Структура сочинения-рассуждения по литературе

Точно и последовательно выражать собственные мысли, логически рассуждать без примеси противоречий – эти качества важны в любой жизненной ситуации. Если человек умеет рассуждать, то ему легко будет сделать правильный выбор, отстоять собственное мнение или самоутвердиться. И первым шагом к тому, чтобы научиться рассуждать, является умение правильно писать сочинения-рассуждения. Поэтому структура написания сочинения-рассуждения представлена в этой статье.

Что такое сочинение-рассуждение?

Сочинение-рассуждение – это тип сочинения, целью которого является убедить читателя в правильности определенного вопроса. Такие тексты встречаются в разных стилях речи: от художественного до научного, где автор обязывается доказать или опровергнуть процесс или явление. Структура сочинения-рассуждения в любой вариации обязательно включает в себя тезисное наполнение, которое подтверждает основную мысль.

Сочинения-рассуждения самые сложные в школьной программе. Они требуют от автора не только грамотного выражения мыслей, но и умения отстаивать свою позицию. К тому же автор должен быть хорошо знаком с материалом, который он приводит в качестве аргументов.

Как все происходит?

Но на деле ситуация носит немного другой характер. Ребенок приходит из школы и показывает родителю тетрадку с заданием, мол нужно на завтра написать сочинение. Только в редких случаях родители вместе с ребенком пишут текст, стараясь ему помогать как можно меньше. Чаще всего взрослые начинают шерстить страницы Интернета, просматривать дополнительную литературу или просто пересказывать то, что написано в учебнике. Они самостоятельно пишут текст, и ребенок просто переписывает, даже не понимая, о чем, собственно, идет речь.

И все очень удивляются, когда в итоге учитель говорит, что задание сделано неправильно. Почему так происходит? Дети не всегда серьезно относятся к рекомендациям, которые дает учитель. Забывают, что есть определенная структура сочинения-рассуждения. А взрослые, в свою очередь, просто пишут сочинение, которое соответствует указанному заглавию.

Чтобы избежать таких неловких моментов, и родителям, и учащимся полезно будет узнать, что такое структура сочинения-рассуждения и зачем она нужна.

Собственно структура

Каждый вид сочинений имеет определенные составляющие, которые обязательны при исполнении. Для сочинения-рассуждения такими составляющими являются тезисы и факты, которые являются подтверждением основной мысли. Структура сочинения-рассуждения имеет такой вид:

  1. Тезис. Это основная мысль текста, которая будет доказываться или опровергаться. Например: «Первая любовь – один из самых важных периодов человеческой жизни, который оказывает сильное влияние на дальнейшие взаимоотношения».
  2. Аргументы. Каждый из аргументов должен полностью подтверждать приведенный тезис. Можно использовать цитаты известных людей или примеры из литературы.
  3. Выводы. По факту вывод повторяет тезис, но делает его более обширным, добавляя к основной мысли обобщения, прогнозы и рекомендации.

Усложняем уровень

Именно так выглядит общая структура сочинения-рассуждения по литературе и русскому языку. Всего три оставляющих, ничего сложного. Точно такая же структура текста на лингвистическую тему, но с некоторыми поправками.

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

  1. Вступление. Предложенная заданием цитата вводится в качестве тезиса, автор соглашается с этими словами.
  2. Основная часть. Она состоит из двух основных компонентов. Первый: необходимо дать краткий комментарий цитате, то есть автор должен показать, что он понимает ее смысл. Второй компонент – это доказательства, то есть ученик должен из предложенного текста выбрать не менее двух аргументов и примеров, которые подтверждали бы основной тезис.
  3. Собственно выводы.

ГИА

Что ж, структура сочинения рассуждения по русскому языку понятна. Теперь стоит рассмотреть на практике, как ее применять и где она может пригодиться.

Всем ученикам старших классов известно такое страшное слово, как ГИА – государственный итоговый экзамен. Учащимся 9-го класса нужно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного материала, то есть небольшого текста.

Структура сочинения-рассуждения (ГИА) ничем не отличается от традиционной, с одной поправкой – аргументы должны быть приведены из прочитанного текста. Также можно указывать цитаты из исходного материала или просто писать номера предложений, что подтверждают мысль автора.

ЕГЭ

В свою очередь, структура сочинения-рассуждения (ЕГЭ – единого государственного экзамена, который сдают учащиеся 11-го класса) соответствует исходному образцу. Однако ученики должны продемонстрировать более высокий уровень способностей. Нужно не только рассудить о прочитанном материале, а указать проблему произведения. Более того, необходимо написать о своем отношении к основному тезису и произведению в целом.

Также нужно привести не менее двух аргументов из литературы. Можно написать один пример из жизни (если такой имеется). Грамотное написание сочинения-рассуждения не только принесет хорошие отметки, но и поможет в будущем конструктивно отстаивать свою точку зрения.

Общие рекомендации

Когда общая структура сочинения-рассуждения разобрана, возникает вопрос о том, как правильно писать текст.

В первую очередь стоит обратить внимание на вступление. Оно должно привести читателя к основной проблеме, которую можно сформулировать в виде цитаты или вопроса. Например:

  • Дети подземелья – кто это?
  • Проблема правды в пьесе М. Горького «На дне».

