Возрастные особенности детей и взрослых: классификация и характеристики

Если вы находитесь в подавленном состоянии, осознаете тленность бытия, тревожитесь и задумываетесь о собственном несовершенстве, не беспокойтесь – это временно. А если ваше эмоциональное состояние находится в равновесии и ничто вас не тревожит, не обольщайтесь – возможно, это ненадолго.

Вся жизнь человека состоит из многочисленных психофизиологических периодов, каждому из которых свойственны определенные эмоциональные уровни. Завершение каждого периода чревато психологическим кризисом возраста. Это не диагноз, это часть жизни, возрастные психофизиологические особенности человека. Предупрежден – значит вооружен. Легко преодолеть кризис возраста поможет понимание того, что именно происходит в организме в тот или иной момент.

Возраст и возрастные особенности

С рождения и до смерти человек проходит множество этапов развития личности. Психика человека меняется, перестраивается и развивается на протяжении всей жизни. Человек проживает как эмоционально стабильные периоды, так и кризисные этапы развития личности, которым свойственен нестабильный эмоциональный фон.

Психологи поэтапно описывают возрастные психологические особенности. Наиболее очевидны перемены, связанные с психическим развитие личности в детском и подростковом возрасте. Этот период характеризуется наиболее яркими всплесками эмоциональной нестабильности. Подобные периоды обычно связаны с кризисом возраста. Но не стоит пугаться страшного слова "кризис". Обычно такой сложный и эмоционально нестабильный период заканчивается качественным скачком развития в детском возрасте, а взрослый человек преодолевает еще одну ступень на пути к формированию зрелой личности.

Стабильный период и кризис возраста

Как стабильный период развития, так и кризисные природы характеризуются качественными изменениями личности. Стабильные психоэмоциональные этапы характеризуются длительной продолжительностью. Подобные периоды затишья обычно заканчиваются качественным положительным скачком развития. Личность меняется, и новые приобретенные умения и знания остаются надолго, не вытесняя зачастую уже сформированных ранее.

Кризис – это стихийное происшествие в психоэмоциональном состоянии человека. При неблагоприятных условиях такие периоды могут растягиваться до 2 лет. Это короткие, но бурные стадии формирования личности, которые также привносят новые изменения в характер и поведение. Что подразумевается под неблагоприятными условиями, влияющими на длительность кризисного периода? Это прежде всего неправильно выстроенные отношения "человек - социум". Отрицание окружающими новых потребностей личности. Здесь следует особо отметить кризисные периоды в развитии детей.

Родители и воспитатели зачастую делают акцент на трудновоспитуемости детей в критические периоды их развития.

"Не хочу, не буду!" Можно ли избежать кризиса?

Психологи утверждают, что яркие проявления критического периода – это проблема не ребенка, а социума, который не готов к изменению поведения. Возрастные особенности детей формируются с рождения и меняются в течение жизни под влиянием воспитания. Формирование личности ребенка происходит в социуме, которое оказывает непосредственное влияние на психоэмоциональное развитие индивида. Кризисы детского возраста зачастую связаны с социализацией. Избежать кризиса как такового невозможно, но правильно выстроенные взаимоотношения "ребенок - взрослый" способствуют сократить длительность этого периода.

Кризис младшего возраста возникает из-за неспособности малыша удовлетворить свои новые потребности. В 2 или 3 года он осознает свою самостоятельность и стремится самостоятельно принимать решения. Но в силу своего возраста не может здраво оценить ситуацию или не способен физически выполнить какое-то действие. На помощь приходит взрослый, но это вызывает явный протест со стороны малыша. Вы говорите ребенку идти по ровной дороге, а он нарочно лезет в лужи или грязь. Когда вы предлагаете отправиться домой, ребенок убегает гонять голубей. Все попытки перетянуть одеяло на себя заканчиваются детской истерикой и слезами.

Выхода нет?

Всем родителям в такие периоды кажется, что ребенок их не слышит, а частые негативные эмоциональные всплески выбивают из колеи. В такие моменты важно сохранить лицо, как бы это ни было сложно, и помнить, что вы - один взрослый в этой ситуации и только вы способны выстроить конструктивную коммуникацию.

Что делать? Ответ на детские истерики

Если ребенок стремится самостоятельно принимать решения, стоит помочь сделать ему адекватный выбор. Что делать, если случилась истерика? Не всегда нужно стремглав бросаться утешать чадо, обещая ему золотые горы взамен на тишину и спокойствие. Конечно, вначале это будет самым быстрым способом покончить с истерикой, а в дальнейшем приведет к элементарному шантажу со стороны ребенка. Дети очень быстро учатся понимать причинно-следственные связи, поэтому осознав, почему ему перепадают внезапно сладости или игрушка, будет требовать это криком.

