Петербургская академия художеств: история, основатели, академики

Украшением одной из Санкт-Петербургских набережных является здание, покой которого стерегут два сфинкса, привезённые некогда из далёкого Египта. В нём помещается Петербургская академия художеств, именуемая в наши дни Институтом живописи, скульптуры и архитектуры. Она по праву считается колыбелью русского изобразительного искусства, снискавшего заслуженную славу во всём мире.

Рождение Академии

Академия художеств в Санкт-Петербурге была основана фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, видным российским государственным деятелем и меценатом XVIII века Иваном Ивановичем Шуваловым (1727-1797). Фото с изображением его бюста представлено в статье. Он принадлежал к той, редкой во все времена, категории людей, которые стремились употребить своё высокое положение и богатство на пользу России. Став в 1755 году основателем Московского университета, носящего в наши дни имя Ломоносова, двумя годами позже он выступил с инициативой создания учебного заведения, призванного готовить мастеров в основных видах изобразительного искусства.

Петербургская академия художеств, размещавшаяся первоначально в его собственном особняке на Садовой улице, начала работу в 1758 году. Большая часть финансирования осуществлялась из личных средств Шувалова, поскольку казной на её содержание была выделена недостаточная сумма. Щедрый меценат не только за свои деньги выписал из-за границы лучших педагогов, но и подарил созданной им академии принадлежавшую ему коллекцию картин, положив, таким образом, начало созданию музея и библиотеки.

Первый ректор академии

С ранним периодом работы Академии художеств, а также строительством её нынешнего здания связано имя ещё одного человека, оставившего заметный след в истории отечественной культуры. Это выдающийся русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772). Разработав совместно с профессором Ж. Б. М. Валленом-Деламотом проект здания, в которое академия переехала из шуваловского особняка, он занял в ней должность директора, затем профессора и ректора. Обстоятельства его смерти породили одну из многочисленных петербургских легенд, известную как «Призрак академии художеств». Дело в том, что по сохранившимся данным ректор академии ушел из жизни не в результате водяной болезни, как было указано в официальном некрологе, а повесился на её чердаке.

Возможных причин самоубийства называются две. Согласно одной версии, причиной стало необоснованное обвинение в присвоении казённых средств, то есть в коррупции. Поскольку в те времена это ещё считалось бесчестием и позором, а оправдаться Александр Филиппович не сумел, он предпочёл уйти из жизни. По другой версии толчком к такому шагу послужил выговор, полученный им от императрицы Екатерины II, посетившей здание академии и испачкавшей платье о свежевыкрашенную стену. С тех пор рассказывают, что душа самоубийцы, не получив упокоение в Вышнем мире, обречена вечно бродить в созданных им когда-то стенах. Его портрет представлен в статье.

Женщины, вошедшие в историю академии

В Екатерининскую эпоху появилась первая женщина-академик Петербургской академии художеств. Ею стала ученица французского скульптора Этьена Фальконе – Мари-Анна Колло, создавшая вместе со своим учителем знаменитого «Медного всадника». Именно она выполнила голову царя, ставшую одним из его лучших скульптурных портретов.

Восхищённая её работой императрица повелела назначить Колло пожизненную пенсию и присвоить столь высокое звание. Между тем среди ряда современных исследователей бытует мнение, что вопреки устоявшейся версии Мари-Анна Колло – женщина-академик Петербургской академии художеств, является автором не только головы «Медного всадника», но и всей фигуры царя, тогда как её учитель изваял лишь коня. Впрочем, это не умаляет и его заслуг.

Попутно следует отметить, что высокое и почётное звание заслужила в России конца XVIII века ещё одна художница, приехавшая из Франции и входившая в число лучших портретистов своего времени, – Виже Лебрен. Академик Петербургской академии художеств – звание, присуждавшееся лишь выпускникам. Лебрен же получила не менее громкий титул почётного вольного общника, которого удостаивались в то время выдающиеся художники, получившие образование за рубежом.

Порядок обучения, принятый в XVIII веке

Петербургская академия художеств с момента её создания играла ключевую роль в развитии российской культуры. О том, сколь серьёзно была поставлена в ней работа, может свидетельствовать тот факт, что в XVIII веке обучение продолжалось в течение пятнадцати лет, а лучшие выпускники посылались за казённый счёт на стажировку за границу. Среди разделов искусства, изучаемых в академии, были живопись, графика, ваяние и архитектура.

