Красноярский завод комбайнов: производство, торговля и ремонт комбайнов
Красноярский завод комбайнов – крупное предприятие по выпуску зерноуборочной техники в городе Красноярске. В 2013 году инициирован процесс его закрытия и строительства на месте КЗК жилого комплекса. Основные производственные мощности перебазированы в Чебоксары.
Создание предприятия
Красноярский завод комбайнов был образован в октябре 1941 года. Основой для предприятия стал эвакуированный в Красноярск Запорожский комбайновый завод «Коммунар», а также несколько цехов и оборудование Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского, переведённого с началом войны на выпуск боеприпасов.
Трудовой подвиг
Предприятие было решено разместить неподалеку от станции Красноярск в помещениях недостроенного ликёро-водочного завода. В условиях военного времени его назвали завод № 703. Уже 11 октября 1941 года во временных цехах, оборудованных прямо на улице под брезентовыми навесами, рабочие завода стали выпускать мины и снаряды для фронта. Помимо эвакуированных специалистов на заводе работали красноярцы, главным образом подростки – выпускники ФЗУ и женщины, составлявшие больше половины работников завода. В марте 1942 года первая партия снарядов, выпущенных красноярским заводом № 703, была отправлена на фронт.
Несмотря на военное время на предприятии изготавливались и части к сельхозмашинам. В декабре 1943 правительство решило выпускать в Красноярске самоходные зерноуборочные комбайны. В 1944-45 годах на поля страны были направлены более 500 комбайнов «Коммунар», собранных на заводе.
Мирное время
В послевоенные годы предприятие бурно развивалось. Красноярский завод комбайнов продолжал наращивать производство мирной продукции. В 50-х годах основными моделями были самоходные комбайны С-4 и С-4М. В 1959 году с заводского конвейера сошли более комфортабельные и экономичные машины СК-3 и СКГ-3 с производительностью почти 3 гектара в час.
В 1969 году был налажен выпуск созданного конструкторами завода комбайна «Сибиряк» мощностью в 100 лошадиных сил, ставшего одним из лучших советских машин своего времени. В 1984-м на поля страны вышли новые красноярские комбайны серии «Енисей». Наиболее удачной моделью стал комбайн "Енисей-1200" с пропускной способностью до 7,5 кг зерна в секунду. На заводе также производили ремонт техники.
Производство
Год за годом завод расширял технологические мощности, повышал производительность труда. Если в 50-е годы ежегодно с конвейера КЗК сходили менее 4000 машин, то во второй половине 60-х их число достигало почти 18000 ежегодно. Новыми видами продукции стали кормоуборочный комбайн СКД-5Р, сеялки, измельчители, жатвенные части. Помимо своей основной специализации заводчане наладили выпуск потребительских товаров: мясорубок, зонтов, стиральных машин.
К 80-м годам комбайновый завод был самым крупным предприятием Красноярска, его коллектив насчитывал почти 12 тысяч человек. Ежемесячно из его ворот выходило до 2000 машин. Зерноуборочный и кормоуборочный комбайны красноярского производства можно было увидеть во всех уголках СССР, на полях стран Восточной Европы, Кубы, Египта, прочих стран Африки.
Продукция
КЗК производил широкую гамму сельхозтехники, впоследствии известную под брендом «Агромаш». Это:
- Зерноуборочный колёсный комбайн «Енисей-1200» различных модификаций.
- Зерноуборочный гусеничный комбайн «Енисей-1200РМ».
- ЗК «Енисей-950/954».
- Кормоуборочный комбайн «Енисей-324».
- Лесозаготовительная техника.
- Коммунальная техника.
- Оросительная техника.
- Прицепное оборудование.
Наибольшее распространение получили различные модификации серии «Енисей-1200». Разработанные в середине 80-х, они постоянно совершенствовались. Их и поныне можно встретить во многих хозяйствах. Высокопроизводительная техника обладает завидной универсальностью: с её помощью убирают зерновые (в том числе сою и кукурузу), бобовые, подсолнечник, технические культуры, семена трав. Комплектуется жаткой, подборщиком, измельчителем, копнителем, разбрасывателем соломы.
В более новой модели «Енисей-950» устранены некоторые недостатки уборочной техники предыдущего поколения, значительно повышены производительность (до 9 тонн в час) и комфорт. Линейка укомплектована двумя моделями моторов: ЯМЗ-236ДК9 или Д-44259И мощностью 136 и 132 кВт.
Кормоуборочный «Енисей-324» способен скашивать зелёную массу трав и подбирать валки с подвяленной культурой. Специализированное навесное оборудование позволяет убирать силосные культуры. Эксплуатационная мощность – до 300 л. с. Пропускная способность – 11-30 кг/с. Многие узлы унифицированы со всей линейкой серии «Енисей».
Проверка временем
В конце 80-х в стране начались экономические реформы. Перевод предприятий на хозрасчёт, ужесточение финансовых отношений государства с сельскохозяйственными предприятиями привели к резкому снижению спроса и уменьшению числа заказов на сельхозтехнику. С началом радикальных рыночных реформ и распадом СССР Красноярский завод комбайнов испытывал трудности.
Рвались связи с поставщиками, которых у завода в советское время насчитывалось до 720 на территории всего бывшего Союза, рос долг предприятия, задолженность по заработной плате рабочим достигала 14 месяцев. Сворачивалось производство – второй по мощности комбайновый завод страны, рассчитанный на производство 25000 зерноуборочных машин в год, в 1992 году выпустил с конвейера всего 400 единиц, а в 1998-м – всего 294 комбайна. Чтобы свести концы с концами, на предприятии было налажено производство зонтов и товаров широкого потребления.
Ситуация начала меняться с 1998 года со сменой руководства. К 2000 году выпуск техники на ОАО ПО КЗК увеличился в 10 раз и составил 3000 машин в год, производство комбайнов росло на 20-30 % ежегодно. Красноярские сельскохозяйственные машины вновь стали завоёвывать рынки России, Украины, Казахстана и других стран СНГ. Доля «красноярцев» на рынке комбайнов в России достигала в начале 2000-х годов 45 %. Также здесь производили ремонт техники.
Очередной кризис 2008 года подорвал наладившееся производство. Вхождение предприятия в концерн «Тракторные заводы» вселяло надежду, однако к 2010 году КЗК фактически был банкротом. Новое руководство посчитало, что рациональнее перенести производство в город Чебоксары, а освободившиеся площади отдать под коммерческую застройку. Ликвидация завода началась в 2013 году. Сокращённый персонал большей частью был трудоустроен на других предприятиях.