Конечно, игнорировать чувства ребенка нельзя, но в некоторых случаях можно спокойно объяснить, что подобное поведение – это его собственный выбор, и если ему комфортно в таком состоянии, так тому и быть. Зачастую возрастные особенности в виде капризов и истерик детей в возрасте 2-3 лет – это проверка на прочность, поиск границ дозволенности, и важно эти границы четко обозначить, не лишая тем самым ребенка права выбора. Он может сидеть посреди улицы и плакать или пойти с родителями смотреть, куда уехал вон тот синий грузовик, - это его выбор. В возрасте 2-3 лет можно делегировать малышу элементарные домашние дела: разобрать пакет с покупками, покормить домашнего питомца или принести столовые приборы. Это поможет ребенку адекватно воспринимать свою самостоятельность.

Основные критические периоды развития детей младшего возраста

Первый критический период в раннем детском возрасте встречается у новорожденных. И называется он кризисом новорожденности. Это естественный этап развития нового человека, который внезапно столкнулся с катастрофическим изменением условий окружающей среды. Беспомощность вкупе с осознанием собственной физической жизни способствует возникновению стресса для маленького организма. Обычно для первых недель жизни ребенка характерна потеря веса – это следствие стресса из-за глобального изменения условий и полной перестройки организма. Основная задача, которую предстоит решить ребенку в критический период его развития (кризис новорожденности) – это обрести доверие к окружающему миру. А мир для крохи первых месяцев жизни – это в первую очередь его семья.

Ребенок выражает свои потребности и чувства через плач. Это единственно доступный для него способ коммуникации в первые месяцы жизни. Все возрастные периоды характеризуются определенным набором потребностей и способами выражения этих потребностей. Не нужно изобретать велосипед, пытаясь понять, что нужно ребенку 2 месяцев и почему он плачет. Периоду новорожденности свойственны лишь основные первичные потребности: питание, сон, комфорт, тепло, здоровье, чистота. Часть потребностей ребенок способен удовлетворить самостоятельно, но основная задача взрослого - обеспечить условия для удовлетворения всех необходимых потребностей малыша. Первый кризисный период заканчивается возникновением привязанности. На примере кризиса новорожденности можно понятно объяснить, что все особенности поведения и эмоционального состояния в определенные периоды жизни обусловлены возникновением в итоге качественного новообразования. Новорожденный малыш проходит множество стадий принятия себя и своего организма, призывает к помощи, он осознает, что получает необходимое, выражая эмоции, и учится доверять.

Кризис первого года

Возрастные и индивидуальные особенности человека формируются под влиянием социума и зависят от навыков общения с окружающим миром. В первый год жизни ребенок начинает вступать в коммуникацию с окружением, познает определенные границы. Уровень его потребностей возрастает, соответственно меняется и способ достижения своих целей.

Между желаниями и способом их выражения появляется разрыв. Это и есть причина начала критического периода. Ребенок должен освоить речь, чтобы удовлетворить новые потребности.

Кризис трех лет

Возрастные особенности ребенка трех лет связаны с формированием личности и собственной воли. Этот сложный период характеризуется непослушанием, протестами, упрямством и негативизмом. Ребенок осознает условность обозначенных границ, понимает свою косвенную связь с миром и активно проявляет свое "Я".

Но этот критический период играет очень важную роль в умении формировать свои цели и находить адекватные способы их достижения.

Избежать кризиса

Развитие человека – это не стихийный и далеко не скачкообразный процесс, а вполне равномерное течение, подвластное разумному управлению и саморегуляции. Возрастные особенности детей и взрослых зависят от результатов коммуникации с окружающим миром и самим собой. Причина возникновения критических периодов – это неправильное завершение стабильного периода развития личности. Человек подходит к этапу завершения одного периода с определенными потребностями и целями, но не может понять, что с этим делать. Случается внутреннее противоречие.

Можно ли избежать критических периодов? Говоря о предотвращении кризиса в детском возрасте, стоит обратить внимание на зону ближайшего развития. Что это значит?

На шаг впереди

В процессе обучения стоит выделить уровень актуального и потенциально развития. Уровень актуального развития ребенка определяется его умением выполнять самостоятельно те или иные действия без посторонней помощи. Это относится и к простым бытовым вопросам, и к задачам, касающимся интеллектуальной деятельности. Принцип зоны ближайшего развития – это упор на уровень потенциального развития ребенка. Этот уровень подразумевает то, что ребенок способен решить в сотрудничестве со взрослыми. Подобный принцип обучения поможет расширить границы в его развитии.

Теоретически и практически этот способ можно использовать и взрослым. Ведь критические периоды характерны для всех возрастов.