Эти строки приводят читателя к определенным размышлениям. Поэтому во вступлении можно сказать, что есть несколько точек зрения на этот счет, и указать на ту, которой придерживается автор.

Когда создано вступление и обозначен тезис, можно переходить к написанию аргументов – самой важной части. Их не должно быть больше 2-4, но это не отменяет факта убедительности. Кроме того, они должны связываться между собой. Например, если говорить о проблеме правды в пьесе М. Горького «На дне», то стоит навести слова Луки, Сатина и Бубнова. У каждого из них своя правда, чем, собственно, и определяется эта проблема в произведении.

И, наконец, заключение, в котором нужно сделать выводы и подвести итоги. Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Заключение стоит начинать фразой, что подводит к общему итогу. Например: «Таким образом…», «Итак…», «Подводя итог…».
  • Факты, что были приведены выше, не нужно еще раз декламировать, ведь вывод подытоживает самое главное, что написано в сочинении. Для перечисления главных мыслей можно использовать вводные: «во-первых», «во-вторых» и т. д.
  • Стоит отметить, что жанровая направленность сочинения не предполагает категоричных выводов. Автор - это исследователь, у которого есть своя гипотеза. Поэтому не стоит писать, что мыслить нужно именно так, а не как-то по-другому.

Не стоит также забывать об «украшении» сочинения. Конечно, такое задание предполагает, что автор будет оперировать фактами и аргументами в своей работе. Однако не стоит делать текст сухой и безэмоциональной субстанцией. Сочинение-рассуждение – это творческая работа. Поэтому необходимо затронуть эмоции читателя и спровоцировать его на собственные размышления. Хорошим решением станет использование эпиграфа или цитат из других произведений.

Немаловажно «погрузить» читателя в проблему, которая рассматривается в сочинении. Это можно сделать, не только приведя примеры из текста, но и сопоставив основную проблему с современностью. Например, отстаивая проблему правды в пьесе Горького «На дне», можно сказать, что в современном мире у каждого человека своя правда. И кем бы ни был человек, в каком бы положении не находился, он будет верить в свою истину и пытаться преподнести ее другим, невзирая на последствия.

Пример сочинения

Так как уже рассмотрена структура сочинения-рассуждения, пример подобного текста не будет лишним. Он наглядно покажет, какой должна быть структура и как оперировать доказательствами.

Почему сказки нужны взрослым?

Легко ответить, почему сказки нужны детям, но зачем их читать взрослым?

Основная особенность сказки – умение воспитывать, давать жизненно важные уроки, учить терпению и ответственности. Сказка оказывает положительное влияние на эмоции и характер. Здесь добро всегда побеждает зло. Каждая история имеет счастливый конец, что вселяет надежду в светлое будущее и воспитывает добрые качества, которые важно сохранять в любых ситуациях.

Когда-то мне рассказывали о том, что есть дети, которым никогда не читали сказок. Это неправильно! Ведь детство – это тоже сказка, а из него забрали самый главный, волшебный элемент. И временами задумываешься о том, какими же взрослыми стали такие дети. Вряд ли они выросли добрыми и отзывчивыми людьми. Злость и жестокость – эти качества настолько часто встречаются в наше время, что становятся чем-то обыденным. Вандализм, терроризм, преступления – как объяснить эти явления? Только тем, что у взрослых, которые совершают неправомерные поступки, не было в детстве сказок.

Вывод напрашивается сам собой: сказка для взрослых не просто нужна, а катастрофически необходима. Только в ней зашифрованы важные жизненные законы, которые помогают сохранить доброту, веру и отзывчивость.

Мне всегда нравилась сказка о Золушке. Если бы все взрослые ее прочитали, то смогли бы научиться доброте и терпению. Да, основной смысл этой сказки известен всем, это ведь классика жанра. Но если углубиться в историю, то можно увидеть, что главная героиня всегда верит в добро, улыбается и знает, что ее мечты рано или поздно осуществятся. И сколько бы злая мачеха и сводные сестры ни измывались над ней, тьме не под силу загасить луч света, который живет в сердце девушки.

Сейчас сложно найти человека, который с готовностью поймет и поддержит другого. Мы научились слышать, но не слушать. Разговаривать, но не открывать свои сердца. Поэтому стоит прочитать несколько сказок, они покажут, что в искренности нет ничего зазорного, зло всегда проигрывает, а добро торжествует. Только тогда можно будет увидеть красоту этого мира и насладиться ею сполна.

Как правильно рассуждать?

Чтобы научиться правильному суждению, необходимо постоянно задавать себе вопрос «почему?». Почему герой поступил так, а не иначе? Почему человек говорит одно, а делает другое? Почему оскорбления одних ранят, а других не тревожат?

Только выстраивая логическую цепочку суждений, можно будет найти правильный ответ. Рассуждая о важных и даже малозначительных вопросах, человек становится немного мудрее и добрее. Даже если ему не открылась истина, он понимает, что другие люди могут иметь иное мнение, и становится терпимее. Но в то же время знания, которые дались ему путем долгих размышлений, он будет отстаивать, приводя весомые аргументы.

Комментарии