Разминка речевая для детей: описание, техники и отзывы. Речевая разминка на уроках английского языка

Современные системы обучения основываются на общении, то есть носят коммуникативный характер. Перед учителем стоит важная задача – научить детей правильно пользоваться родным языком, привить стремление регулярно совершенствовать его и обогащать, грамотно и полно выражать свои мысли, подготовить к эффективной речевой коммуникации и обмену информацией. Для этих целей как нельзя лучше подходит речевая разминка, которая помогает развивать навыки произношения, выразительного чтения, а также готовит к творческой деятельности. Подобные занятия получили массу положительных отзывов, как среди профессиональных педагогов, так и среди родителей школьников.

Цели и задачи

Речевая разминка (речевая зарядка) представляет собой набор коротких динамических упражнений. Это важный аспект обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста, ещё не достигших высокого уровня устной коммуникации и навыков беглого чтения. Также речевая разминка для детей проводится в начале урока чтения для улучшения артикуляции звуков и тренировки четкой речи. Регулярное проведение таких упражнений способствует быстрому устранению дефектов произношения звуков, вызывающих у детей затруднения, что подтверждают и отзывы врачей-логопедов. Понятие речевой разминки может варьироваться в зависимости от того, какой целью руководствуется учитель при выполнении того или иного комплекса упражнений. Целесообразно разграничивать речевые разминки для развития навыков артикуляции, а также для совершенствования коммуникативных навыков.

Методические рекомендации

При подготовке разминки следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо тщательно подбирать материал для занятий, основываясь на оценке психологической и педагогической обстановки в классе.
  • Упражнения должны способствовать развитию кругозора детей и пополнять их активный словарь.
  • Следует выполнять упражнения регулярно, по несколько минут в начале занятия.
  • Постепенно двигаться от простого к сложному.
  • Давать детям возможность творчески выражаться, проявлять любопытство.

Речевое дыхание

Важным подготовительным этапом для выполнения речевой разминки является развитие навыка правильно вдыхать и выдыхать, задерживать дыхание. Известный педагог, методист по русскому языку М. Р. Львов, ставил технику дыхания на первое место. Техника выполнения дыхательных упражнений:

  • дышать носом;
  • не поднимать плечи;
  • вдыхать коротко, выдыхать плавно;
  • не надувать щеки;
  • делать перерывы между упражнениями, чтобы избежать головокружения.

Дыхательные упражнения выполняются без голоса или с голосом. Упражнения без голоса можно выполнять в игровой форме с использованием подручных материалов. Например, в упражнении «Футбол» ученики должны задуть шарик из бумаги в ворота, в упражнении «Бабочка» - заставить подвешенную на нитке бумажную бабочку порхать. Иногда достаточно будет просто подключить фантазию - осторожно подуть на воображаемый одуванчик или задуть свечи на невидимом именинном пироге, не раздувая щеки.

Речевая разминка для развития навыков артикуляции

Разминка речевая такого типа традиционно проводится в несколько этапов:

  1. Упражнения на развитие речевого аппарата или артикуляционная гимнастика. Направлены на тренировку артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба).
  2. Упражнения на отработку дикции позволяют привить ученикам навык чёткого произношения слов, учат аккуратности в построении высказывания и самоконтролю.
  3. Упражнения на интонацию позволяют ученикам приобрести навык выражения мыслей с различной эмоциональной окраской, а также распознавания эмоций других людей по голосу.

Образец речевой разминки для развития навыков артикуляции

Артикуляционная гимнастика – упражнения «Лягушка», «Слон», «Часики». Во время этих упражнений дети в игровой форме тренируют губы и язык. Разминка речевая на артикуляцию выполняется под счёт, ритм может также задавать простой тематический стишок.

Упражнения на отработку дикции. Ученики четко проговаривают ряд гласных букв (и-э-а-о-у-ы), а затем слогов (ар-ор-ур-ыр, ря-ро-ре-ря). Чистоговорки. Также довольно распространенная и эффективная речевая разминка. Чтение чистоговорок направлено на многократное повторение предложения, состоящего из слов со сложной артикуляцией (У четырёх черепах по четыре черепашонка).