Взрослые кризисы

Детская непосредственность, юношеский максимализм, старческая ворчливость – все эти возрастные особенности человека характеризуют критические периоды его развития. В возрасте 12-15 лет молодые люди весьма агрессивно пытаются взобраться на ступень выше, доказывая свою зрелость и устойчивое мировоззрение.

Негативизм, протест, эгоцентризм – распространенные возрастные особенности школьников.

Бурный период подросткового максимализма, который отличается рвением юного человека занять более взрослую позицию, сменяет период взрослости. И здесь наступает либо длительный эмоционально стабильный период, либо очередной кризис, связанный с определением своего жизненного пути. Этот критический период не имеет четких границ. Он может настигнуть и 20-летнего человека, а может внезапно дополнить кризисы среднего возраста (и усложнить их еще больше).

Кем я хочу стать?

На этот вопрос многие люди не могут найти ответ в течение всей жизни. А неправильно выбранный жизненный путь может негативно отразиться на осознании своего предназначения. Не всегда человек имеет полную власть над своей судьбой. Помним, что человек растает в жестких условиях социальной среды.

Жизненный путь зачастую тоже выбирают для детей их родители. Некоторые дают свободу выбора, направляя в определенное русло, другие же лишают своих чад права голоса, решая их профессиональную судьбу самостоятельно. Ни первый, ни второй случай не гарантирует избежания критического периода. Но принятие собственной ошибки зачастую происходит легче, нежели поиск виновных в своем фиаско.

Причиной возникновения критического периода является зачастую неправильное завершение предшествующего периода, отсутствие определенного переломного момента. На примере вопроса «кем я хочу стать» это довольно просто объяснить и понять.

Этот вопрос сопровождает нас с детства. Случается, что зная точный ответ, мы постепенно движемся к достижению поставленной цели и в результате становимся теми, кем мечтали стать в детстве: врачом, учителем, бизнесменом. Если это желание осознанное, приходит удовлетворение потребности самореализации и, соответственно, самоудовлетворения.

Далее события будут развиваться в другой плоскости – развитие в профессии, удовлетворение или разочарование. Но основная задача периода взросления выполнена, и кризиса можно избежать.

Но очень часто вопрос «кем же я все-таки хочу стать» может сопровождать человека очень долго. И вот, казалось бы, человек уже вырос, а все еще не определился. Многочисленные попытки самореализации заканчиваются неудачно, а ответа на вопрос все нет. И этот снежный ком, нарастая, перекатывается из одного периода в другой, зачастую усугубляя кризис 30 лет и кризис среднего возраста.

Кризис 30 лет

Тридцатилетие – это период, когда продуктивность в семейных отношениях становится в противовес творческому застою. В этом возрасте человеку свойственно переоценивать свою удовлетворенность личной и профессиональной жизнью. Часто в этот период люди разводятся или увольняются под предлогом «способен на большее» (вспомним вопрос «кем я хочу быть»).

Главная задача критического периода 30 лет – это подчинить свою деятельность идее. Либо твердо следовать намеченной цели в выбранном направлении, либо обозначить новую цель. Это касается как семейной жизни, так и профессиональной деятельности.

Кризис среднего возраста

Когда уже не молод, но и пожилой возраст еще не хлопает по плечу, самое время подойти к переоценке ценностей. Самое время задуматься о смысле жизни. Поиск основной идеи и предопределения, дезадаптация – это возрастные особенности периода зрелости.

Иногда человек спускается со своего пьедестала, чтобы пересмотреть свои идеи и цели, оглянуться на проделанный путь и принять ошибки. В критический период решается определенное противоречие: человек либо уходит в семейный круг, либо выходит за пределы узко очерченных границ, проявляя интерес к судьбе людей за пределами семейного круга.

Кризис подведения итогов

Пожилой возраст – это время подведения итогов , интеграции и объективной оценки пройденного этапа. Это наиболее сложный этап, когда происходит снижение социального статуса, ухудшение физического состояния. Человек оглядывается назад и переосмысливает свои решения и поступки. Главный вопрос, на который предстоит дать себе ответ: «Доволен ли я?»

На разных полюсах оказываются люди, принимающие свою жизнь и свои решения, и те, кто испытывает негодование и недовольство прожитой жизнью. Зачастую последние проецируют свое недовольство на окружающих. Пожилой возраст отличается мудростью.

Правильно принять решения в любой критический период помогут два простых вопроса: «Кем я хочу быть?» и «Доволен ли я?» Как это работает? Если на вопрос «доволен ли я» ответ положительный – вы на верном пути. Если отрицательный, вернитесь к вопросу «кем я хочу быть» и ищите ответ.

Комментарии