Китайская поисковая система Baidu.com - конкурент Google?

Китайская поисковая система Baidu уверено обошла своих конкурентов. На сегодня она занимает 1-е место в Китае, 8-е место в Северной Корее, 10-е в Гонконге, 15-е в Японии, 27-е в Тайвани и 82-е в США. Поисковик Baidu имеет такую же популярность в КНР, как Google в Европе.

Конкурент Google из Поднебесной

Компания Baidu считается одной из самых больших интернет-компаний в мире. Она была основана в январе 2000 года бывшими студентами Ериком Сю и Робином Ли, которые получили высшее образование в Америке. Они сумели привлечь около $12 млн инвестиций. Их целью было создать отечественную интернет-компанию, которая смогла бы конкурировать с американскими «монстрами», такими как Google, Yahoo и Bing.

Название литературно переводится «сотню раз», «тысячу раз» или «бесчисленное множество раз». Оно взято из последних строк поэмы Синь Цинзи «Зеленый нефритовый стол на Фестивале Фонарей». В ней говорится: «Искал сотни раз в толпе, внезапно повернувшись, она, она там, в тусклом свете горящей свечи».

Поэма рассказывает о человеке, который ищет свою нефритовую мечту. По словам разработчиков, китайская поисковая система Baidu символизирует постоянный поиск идеала. В связи с этим название поисковика иногда переводят как «поиск мечты».

Золотой щит

Неофициально проект называют «Великий китайский файрвол» (игра слов, в значении как древняя Великая китайская стена и как сетевой брандмауэр). Это виртуальный щит, который занимается фильтрацией интернет-контента на территории КНР. Разработка проекта продолжалась в течение 5 лет. И в конце 2003 года «Золотой щит» начал свою работу.

Также, помимо «щита», в Китае применяется технология DNS-блокировки. Существует «черный список» сайтов, доступ к которым полностью закрыт. Фильтрация веб-страниц происходит по ключевым словам, которые косвенно или напрямую связаны с госбезопасностью.

Китайский Baidu, Sogou и Soso – популярные поисковые системы не только у себя на родине, но и в Европе. Чего не скажешь о Google, Bing и Yahoo, которые стремительно сдают свои лидирующие позиции в КНР.

Достижения

Насколько популярен поисковик baidu.com? Каждый день его посещает около 50 тысяч интернет-пользователей. Он входит в топ-10 самых популярных и прибыльных сайтов интернета, уступает лишь таким гигантам, как Google, Facebook, YouTube, Yahoo и Wikipedia.

В середине 2006 главный поисковик Китая запустил проект «Байдупедия» или «Байду Байке». За первые 3 недели она обошла китайскую Википедию и стала лидером в стране. Энциклопедия Байду подвержена тотальной цензуре, как и сам поисковик. На начало 2017 года она содержит около 14 млн статей. Иными словами, в Байдупедии больше информации, чем в русской, английской, китайской и немецкой Википедии вместе взятых.

Согласно показателю всемирного рейтинга сайтов (Alexa Traffic Rank), baidu.com занимает 4 позицию в мире. В индексе сайта находится более 90 млн графических файлов, 800 млн веб-станиц и более 12 млн файлов медиаконтента.

В 2013 году Baidu вместе с немецкой компанией Avira выпустила собственную антивирусную программу Baidu Antivirus.

Президент компании Чжан Яцинь в 2016 году заявил о своем амбициозном плане. Через 5 лет он намерен начать массовое производство автомобилей (самоуправляемых).

Конкуренты

На рынке Поднебесной Baidu несомненно лидирует. По оценкам специалистов, им пользуются от 65% до 85% населения КНР. Но несмотря на такую популярность, у этого «гиганта» есть конкуренты: So.com, Sogou.com и Soso.com. Эти китайские поисковые системы интернета борются за клиентов и мечтают выбиться в лидеры.

Поисковик So.com появился через 12 лет после Baidu, и сейчас ему принадлежит 17% рынка. Им владеет компания Qihoo 360, их ПО ориентировано в основном на владельцев «пиратских» или нелегальных копий Windows в Китае. Программы «360» обходят проверку подлинности и позволяют установить обновления ОС.

Qihoo активно сотрудничает с Nokia и Google в области мобильного поиска и планирует выйти на европейские рынки. Недавно компания купила акции своего конкурента Sogou, в связи с чем ее позиция на рынке может вырасти на 10%.

Китайская поисковая система Soso.com принадлежит крупнейшему интернет-провайдеру Tencent. Компания является создателем таких успешных проектов, как мессенджеры WeChat и QQ, владеет компанией Riot Games. В мобильном поиске уверенно занимает второе место (15% рынка).

Иностранные поисковики в Китае

Система Bing.com, невзирая на поддержку Microsoft, не популярна в Поднебесной. Ею пользуется не более 1% населения станы и только для поиска информации на англоязычных ресурсах.

По причине тотальной цензуры поисковик Google.com отказался работать в Китае. В 2010 году компания закрыла свое представительство в стране и перебазировалась в Гонконг. Доля Google на китайском рынке значительно сократилась и на данный момент составляет 3%.

Благодаря уходу Google китайская поисковая система Baidu укрепила свои позиции на отечественном рынке. А с открытием японской версии она стала вторым поисковиком в мире.

Комментарии