Ст. 7 ЗК РФ. Состав земель в Российской Федерации. Земля сельхозназначения. Земли лесного фонда. Земли населенных пунктов
Законодательством установлен состав земель в Российской Федерации. Ресурсы страны включают в себя семь групп. Каждая из них имеет свое целевое назначение.
Ст. 7 ЗК РФ
В первом пункте этой нормы определены группы по целевому назначению. К ним относятся:
- Земли лесного фонда.
- Площади для жилой застройки.
- Земля сельхозназначения. Эти площади, как правило, располагаются за пределами населенных пунктов.
- Участки, используемые предприятиями промышленности, связи, транспорта, теле- и радиовещания, информатики, энергетики, космической деятельности, обороны, безопасности и прочего специального назначения.
- Земли особо охраняемых природных территорий и объектов.
- Запас.
- Участки водного фонда.
Правовой режим
Он определяется в соответствии с принадлежностью площадей к той или иной категории. Состав земель устанавливается в рамках зонирования. Его общие принципы и правила выполнения определены федеральным законодательством. В рамках зонирования устанавливается также разрешенное использование участков. Любой его вид может быть выбран самостоятельно, без каких-либо дополнительных процедур согласования. Разрешенное использование определяется по классификатору. Этот нормативный акт утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.
Важный момент
Отдельно законодательство оговаривает состав земель в местах постоянного проживания и ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов, этнических общностей. В установленных нормативными актами случаях для них может предусматриваться особый правовой режим. Соответствующие решения принимаются региональными и территориальными уполномоченными структурами. При этом учитывается специфика местности.
Пояснения
Разделение на группы по целевому назначению считается традиционным для отечественного законодательства. Состав земель был установлен и предыдущими кодексами. Изменения коснулись только наименования каждой из них. Примером может выступать категория земель "земли населенных пунктов". Разрешенное использование осталось прежним, а вот наименование группы менялось дважды. Сначала оно было таким, какое используется сейчас. Во введенном новом кодексе стала использоваться категория "земли поселений". Однако спустя пять лет от этого наименования было решено отказаться.
Целевое назначение
Состав земель по этому признаку определяется в разных нормах кодекса. К примеру, по 87-й статье, промышленные площади предназначаются для обеспечения работы производственных, обрабатывающих и прочих предприятий. В законодательстве предусматривается специальный режим для отдельных участков. К примеру, земли лесного фонда находятся под усиленной защитой. Особый режим предусмотрен для источников водоснабжения, памятников истории и культуры.
Специфика зонирования
Разделение территорий регламентируется Градостроительным кодексом. Зонирование направлено на определение зон, в которых будут действовать соответствующие регламенты. В 37-й статье ГрК установлены категории допустимого использования земель. Общая классификация включает в себя три группы. Ими являются: основные виды, условно-разрешенные и вспомогательные. Последние допускаются только как дополнительные.
Нюансы
Вспомогательные и основные виды допустимого использования земель и объектов капстроительства правообладателями могут выбираться самостоятельно. При этом закон не требует получения дополнительных документов и выполнение согласования. Вместе с тем не для всех правообладателей действует это правило. Исключение составляют госорганы, региональные и местные структуры власти, муниципальные и госпредприятия, унитарные в том числе. Что касается условно-разрешенного вида, то для его выбора требуется получение документа по правилам 39-й статьи ГрК. Законодательство допускает изменение одного типа на другой. При этом должны быть соблюдены требования тех регламентов. Если на каких-то землях технические регламенты не действуют, то изменение вида использования осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Малочисленные народы
На территории страны существуют районы, в которых проживает коренное население. В частности, речь о Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере. На этих территориях исторически сложилась хозяйственная деятельность людей. Как правило, это традиционные промыслы (рыболовство, охота и пр.). Для обеспечения природопользования соответствующим территориям присваивается статус особо охраняемых. В законодательстве могут предусматриваться особые правовые режимы и для других участков в районах проживания и деятельности этнических общностей и коренных народов. В частности, такие положения присутствуют в 10-й статье ФЗ №101. Согласно норме, земля сельхозназначения, находящаяся в муниципальной либо госсобственности, может передаваться общинам для сохранения и развития их традиционного образа жизни. Вместе с тем законодательство оговаривает, что выкуп арендуемых площадей не допускается. В п. 6 указанной статьи также предусмотрено, что участки земель сельхозназначения, на которых располагаются оленьи и отгонные пастбища в районах Крайнего Севера, находящиеся в муниципальной либо госсобственности, могут передаваться организациям и гражданам не менее чем на 5 лет. Региональные власти, учитывая специфику местности, устанавливают дополнительные правила охраны таких площадей.
Цели нормативного регулирования
Общее требование об использовании земли в соответствии с ее целевым назначением подкрепляется статьями 46, 45, 40, 42 и прочими. Оно реализуется посредством установления ограничений по изменению одного вида на другой. Принцип разделения территории дополняется дифференцированным подходом к введению правового режима. Согласно последнему, должны учитываться экономические, природные, социальные и прочие факторы. Правовой режим представляет собой особый порядок нормативного регулирования действий участников отношений. Он выражается в сочетании разных юридических средств, ориентированных на:
- Обеспечение рациональной эксплуатации ресурсов и их охраны в интересах общества. При этом в качестве основы принимается положение о земле как о важнейшем элементе природы.
- Создание условий для получения, реализации и защиты прав организаций, граждан, публичных образований.
Дополнительные сведения
Стоит отметить, что впервые понятие "разрешенное использование" упоминалось в приложении к письму Роскомзема №1-16/2096. Некоторые виды присутствуют в справочниках и классификаторах, включенных в сборники автоматизированной системы госкадастра, утвержденного по приказу Роснедвижимости в 2006 г. Кроме этого, категории упоминаются в методических указаниях по государственной оценке земель, введенных в действие распоряжением Минэкономразвития в 2007 г. Согласно общим нормам, виды определяются в отношении тех площадей, которые подверглись зонированию. Эта процедура, в свою очередь, для некоторых земель является обязательной (например, для населенных пунктов). Как показывает анализ положений градостроительного законодательства, тот или иной вид могут иметь участки, отнесенные к разным зонам. При этом включение их в ту или иную группу не зависит от категории, если они находятся в пределах городских округов или иных площадей, где предполагается застройка. Этот вывод подтверждается и другими регулирующими соответствующие отношения положениями. Примером являются статьи 40-42 ЗК.
Нормативные требования для правообладателей
В соответствии с законодательством, субъекты вправе эксплуатировать землю только согласно разрешенному использованию. Лица могут осуществлять осушительные, оросительные и прочие мелиоративные мероприятия в установленном порядке. Вид допустимого использования предусматривает определение четкой цели эксплуатации участка. При этом должны учитываться вероятные ограничения, в том числе связанные с закреплением конкретных типов деятельности, которые может вести правообладатель. При выборе того или иного вида допустимого использования необходимо учитывать, что в общих случаях не требуется получение соответствующих разрешений или согласования с уполномоченными контрольными структурами. Однако при этом местные, федеральные, государственные органы, унитарные предприятия, учреждения не подпадают под данное правило. Этим субъектам необходимо пройти все этапы и выполнить все процедуры, предписанные законодательством.