Плата за капитальный ремонт. Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов
Каждый гражданин Российской Федерации знает о том, что представляет собой плата за капитальный ремонт. Однако далеко не все задумываются, на что именно эта плата уходит. За что каждый из нас ежемесячно отдает определенную сумму денег в ЖЭК? Как должен проходить капитальный ремонт многоквартирного дома, и как он проходит на самом деле? На все эти вопросы будут предоставлены ответы в статье.
Понятие капитального ремонта
Каждый многоэтажный дом рано или поздно начнет изнашиваться. Дабы не допустить аварийной ситуации, строения необходимо своевременно ремонтировать и модернизировать. Естественно, необходимая денежная сумма для проведения ремонтных работ не возьмется из ниоткуда. А потому оплачивать ремонтные работы обязаны сами жители.
Прежде чем давать характеристику правовых аспектов закона, регламентирующего ремонтные работы строений, необходимо чуть более подробно рассказать о том, что же входит в систему капитального ремонта. Какие процедуры и функциональные обязанности ЖЭКа здесь можно выделить? Если речь идет о минимальной совокупности услуг и обязанностей жилищной компании, то нужно выделить следующие функции:
- замена, ремонт или установка разного рода внутридомовых коммуникаций; это отопление, водоснабжение, газификация и многие другие системы;
- ремонт или замена лифтов;
- ремонт или установка домовой кровли;
- проведение работ в подвалах, укрепление фундамента;
- ремонт или обновление фасада - герметизация швов, восстановление штукатурки, замена или обновление плитки, ремонт водостоков и т. д.
Таким образом, капитальный ремонт многоквартирного дома включает в себя довольно большое количество самых различных работ.
Общая характеристика законов о капремонте
Сразу стоит отметить, что на данный момент в России не существует какого-то единого законопроекта, целиком и полностью посвященного капитальному ремонту. Все функциональные обязанности, соединяющиеся в капремонт многоквартирных домов, регламентируются самыми различными законами и подзаконными актами. Здесь и отдельные пункты федеральных законопроектов, и определенные судебные постановления, и некоторые статьи Жилищного кодекса РФ. Однако наиболее крупный и известный закон здесь все же стоит выделить: это ФЗ № 271 - об изменениях в российском Жилищном кодексе.
До 2012 года в сфере жилищного хозяйства все было очень плохо. Неразбериху составляли как многочисленные юридические противоречия, так и отсутствие четкой системы законов, что могли бы регламентировать ремонт домов. Безусловно, существовал Жилищный кодекс. Однако до появления в декабре 2012 ФЗ № 271 и с ним все было не так, как нужно.
Какие изменения последовали с началом действия представленного нормативного акта? Основное, что здесь стоило бы отметить, - это то, что плата за капитальный ремонт стала взиматься с граждан (до этого ремонтом полностью занимались власти). Хорошо это или нет - вопрос спорный. Однако вряд ли удастся отрицать тот факт, что система взносов и исполнения работ стала удобнее. Но стала ли она справедливее и качественнее? Попытки найти ответ на этот вопрос будут обозначены далее.
Экскурс в прошлое
Как известно, все познается в сравнении. А потому стоит перенестись немного в прошлое и попытаться вспомнить, как действовала система капитального ремонта ранее.
Еще в советские времена кровля домов стабильно обновлялась каждые 15 лет, фундамент ремонтировался каждые 25 лет, а крышами ЖКХ занималась каждый год. В принципе, и по сей день особо ничего не изменилось. Любая жилищно-управляющая компания устанавливает подобные сроки. Если же работы не проводить, то здание попросту приобретет аварийное состояние, а в конечном счете разрушится.
В СССР капремонт многоквартирных домов целиком лежал на властных структурах. Все строения находились в государственной собственности. Граждане были обязаны своевременно выплачивать определенную денежную сумму, а муниципалитет проводил все необходимые строительные и ремонтные работы. Однако с началом приватизации, вызванной распадом советской власти, большинство зданий перешли в руки частных собственников. Отныне жильцы перестали платить органам местного самоуправления.
