелые, жилистые и мощные кони, способные проработать полноценный день.
Дальнобойщики 19 века
Если задать вопрос историкам: «Биндюжник - кто это?» - то наверняка многие ответят, что это дальнобойщики девятнадцатого века. Причем надо отметить, что кого попало не брали на такую работу. При наборе всегда предъявлялись особые требования:
- Повышенная выносливость.
- Хорошая физическая форма.
- Наличие определенных навыков работы с лошадьми и «транспортом».
- Высокий рост (это нужно было для того, чтобы снизить процент прилагаемых во время работы усилий).
Спрос на услуги
В Одессе в то время отмечался повышенный спрос на транспортные услуги. Особенно во времена пшеничного бума, когда начинался сбор урожая и требовалось перевезти большое количество груза. Надо отметить, что в город допускались (из «грузовых транспортников») только одесские биндюжники. Власти старались ограничить количество повозок и, следовательно, лошадей на улицах города. Никому не хотелось, чтобы Одесса утонула в куче конского навоза. Так как большинство улиц были довольно узкими, биндюжники имели специальный транспорт – длинные и вместительные фуры. Они могли провезти груз беспрепятственно по узким дорогам и при этом выдерживали большую нагрузку.
Надо сказать, что стоимость работы биндюжников была достаточно высока. Конечно, в тихое время, когда пшеничный бум заканчивался, работа кипела по обычной цене. Но вот в момент спроса цена перевозки за четверть пшеницы доходила до семидесяти пяти копеек. Если представить, что в фуру могло уместиться до двадцати пяти четвертей пшеницы, то сумма за одну перевозку получалась довольно внушительная.
А когда заканчивался сезон, то все биндюжники отправлялись отдыхать. Куда? Конечно же, в пивную. Вот отсюда и моряки в песне, и биндюжники, и пивная.