Жалоба - это что такое? Как написать жалобу правильно?
Жалоба – это способ борьбы с нарушением прав граждан и организаций, с которыми те сталкиваются. Жалуются и на чиновников, и на действия лиц, не обладающих властными полномочиями. Отсюда и существенная разница между различными заявлениями.
Законодательное регулирование
В РФ жалоба означает широкий перечень заявлений граждан и всевозможных организаций. Их направляют в административные органы, в полицию, прокуратуру, в суды. Из-за этого правила написания бумаги значительно отличаются.
Чтобы сделать все правильно, следует обратить внимание на ряд нормативных актов, это:
- Закон об обращениях граждан.
- ГПК.
- КАС.
- АПК.
- УПК.
- Закон о прокуратуре.
- Положения, инструкции, постановления, акты, принятые иными органами.
Вдобавок налажена практика принятия административных регламентов. Они объединяют в себе положения разных актов, содержат образцы документов и описывают порядок действий чиновников.
Все перечисленные нормативные акты являются, по сути, основой, которая дает ориентиры для правильного составления документов.
Общие правила написания
Жалоба – это официальная бумага и должна соответствующе выглядеть. Текст пишут на альбомных листах. При составлении активно пользуются компьютерами. Тем не менее закон не ограничивает заявителей в праве воспользоваться ручкой. Цвет пасты также не имеет значения.
Нежелательно допускать исправления и зачеркивания, но чиновник не имеет права отказаться рассматривать заявление по этой причине. Иное дело, если невозможно разобрать написанное. Не менее важно соблюдение правил орфографии и пунктуации, чтобы текст не утратил смысл, вложенный автором.
Жалобу, не рассмотренную из-за невозможности прочтения, разрешается направить снова. С судом все иначе. В определении указывается, что в заявлении не так, дается время на исправление недостатков. Не вовремя поданные исправления приведут к возвращению материалов отправителю.
Автору следует подойти взвешенно к объему информации. Избыток сведений или недосказанность делают документ бессмысленным. Нельзя забывать, что жалоба – это средство донести до власти свое видение проблемы и способы её решения. Изложение сухих фактов и ссылки на закон - значительная часть успеха. В то же время не стоит насыщать текст эмоциями.
Как правильно оформить
Жалоба – это документ, состоящий из следующих пунктов:
- адресат;
- отправитель;
- заинтересованные стороны (чаще указываются в судебных документах);
- изложение обстоятельств, фактов, свидетельствующих о нарушении прав заявителя;
- ссылки на законодательство (название, номера, пункты законов или нормативных актов, относящихся к проблеме);
- требования (привлечь к ответственности, устранить нарушения, совершить конкретные действия);
Просьбы формулируются с учетом полномочий чиновников. Конечные требования не должны быть взаимоисключающими.
Так, например, полицейский не вмешивается в действия органов жилищного надзора, и наоборот. Заявителю разъясняется, куда ему обращаться в его случае.
Автор жалобы подписывается под текстом. Документы, из содержания которых не выяснить, кто автор, считаются анонимными и не рассматриваются. Ставится дата подачи.
Если прилагаются дополнительные документы, под текстом излагается их перечень.
Подача жалобы через представителя обязывает его предъявить доверенность и приложить её копию.
Как направлять бумаги адресату
Предусмотрено три способа:
- почтой;
- лично;
- через представителя.
На практике имеет место передача документов через курьера или нарочного, но такое разрешается не везде.
Письма через почту желательно направлять с уведомлением. Так именуется карточка, возвращаемая отправителю. Она подтверждает получение адресатом письма. Принимающее лицо ставит свою подпись.
Опись с вложением кажется более надежным вариантом, но так лучше не делать. Адресату из ближайшего отделения почты направляется извещение, само письмо остается на почте, пока за ним не явятся. Часто письма так никто не забирает, и они возвращаются отправителю. Неважно, это жалоба на решение суда или бумага иного рода.
Почтовые отправления с уведомлением же непосредственно доставляются в организацию-адресат.
Личная передача организована в канцелярии согласно расписанию. Если ведется личный прием, нередко заявление передается чиновнику напрямую. На копии принявшее лицо ставит свою подпись и дату, подтверждающие принятие заявления.
Представитель действует по доверенности. Она оформляется или по месту жительства в управляющей компании, или нотариусом.
