Михаил Глинский, литовский князь: биография, участие в Русско-Литовской войне

Человек гениальных способностей, авантюрист, великий честолюбец, храбрец, хитрый политик – так нередко характеризуют князя Глинского. Действительно, он был незаурядной личностью. Обладатель несметных богатств, лично знакомый с императором Священной Римской империи Михаил Глинский закончил жизнь в московской темнице по приказу собственной племянницы.

Врач, военный и глава княжеского рода

Считается, что род князей Глинских ведет свою родословную от золотоордынского хана Мамая, один из сыновей которого принял христианство, получив в удел от литовского князя город Глинск. Письменных доказательств тому нет, поэтому многие историки рассматривают эту версию всего лишь как красивую легенду.

Впервые же Глинские, Иван и Борис, упоминаются в грамоте 1437 г., однако не они стали самыми известными представителями рода. В 1470 г. в этой княжеской семье родился Михаил Львович, который в годы ранней юности попал ко двору Максимилиана Габсбурга, императора Священной Римской империи, где получил западноевропейское образование.

Позже Михаил Глинский закончил старейший университет в Болонье и стал дипломированным врачом. Здесь же, в Италии, он перешел в католическую веру, после чего служил в армиях Альбрехта Саксонского и Максимилиана Габсбурга. За военные заслуги император наградил Глинского рыцарским орденом Золотого Руна.

Русско-литовские войны на рубеже XIV-XV вв.

Опыт, приобретенный в те годы, пригодился Михаилу Глинскому по возвращении в Литву. Великое княжество Литовское переживало в конце XV в. не лучшие времена. Польша стремилась заключить с ним унию, а Московия претендовала на земли славян, бывшие частью Литвы. Великий князь Александр Ягеллончик предпочел вместо объединения с королевством Польским пойти на уступки Ивану III.

Русско-литовские войны велись на протяжении нескольких столетий. Очередной этап многовекового военного конфликта начался в 1500 г., после перехода на сторону Ивана III князей Бельского, Мосальского, Шемячича, Можайского, Трубецкого и Хотетовского. В результате Литва потеряла значительные территории на границе с Московией. Иван III не стал дожидаться, пока князь Александр выступит в поход, а сам начал наступление.

Княжеский советник

После пленения гетмана Острожского около Дорогобужа Литва стала надеяться не столько на военные действия, сколько на дипломатию. Александр Ягеллончик собрал деньги на подкуп Ших-Ахмета, хана Большой Орды, в надежде, что тот нападет на Московское княжество. Параллельно он вел переговоры с Ливонским орденом и крымским ханом.

В это время князь Александр приближает к себе Михаила Глинского. Современники, даже те, кто не числился среди его друзей, отмечали, что это был человек гордый, физически крепкий, деятельный и смелый. Но главное – он обладал проницательностью и был способен дать дельный совет. Именно такой человек нужен был Великому князю в тех обстоятельствах.

Маршалок надворный литовский, то есть распорядитель великокняжеского двора, – такова была должность, полученная Глинским в 1500 г. Более того, он становится ближайшим советником Александра Ягеллончика к большому неудовольствию княжеской рады. Ненависть и зависть к нему только усилились после нескольких побед, одержанных им над татарами.

Конфликт с Заберезинским

В короткое время Михаил Глинский становится самым влиятельным вельможей при Литовском дворе, что не могло не обеспокоить представителей старых аристократических родов. Особенно враждебно был настроен Ян Заберезинский. В основе этой вражды лежал личный конфликт, о котором нам известно из «Записок о московских делах», составленных Сигизмундом Герберштейном, посланником германского императора.

Он писал, что в бытность Заберезинского воеводой в Троки (Тракай), Глинский послал к нему слугу за кормом для королевских лошадей. Однако воевода не только не дал овса, но еще и приказал избить посланного. Михаил Глинский, используя свое влияние на Великого князя, добился того, что Ян Заберезинский лишился двух должностей, включая воеводскую – случай беспрецедентный по тем временам.

Несмотря на позднейшее примирение, бывший трокский воевода до времени затаил обиду. Подходящий случай для мести представился после смерти Александра Ягеллончика в августе 1506 г. Новым правителем Литвы был избран Сигизмунд, младший брат покойного князя. В это же время Ян Заберезинский стал распространять слухи о намерениях Глинского захватить власть в Литве, фактически он обвинил его в государственной измене.

Мятежный род

Под влиянием слухов Сигизмунд лишил троих братьев Глинских всех занимаемых ими постов, а настойчивое требование старшего из них – князя Михаила – решить дело с его противниками в суде не спешил удовлетворять. Тогда братья вместе с друзьями и слугами в феврале 1508 г. подняли мятеж, началом которого стало убийство Яна Заберезинского в его собственном поместье.

Великий князь Василий III поспешил воспользоваться ситуацией, пригласив Глинских к себе на службу. Момент был подходящим, поскольку в 1507 г. началась очередная русско-литовская война, пока не принесшая московскому войску победы. Таким образом, мятеж Глинских становился составной частью затянувшегося военного конфликта.

Братья приняли предложение Василия III и с этого времени действовали совместно с московскими воеводами. Война закончилась подписанием осенью того же года мирного договора, в котором, в частности, оговаривалось право братьев Глинских выехать в Москву вместе с имуществом и своими сторонниками.

На службе у Василия III

Так же, как в свое время Александр Ягеллончик, Великий князь Московский часто пользовался советами Глинского, искушенного в европейской политике. Василий III надеялся, что с помощью нового подданного ему удастся присоединить к своим владениям земли Литвы.

В 1512 г. началась новая русско-литовская война, в начале которой московское войско безуспешно осаждало приграничный Смоленск. В 1514 г. за дело взялся князь Глинский, договорившись с Василием III о том, что присоединенный город станет впоследствии его наследственным владением. Он действительно взял Смоленск, правда, не столько осадой, сколько подкупом, однако «московит» данное обещание не сдержал.

Честолюбивый литовский князь такой обиды не мог простить, и с этого времени он решает вернуться вновь на службу к Сигизмунду. Тем не менее задуманный им побег был раскрыт в 1514 г., и Глинского бросили в темницу. Грозившей ему казни он ловко избежал, обратившись к митрополиту с просьбой принять его обратно в православную веру.

Новое тюремное заключение

В 1526 г. Василий III женился на племяннице опального Глинского, княжне Елене, которая вскоре уговорила мужа освободить дядю из заточения. Литовский князь вновь начинает играть заметную роль при московском дворе. В своем завещании Василий III даже назначил его опекуном малолетних сыновей, одним из которых был будущий Иван Грозный.

После смерти мужа в 1533 г., став регентшей, Елена Глинская шокировала Москву открытой связью с князем Иваном Овчиной-Телепневым-Оболенским. Среди бояр, а также народа, и ранее не слишком жаловавших вторую жену Василия III, начался ропот. Михаил Львович Глинский обличил племянницу в недостойном вдовы поведении, за что поплатился новым заточением.

Трудно сказать, что им двигало – ущемленное властолюбие или приверженность нравственным нормам, только на этот раз из темницы он не вышел. В следующем году князь Глинский умер в заключении в возрасте 64 лет.

Комментарии