Полнейшая неразбериха продолжалась до начала 2000 года. Многие дома устаревали, становились аварийными и непригодными для жизни. Именно поэтому власти решили принять более смелые меры. Была разработана программа капремонта. Чуть позже последовал и закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. Жильцов обязали выплачивать 5% от суммы, необходимой для осуществления работ по преобразованию жилья. Однако общая тенденция так и не приобрела положительной окраски: и по сей день многие дома попросту остаются без обслуживания.
Коммунальная плата за капитальный ремонт: размер по состоянию на 2017 год
Российским властям стоило бы обратить внимание на европейскую практику, предусматривающую обязанность каждого жильца создавать так называемый ремонтный капитал. Собирается определенная денежная сумма, которая впоследствии отправляется на осуществление работ по преобразованию жилья. Преимущество такой системы очевидно: все действия с финансами остаются на виду у каждого человека. Есть строгая отчетность, позволяющая тратить деньги строго по назначению; ни одна копейка не может уйти кому-то в карман.
Тем не менее в Российской Федерации подобная схема применялась бы с большим трудом. Основная преграда здесь - обыкновенная бедность населения. Многие граждане попросту не смогли бы своевременно вносить выплаты из-за банального отсутствия финансов. А какая система действует сегодня?
Властями был разработан тридцатилетний план (действовать он будет до 2042 года), согласно которому, сбором средств занимается муниципалитет. Эта же инстанция составляет график ремонтных работ для каждого отдельного дома. Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов (ФЗ № 271) гласит о необходимости выплачивать денежную сумму, равную как минимум 15 рублям за жилищный м2. Безусловно, власти гласят о "невероятной эффективности созданной системы" и о "тысячах качественно отремонтированных домов". Соответствуют ли эти утверждения сегодняшним реалиям? На этот вопрос каждый житель должен ответить сам. В качестве "вспомогательного материала" можно привести несколько тезисов из соответствующего законопроекта.
Основные программные нюансы
Каждый гражданин должен помнить о своих жилищных правах - стоит только открыть Жилищный кодекс и прочитать отдельные его положения. Далее будут приведены основные тезисы о том, что же представляет собой плата за капитальный ремонт. Закон говорит о следующих моментах:
- Все сроки ремонта устанавливаются непосредственно муниципалитетом. В случае же нарушений граждане имеют право подать жалобу. Муниципалитет соберет комиссию и, в случае необходимости, постарается отремонтировать строение в нужные сроки.
- Капитальный ремонт дома не может откладываться даже после того, как жители сами провели все необходимые работы по обновлению жилья.
- Комиссия, состоящая из представителей жилья, оценивает капитальный ремонт, проведенный муниципалитетом.
- Плата за капитальный ремонт регламентируется органами местного самоуправления. При этом пошлина может подвергаться корректировке, но только при условии уведомления об этом всех жильцов.
В законопроекте говорится и об основных видах льгот, которые обязательно должны учитываться местными властями. Об этом будет рассказано далее.
О льготах
Согласно Федеральному закону № 271, определенные группы граждан имеют право на ряд послаблений. Так, некоторые лица, о которых будет рассказано далее, способны выплачивать тариф не полностью.
О каких именно категориях граждан идет речь? Освобождены от платы за капитальный ремонт могут быть следующие граждане:
- семьи с тремя или более детьми;
- инвалиды;
- семьи, имеющие детей со степенью инвалидности;
- военнослужащие, или же семьи погибших военных;
- работники тыла или ветераны времен ВОВ;
- семьи без кормильца;
- почетные доноры;
- обладатели разного рода государственных наград.
Сюда же стоит отнести и некоторые другие категории граждан. Все они прописаны в ФЗ № 271.
Расшифровка тарифов ЖКХ
Плата за капитальный ремонт дома складывается из множества самых различных аспектов. Здесь стоит выделить и размер жилья, и тип строения, и наличие тех или иных жилищных элементов (вроде лифта, лестничных площадок и т. д.).
В содержание жилищно-коммунальными инстанциями, таким образом, входит следующий минимум:
- дворовая территория;
- уборка и ремонт лестничных площадок;
- работа с мусоропроводом;
- содержание и ремонт лифтовой системы;
- работа с вентиляционными и канализационными каналами;
- своевременный вывоз мусора с территории около дома и т. д.