Упражнения на интонацию. « В зимний холод всякий молод». Нужно прочитать поговорку с разной интонацией – сначала с чувством радости, потом грусти и удивления.

Речевая разминка для развития коммуникационных навыков

Вопрос-ответ. Заставляет широко мыслить, проявлять любопытство, дает инструмент поиска нужной информации. Ученики начальной школы испытывают трудности, когда приходится проявлять инициативу в разговоре и задавать различные вопросы. Поэтому на начальных этапах рекомендуется давать не слишком обобщенные, конкретные задания.

Диалог-игра. Помогает ученикам оказаться в новой коммуникативной ситуации, заставляет работать воображение и смекалку, способствует их эмоциональному раскрытию.

Описание ситуации. Учит правильно строить монолог, относительно долго и связно рассказывать о чем-то. Для развития кругозора может выполняться с использованием репродукций известных произведений русских художников.

Образец речевой разминки для развития воображения

Ответ-вопрос. Это разновидность вопросно-ответной речевой разминки, только выполняется она наоборот. Можно придумать забавное название, которое полюбится детям, например, игра «Наизнанку» или «Шиворот-навыворот». В начале упражнения учитель читает короткий рассказ или показывает картинку, по которой дети сами составляют историю. Затем каждый ученик получает карточку с ответом («Четыре», «В лесу»), вопросы к которым он должен придумать самостоятельно. («Сколько лап у лисы?», «Где она живет?).

Диалог-игра. После того как дети потренировались задавать вопросы, они могут начать задавать их друг другу. Один ученик («гость») получает карточку, на которой написана его роль, но другим не показывает. Задача остальных – отгадать, кто перед ними, задавая различные вопросы. Тематика может варьироваться: профессии, волшебные существа, фрукты и овощи.

Полезные упражнения при обучении иностранному языку

Речевая разминка (англ. warming-up) особенно важна на занятиях по иностранному языку. Речевая разминка на уроках английского языка позволяет учителю сделать начало урока ярким и привлечь внимание учеников, помогает детям настроиться на занятие и переключиться с родного языка на иностранный. С одной стороны такие упражнения на английском языке могут быть направлены на повторение и закрепление материала, пройденного на предыдущем занятии. С другой стороны, разминка речевая может служить вводной частью для новой темы. Выделяют несколько типов таких упражнений:

  • Фонетическая разминка речевая. Английский язык представляет сложность для учеников, когда дело доходит до произношения межзубных звуков «с» и «з», которые отсутствуют в родном языке. Фонетическая разминка помогает подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К такому типу относятся скороговорки, стишки, фонетические «лесенки» (we-win-wind-winter-window).
  • Лексическая. В качестве лексической речевой разминки можно использовать игру «снежный ком», когда каждый ученик добавляет по одному слову к изначальному предложению. Учитель предлагает модель предложения и показывает пример: «A lady went to the market and boughta pumpkin”. Ученики продолжают добавлять по одному слову к предложению, повторяя при этом все предыдущие варианты. Задание способствует многократному повторению. Запоминание порядка слов в предложении, прошедшей формы неправильных глаголов (went, bought), отрабатывается лексика на определенную тему.
  • Грамматическая. Помогает закрепить определенную грамматическую тему. Работа может строиться в вопросно-ответной форме. Например, ученики встают в круг, бросают друг другу мяч и поочередно задают вопрос «Have you ever...?»;
  • Диалоговая речевая разминка на английском языке помогает выработать навык формирования разных типов вопросов, а также краткого и лаконичного ответа. Учитель предлагает ученикам карточки с описанием ситуации и распределением ролей. Например, знакомство, диалог в библиотеке, диалог в поликлинике и т. д.

На протяжении жизни речь человека совершенствуется и обогащается. Наиболее важным периодом в её становлении и развитии является детство. В это время происходит активное освоение языковых средств, пополняется и активизируется словарный запас, зарождаются навыки чтения и письма. Речевые разминки в начальной школе помогают детям перейти на новый уровень речевой деятельности, улучшить произношение, научиться общаться, а также преодолеть эмоциональный барьер и поверить в свои возможности.

Комментарии