Весь курс обучения, который предоставляла своим студентам Академия художеств, делился на пять классов, или разделов, из которых четвёртый и пятый являлись низшими и именовались Воспитательным училищем. В них принимались мальчики, достигшие пяти-шестилетнего возраста, где они обучались грамоте, а также приобретали начальные навыки, занимаясь рисованием орнаментов и копированием готовых изображений. В каждом из этих двух начальных классов обучение продолжалось по три года. Таким образом, курс Воспитательного училища длился шесть лет.

Разделы с третьего по первый были высшими, именно они считались, собственно, Академией художеств. В них студенты, ранее обучавшиеся единой группой, делились на классы в соответствии с будущей специализацией – живописью, гравированием, скульптурой или зодчеством. В каждом из этих трёх высших разделов учились по три года, в результате чего непосредственно в самой Академии обучение продолжалось девять лет, а вместе с шестью годами, проведёнными в Воспитательном училище, оно составляло пятнадцать лет. Лишь значительно позже, в XIX веке, после того как в 1843 году закрыли Воспитательное училище, срок обучения значительно сократился.

Прочие дисциплины

Академия художеств в Санкт-Петербурге по образцу подобных ей европейских учебных заведений выпускала из своих стен не только профессионально подготовленных специалистов в различных областях искусства, но и широко образованных людей. Помимо основных дисциплин, в программу обучения входили также иностранные языки, история, география, мифология и даже астрономия.

В новом столетии

Петербургская академия художеств в 19 веке получила своё дальнейшее развитие. Возглавивший её богатый российский меценат граф Александр Сергеевич Строганов провёл ряд реформ, в результате которых были созданы реставрационный и медальерный классы, а также на определённых условиях допущены к обучению крепостные. Важным этапом в жизни академии того периода явилась её передача сначала в ведение Министерства народного образования, а затем – Министерства императорского двора. Это во многом способствовало получению дополнительного финансирования и позволило большему количеству выпускников отправиться за границу.

Во власти классицизма

Практически в течение всего XIX века единственным художественным стилем, признаваемым в академии, являлся классицизм. На приоритеты преподавания в тот период большое влияние оказала так называемая иерархия жанров – принятая Парижской академией изящных искусств система деления жанров изобразительного искусства по их значимости, главным из которых считалась историческая живопись. Такой принцип просуществовал до конца XIX века.

Сообразно этому студенты обязаны были писать картины на сюжеты, взятые из Священного Писания либо из произведений античных авторов – Гомера, Овидия, Феокрита и т. д. Древнерусская тематика также допускалась, но лишь в контексте исторических трудов М. Ломоносова и М. Щербатова, а также Синопсиса – сборника произведений древних летописцев. В результате классицизм, который проповедовала Петербургская императорская академия художеств, неизбежно ограничивал творчество студентов, загоняя его в узкие рамки отживавших свой век догм.

Художники-бунтари, прославившие русское искусство

Постепенное освобождение от устоявшихся канонов началось с того, что в ноябре 1863 года 14 наиболее одарённых студентов, включённых в число участников конкурса на золотую медаль, отказались писать картины на заданный им сюжет из скандинавской мифологии, потребовав права самим выбрать тему. Получив отказ, они демонстративно покинули академию, организовав сообщество, ставшее основой для создания впоследствии знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Это событие вошло в историю русского искусства как Бунт четырнадцати.

Выпускниками и академиками Петербургской академии художеств стали такие прославленные живописцы, как М. А Врубель, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и многие другие. В одном ряду с ними следует упомянуть также и плеяду блестящих педагогов, среди которых В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и И. Е. Репин.

Академия в XX веке

Петербургская академия художеств продолжала свою деятельность вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Уже через полгода после прихода к власти большевиков постановлением Совнаркома она была упразднена, и на её базе начали создаваться и периодически менять свои названия различные художественные учебные заведения, призванные готовить мастеров нового социалистического искусства. В 1944 году, помещавшемуся в её стенах Институту живописи, скульптуры и архитектуры было присвоено имя И. Е. Репина, которое он носит и поныне. Сами же основатели Академии художеств – камергер императорского двора И. И. Шувалов и выдающийся российский зодчий А. Ф. Кокоринов, навсегда вошли в историю отечественного искусства.

Комментарии