Если же здания обладают каким-то своеобразным оборудованием, или же располагаются они в неудобных территориях, то взимание платы за капитальный ремонт может быть чуть выше установленной нормы. Необходимо также рассказать о том, как влияет специфика жилого дома на стоимость капитального ремонта. Закон регламентирует следующие моменты:
- жильцы дореволюционных построек (как правило, такие постройки - это объекты культуры) должны выплачивать порядка 3 рублей за м2;
- люди, проживающие в "хрущевках", должны платить два рубля за м2;
- граждане, проживающие в панельных домах 60-80-х годов, должны выплачивать 2,2 рубля за м2;
- жители кирпичных домов должны платить минимум 2,5 рубля;
- люди, проживающие в современных строениях, платят порядка 2,7 рубля.
Таким образом, тип жилищного строения также значительно влияет на стоимость проводимых ремонтных работ.
Последствия неуплаты тарифов
Как это ни странно, многие граждане попросту отказываются оплачивать тарифы на капремонт. Для этого они находят множество самых различных причин: это и несправедливое распределение финансов, и отсутствие какой-то "отдачи" со стороны муниципалитета (ведь часто жители домов просто не видят никаких ремонтных работ), и некачественное выполнение ремонта. Более того, некоторые лица и вовсе задаются вопросом о том, законна ли плата за капитальный ремонт.
Так или иначе, государство недолюбливает неплательщиков, а потому стремится всячески с ними бороться путем наложения санкций. Какие последствия могут настигнуть гражданина, отказывающегося оплачивать услуги жилищно-коммунальных компаний? Самые что ни на есть простые - штрафы согласно ставке банковского рефинансирования. Означает это, что человек обязан покрыть просроченные выплаты еще и 15% от необходимой суммы денег.
Если же дело и вовсе дойдет до суда, то в отношении гражданина могут быть приняты следующие меры:
- подписка о невыезде;
- отсутствие возможности брать кредиты в каком-либо банке страны;
- присуждение пени;
- выселение из дома (но это крайняя мера; необходимы многомиллионные долги, чтобы суд смог лишить гражданина имущества).
Самый простой пример здесь может выглядеть следующим образом: у гражданина есть в собственности квартира 50 м2; долг гражданина - 3 тыс. рублей при просрочке в 30 дней. Муниципалитет присуждает пеню в 45 рублей. За год штраф может вырасти до 800 рублей. Таким образом, какого бы мнения о системе капитального ремонта ни был гражданин, своевременно выплачивать необходимую денежную сумму все же придется.
Экспертное мнение о системе оплаты капремонта
Споры вокруг выстроенной системы оплаты капитального ремонта ведутся уже давно. К какому мнению склоняется большинство экспертов?
Реальную ситуацию, по мнению большинства специалистов, нельзя назвать оптимистичной. С одной стороны, существующую систему оплаты капитального ремонта практически невозможно изменить: принят тридцатилетний план, а потому еще долгое время будут нерешаемы все обозначенные выше проблемы. Отсутствие в схеме банальной прозрачности, борьба с некачественными ремонтными работами, общественный контроль - все это может быть в полной мере реализовано, разве что, при европейской системе оплаты капремонта. Однако и такая система пока не может эффективно применяться в нынешних реалиях: все еще велик уровень бедности населения.
Решение проблемы
Какой может быть выход? Самый оптимальный вариант - ТСЖ. В определенном районе построен новый дом. Плата за капитальный ремонт здесь такая же, как и везде. Поскольку район был обустроен совсем недавно, жильцы не видят смысла отдавать деньги муниципалитету непонятно за что. Именно поэтому граждане решаются обустроить товарищество жилищных собственников. Отныне все выплаты становятся прозрачными и видимыми для большинства жильцов.
Естественно, и при таких условиях может возникнуть немало проблем. ТСЖ может быть организовано только при наличии действительно грамотных и активных председателей жилища. Если таковые имеются, вопрос встанет о наличии бюджета товарищества. У многих тут же появится вопрос: а является ли плата за капитальный ремонт обязательной? Ответ однозначно положительный. Каждый гражданин, входящий в товарищество, должен посильно способствовать развитию жилищный структуры и поддержанию ее в "здоровом" состоянии.