Электронные жалобы
В последние годы предоставляется возможность подать жалобу через Интернет. Правда, требуется в ряде случаев наличие цифровой подписи, подтверждающей подлинность электронных заявлений. Так, например, подаются иски через Интернет.
На сайт главы государства материалы отправляются без дополнительных требований, подобным образом дело организовано на сайте МВД, ФССП, прокуратуры и некоторых других служб.
Особенности обращений в прокуратуру
Если заявления от граждан носят общий характер, на них распространяется Закон «Об обращениях граждан».
Прокуратура занимается проверкой решений чиновников, она не подменяет собой иные органы. Если проблемой еще никто не занимался, документы передаются по принадлежности. О чем непосредственно прокуроры сообщают на приеме.
В рамках уголовного дела подать жалобу разрешается или прокурору, или начальнику следственного отдела или органа дознания на выбор. Порядок действий, требования к жалобе предусмотрены УПК. Минуя перечисленные инстанции, заявитель имеет право обращаться в суд напрямую.
Как обратиться в полицию, СК и ФСБ
Полиция принимает жалобы в форме обычных заявлений и о преступлении. Первая категория касается административных правонарушений. Заявления о преступлениях фиксируются в специальном журнале. Автор предупреждается об ответственности за ложный донос, о чем в заявлении пишет своей рукой. Выдается талон о принятии заявления. При приеме в полиции его, кстати, пишут от руки на бланке, так полиция себя защищает от обвинений в фальсификациях.
Жалобу или заявление не запрещено отправить и по почте или через представителя, если нет возможности явиться лично.
Желательно сообщить о преступлении в орган, который его будет расследовать. Если сведения о преступлении попадают не по адресу, материалы передаются для проверки надлежащему лицу.
Жалоба на постановление инспектора ГИБДД или другой службы подается также в системе органов МВД.
Действия сотрудников комитета и органов безопасности по приему жалоб идентичны алгоритму действий полицейских. Эти вопросы регулируются одним законом, могут отличаться ведомственные акты. Разница между ними не существенна.
Особенности обращений в суд
Судьи, в отличие от административных органов, полиции и прокуратуры, работают исключительно на основе заявлений. Они оформляются в виде жалоб, исков, представлений (так именуются жалобы, поданные прокурорами).
Оформление зависит от формы производства (уголовное, гражданское, административное, арбитражное, материалы по КоАП).
Далее надо выяснить, в мировой, районный или арбитражный суд надо адресовать заявление. Иначе ошибка приведет к пропуску срока.
Время, отведенное на обращение с жалобой, разнится – от нескольких дней до лет.
Процессуальные кодексы содержат четкие требования к содержанию заявлений. В уголовном процессе жалоба в суд подается в одном экземпляре, без приобщения документов. Конечно, лучше их приобщить. Это пойдет на пользу и суду, и заявителю.
Особенности обращения в суд по гражданским и административным делам:
- количество копий жалобы и приобщенных документов согласно числу сторон;
- изложение обстоятельств;
- нарушения закона;
- оплата госпошлины (размер предусмотрен Налоговым кодексом).
Последнюю не платят при подаче жалоб по административным материалам (КоАП) и уголовным делам. Льготы предусмотрены заявителям по некоторым категориям гражданских и административных дел.
Насколько жалоба в суд более эффективна, определяется конкретной ситуацией. Тем более что в РФ решение первой инстанции обжалуется через ряд вышестоящих уровней системы.
Помощь юриста
Она заключается в ряде моментов:
- выбор актов, которыми следует руководствоваться;
- факты, имеющие значение;
- доказательства, которые уже есть у человека и которые надо истребовать.
Юрист может разъяснить, как написать жалобу, или сделать это вместо обратившегося лица.
Распространен смешанный подход - люди стараются делать все сами, прибегая к консультациям, где без этого не обойтись. Тем более что интернет предлагает широкий выбор ресурсов, на которых юристы предлагают свою помощь в разъяснении законов бесплатно.
Как написать жалобу, разъясняется на сайтах государственных организаций, в частности судов. Там прямо предлагается скачивать бланки жалоб и заявлений. Так легче и гражданам, и чиновникам.
В целом написать заявление по поводу нарушения своих прав несложно, информации предостаточно. Если же в чем-то не удается разобраться, можно обратиться к специалистам.