МЗКТ-79221: технические характеристики. Колесные автомобили военного назначения
МЗКТ-79221 – колесное шасси, которое обладает повышенными характеристиками по мощности и грузоподъемности. Работает оно на 16 колесах. А мощность установленного на него силового агрегата достигает 800 лошадиных сил. Используется шасси для перевозки особо крупных грузов. Является базой для перевозки ракетного мобильного комплекса «Тополь-М». В настоящее время с его помощью можно перевозить даже ядерное оружие.
Исторические факты
Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.
Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.
В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.
Назначение автомобиля
Используется специальное колесное шасси для перевозки крупногабаритных грузов. Это могут быть ракетные установки, вышки для бурения нефтяных скважин. На базе шасси могут устанавливаться даже большегрузные краны.
Основное назначение – выполнение функций военной обороны. Кроме этого, может использоваться и в гражданских целях. Для этого разработана специальная модификация с индексом 100. Данная версия шасси способна разгоняться до 45 километров в час.
Особенности тягача
Колесные автомобили военного назначения укомплектовываются силовыми агрегатами ЯМЗ-847. Они способны развивать мощность до 800 лошадиных сил. Полная масса составляет 120 тонн. По бездорожью тягач способен перевозить 80 тонн груза.
Тягач МЗКТ-79221 обладает огромными размерами. Его ширина составляет 3,4 метра. В длину он равен 22,7 метра. Движется за счет 16 колес, шины в которых с переменным давлением. Представить их размер можно, если узнать, что высота каждого такого изделия составляет почти 2 метра. Накачать воздухом такое колесо очень сложно. Поэтому установлены специальные насосы, которые накачают шины в случае поломки прямо на ходу. Давление в колесах контролируется встроенной системой. В случае ремонта необходимо соблюдать специально разработанный порядок действий при замене колеса МЗКТ-79221.
Из 8 осей 6 являются управляемыми (кроме двух центральных). Благодаря этому значительно уменьшился радиус разворота. Он практически равен данному параметру, характерному для четырехосного грузовика. Радиус поворота тягача равен 18 м. Для разворота автомобилю достаточно участка площадью 34 м2. За счет этого маневренность для тягача подобных размеров находится на высоте. Для улучшения данного показателя используется интересная система поворота колеса. В то время, когда колеса, установленные на первых осях, поворачиваются в одну сторону, колеса задних осей поворачиваются в противоположную.
Все неровности дороги сглаживаются за счет колес с большим диаметром, подвески и гибкой рамы, которая способна предсказуемо деформироваться. С этой же целью элементы крепятся к шасси в трех точках.
Приемочное испытание грузовик прошел с положительной отметкой. Поэтому его рекомендовали к серийному производству.
Силовой агрегат и коробка передач
На тягач МЗКТ-79221 устанавливается дизельный мотор с турбонаддувом ЯМЗ-847,10. Двигатель четырехтактный с непосредственным впрыском топлива. Охлаждение силового агрегата жидкостного типа. Вырабатываемая им мощность достигает 800 л. с. Объем двигателя равен 25,8 л.
При движении «в пустую» тягач потребляет 240 л. В состоянии полной загруженности расход увеличивается до 300 л. Емкость топливного бака составляет 825 л. Топлива достаточно, чтобы тягач мог двигаться 500 км без остановок.
Коробка передач автоматическая. Но в автоматическом режиме передачи переключаются только после того, как скорость движения тягача будет выше 10 км/ч. Чтобы развить максимальную скорость, необходимо также переключать передачи в ручном режиме. Рабочий интервал КПП разделен на 4 диапазона. Движение вперед или назад регулируется дополнительной кнопкой.
Кабина размещена в передней части, слегка сдвинута в левую сторону. Салон оборудован металлическими элементами. Нет ни стеклоподъемников, ни кондиционера. Управлять тягачом должны трое человек (один водитель и двое помощников), Салон практически полностью заполнен различными кнопками и рычагами. Причем обучение управлению длится год. Во время движения водитель должен выполнять все действия «на опережение».
Достоинства
МЗКТ-79221, технические характеристики которого рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. Среди них выделяют:
- Способность перевозить грузы общей массой до 80 тонн.
- Выносливость (автомобиль выдерживает сильнейшие нагрузки во время движения при наличии препятствий).
- Маневренность (несмотря на свои большие габариты).
- Контроль давления колес проводится из кабины.
- Наличие бортового компьютера, который следит за состоянием основных узлов и механизмов машины (двигателя, подвески, ходовых элементов, давления в колесах и так далее).
- Установлен двигатель автомобильного типа. Он обладает ресурсом до капитального ремонта (5 тысяч часов). Предшественники оснащались танковыми моторами, ресурс которых не превышал 300 ч.
- Возможность двигаться вброд, если глубина не превышает 1,1 м.
Недостатки
По своей конструкции тягач МЗКТ-79221 является внедорожником, так как обладает несколькими осями. Соответственно, он предназначен именно для движения по пересеченной местности. Но при этом тягач не может двигаться по маршруту, который не проверен. Все колеса должны касаться земли. Если хотя бы несколько будут висеть в воздухе, произойдет перегрузка всей конструкции. А на подобные перегрузки автомобиль не рассчитан.
Среди недостатков можно выделить также большой расход топлива. Мощный двигатель, установленный на автомобиль, потребляет топливо с удвоенной силой.
Аналоги и конкуренты
Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.