Врагова Светлана: режиссер в стиле ретроавангарда
Ее карьере может позавидовать каждый режиссер, который делает первые шаги в искусстве. Она и ставит в театре феноменальные спектакли, и красиво одевается, и мастерски учит своих актеров премудростям лицедейства. А еще Врагова Светлана основала удивительный храм Мельпомены, который создал серьезную конкуренцию своим столичным «собратьям». Ну кто об этом не мечтает из режиссерской среды? Наверняка, каждый. Врагова Светлана сама проложила себе путь в профессию, влиятельных покровителей в искусстве у нее не было. Принципиальность и требовательность в работе превратили ее в мудрого и авторитетного руководителя театра. Что же было примечательного в творческой карьере женщины-режиссера? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Мечта о «возвышенном»
Врагова Светлана Александровна (в девичестве Гюрджян) – уроженка города Еревана. Она появилась на свет 31 марта 1953 года. Будущая звезда режиссуры, воспитывалась в строгих устоях. Отец имел высокий и ответственный чин генерала внешней разведки, а мать работала переводчицей и параллельно оказывала редакторские услуги.
Следует отметить, что Врагова Светлана уже в юном возрасте стала проявлять интерес к великому искусству. Но быть режиссером не хотела. Напротив, девушка считала эту профессию второстепенной по сравнению с актерством. Светлана мечтала о том, что когда-нибудь выйдет лицедействовать на сцену, и тысячи зрителей будут рукоплескать ей от восторга. Однако родители девушки не разделяли ее увлечение театральным искусством, пророча ей «приземленную» и, по возможности, «денежную» профессию.
Учеба актерскому мастерству
И все-таки Врагова Светлана ослушалась отца и мать. Получив аттестат зрелости, она твердо решила ехать в Москву и поступать в ГИТИС. Так она и сделала. Причем, успешно пройдя конкурсный отбор. Девушку зачислили сразу на второй курс. Светлана несколько удивилась тому, что ее «определили» на режиссерский факультет. Она попала в мастерскую Ю.Завадского.
Постепенно у нее появился вкус к режиссерской профессии. Уже в студенческие годы она ставит «пробные» спектакли. Когда пришло время выпуска, Врагова Светлана Александровна усиленно готовится к дипломной постановке: «Пятый десяток» (по А.Белинскому). Работа оказывается удачной. Вскоре девушка получает документ об окончании режиссерского факультета ГИТИСа.
Начало карьеры
После учебы в легендарном вузе девушка какое-то время трудилась в ТЮЗе города Кирова, а потом устроилась работать в Московский театр им. А.С. Пушкина. На его сцене Светлана Александровна начинает ставить дебютные спектакли в стиле ретроавангарда (специфическое восприятие прошлого). Спустя некоторое время она работает над пьесой «Ждем человека» (Р.Солнцев), где представитель рабочего класса предстает в образе не хозяина Страны Советов, а безропотного элемента, который легко поддается манипуляции. Естественно, такое видение пьесы вызвало негодование у партийных чиновников, отвечающих за «внедрение искусства в массы». Спектакль «Ждем человека» в конечном итоге был вычеркнут из репертуара, а режиссеру Враговой предложили поискать другое место работы.
Новые горизонты
После этого у Светланы Александровны наметился перерыв в творчестве, который продлился два года.
В начале 80-х женщину-режиссера позвали в Новый Драматический театр. И вновь Врагова начинает ставить спектакли, трактуя их сюжет по-своему. Естественно, поначалу они были сложны для восприятия зрителей, но со временем нашлось немало ценителей ее творчества. Параллельно с режиссерской деятельностью Светлана Александровна занялась преподаванием актерского мастерства в театральном училище им. Щепкина.
Свой храм Мельпомены
Став в конце 80-х авторитетным специалистом в постановке спектаклей, выпускница ГИТИСа решила создать собственный театр. И все предпосылки для этого имелись: Светлану Александровну уважали коллеги, а сама она уже обладала задатками лидера, за которым пойдут и в которого поверят. Но чтобы организовать свой храм Мельпомены, Враговой и ее подопечным пришлось немало потрудиться.
Режиссеру выделили под театр старинное здание на Спартаковской площади, которое изначально было хлебной биржей. Обветшалый дом оставлял желать лучшего не только снаружи, но и изнутри. Целый год понадобился для того, чтобы преобразить интерьер будущего храма Мельпомены, который получил название: «Театр-студия на Спартаковской». Но репетиции не прекращались даже во время ремонтных работ. Дебютная постановка имела небывалый успех у зрителя.
Светлана Врагова режиссировала спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», участие в котором прославило на всю страну начинающую актрису Оксану Мысину. С вышеуказанным спектаклем труппа «Театра-студии на Спартаковской» поехала гастролировать «за океан», и американский зритель высоко оценил эту работу Враговой. Репертуар театра постепенно расширялся. А потом Светлана Александровна решилась поставить пьесу Леонида Андреева «Катерина Ивановна», о которой сам Станиславский отзывался критично. Но ей удался этот эксперимент, возможно потому, что она нестандартно подходила к постановкам спектаклей. «Катерина Ивановна» – это некая дань русскому модерну.
«Модернъ»
А потом «Театр-студию на Спартаковской» переименовали. Детище Враговой стало называться Московский драматический театр «Модернъ». Это название женщина-режиссер придумала неспроста: таким оригинальным образом она подчеркнула свою приверженность стилю ретроавангарда.
Скоро Московский драматический театр «Модернъ» отметит свой тридцатилетний юбилей. Его разнообразный репертуар сегодня удовлетворяет запросы не только взрослых, но и детей.
Уход из театра
В 2016 году Светлана Врагова была вынуждена покинуть «Модернъ». Инициатива увольнения исходила от чиновников Департамента культуры города Москвы. В качестве причины расторжения трудовых отношений они обозначили неоднократные нарушения финансовой отчетности и серьезные огрехи в хозяйственной деятельности.
В настоящее время экс-худрук театра «Модернъ» хочет реализовывать новые проекты в искусстве. В частности, Светлана Врагова намеривается попробовать себя как кинорежиссер. А есть ли у нее семья? Замужем ли Светлана Врагова? Личная жизнь экс-худрука театра «Модернъ» скрыта от посторонних глаз. Известно, что ранее она состояла в браке, который распался.