Макинтош Чарльз Ренни - шотландский архитектор, родоначальник стиля модерн в Шотландии: биография, важнейшие работы

Чарльз Ренни Макинтош – человек, внесший огромный вклад в развитие дизайна, создатель неповторимого архитектурного стиля и наиболее яркая фигура в архитектуре 19 века.

Рождение легенды

Будущий родоначальник стиля модерн появился на свет в семье полицейского в городе Глазго 7 июня 1868 года. Примечателен тот факт, что будущий великий архитектор родился в городе, который является культурным наследием Шотландии и, не являясь столицей, имеет огромную финансовую, деловую и культурную роль. На момент рождения ребенка никто не мог представить, что через несколько десятков лет он станет еще одной известной личностью, которой будет гордиться город Глазго. Первые предпосылки к этому появляются в возрасте 5 лет, когда ребенок уделяет много времени живописи, и, в особенности, рисованию цветов. Родители всячески поддерживали интерес Чарльза, и благодаря им он поступает в художественную школу, которая специализируется на его увлечении.

Стиль Глазго

На протяжении всего периода обучения Макинтош пытался изобрести новый язык графики, неповторимый, яркий и запоминающийся. Благодаря этой навязчивой идее он постоянно зарисовывает природные формы, узоры и всяческие предметы, попадающиеся ему на глаза. Через некоторое время он замечает, что его соученики обладают похожими привычками и увлечениями, они объединяются в группу «Четыре», совместно с которой и будет разработан «стиль Глазго», но творческие почерки каждого члена группы остаются индивидуальными.

С этого момента начинается разработка совместных работ, различной мебели, плакатов и других предметов интерьера. Чарльз Ренни Макинтош обогащает свой творческий мир, перенимает особенности стиля у других членов группы, а в 1895 году состоится его первое выступление на выставке искусства в качестве плакатиста. Однако он все также верен архитектурному творчеству, в отличие от других членов группы, которые не разделяют его взглядов.

Первые успехи

В 1900 году Макинтош Чарльз женится на Маргарет Макдональд. В этом браке он будет состоять до конца жизни, ради любимой он рискует работой и своими связями. Союз получился достаточно плодовитым, ведь его жена имеет специальность витражиста и живописца, а также обладает широким кругом интересов. Она становится музой Чарльза и вместе они создают сотни интерьеров.

В этом же году Макинтош Чарльз посещает выставку в Турине, на которой создает павильон Шотландии. Каждый участник группы «Четыре» получает приглашение декорировать комнату на выставке в Вене, являющейся на тот момент передовым центром авангарда. Экспонаты, выставленные на обозрение, получают огромный успех и быстро находят своих покупателей. Князь России Сергей Александрович приглашает Макинтошей в Москву. «Глазго» набирает обороты популярности. Мюнхен, Дрезден, Будапешт и многие другие города признают его как стиль, его активно используют в своих работах великие архитекторы. Чарльз принимает участие в Московской выставке архитектуры, на которой удивляет публику и вызывает у всех восторженные отзывы, полные эмоций. Великие архитекторы того времени пророчат ему прекрасное творческое будущее.

Расцвет творчества

Чарльз Макинтош, биография которого интересна современникам, становится единственным членом группы «Четыре», кто серьезно занимается архитектурой и имеет заказы в Глазго. 1890 годы – расцвет города во всех планах. Город Глазго становится торговым и деловым центром страны. Это определяет развитие бурной культурной жизни и предоставление возможностей для представителей искусства. Макинтош создает свой первый проект – «Маяк», который является специальным заказом местного издательства.

Школа искусства Глазго

Карьера Макинтоша пошла вверх после объявления конкурса на проект здания Школы искусства Глазго, победителем которого стал именно Макинтош Чарльз. Эта работа была проста и обычна. Нехватка денег сыграла свою роль в строительстве, которое было решено разбить на две части. Северная часть открылась в 1899 году, а западная в 1907. Именно это время становится наиболее продуктивным для архитектора, который пробует себя еще и в роли дизайнера. По завершении строительства становится очевидна разница между двумя частями здания, поздняя получилась более прогрессивной и «кричащей». Макинтош приобретает репутацию талантливого художника.

Hill House

Успех движется за Чарльзом по пятам, и в 1902 году он начинает проектирование собственного дома Hill House ("Хилл Хаус") Макинтош. Месторасположение дома подобрано идеально: ориентация по сторонам света, органичное размещение на ландшафте. Полный контроль над проектом, достигнутый благодаря близкому знакомству с клиентами, позволил проводить самые смелые эксперименты. Покровительство Кэтрин Крэнстон, владелицы сети чайных заведений по всему городу, позволило не ограничивать себя в финансах. Макинтош становится первым, кто использует трафареты в декорировании помещений. Hill House является самым творческим и математически продуманным проектом архитектора. Стиль, полученный в итоге, использовался до этого лишь в доме супругов Макинтош, где проводились эксперименты с размещением, а также цветовой гаммой «мужских» и «женских» комнат.

По задумке архитектора, первый этаж должен использоваться только дамами, мужские комнаты и другие помещения, предназначенные для гостей, находятся выше. Номера de Luxe выполнены в неповторимом стиле, органично вписывающемся в общую концепцию дизайна дома. Просторные окна, фриз, выполненный из цветного стекла и нанесенный на белые стены, свинцовое стекло, использованное для производства двойных дверей с серебряными украшениями, фиолетовые тона кресел и диванов с элегантными высокими спинками.

Рационализм автора

Талант Чарльза заключался в умении продумывать архитектурный план и дизайнерскую концепцию вместе со всеми мелкими деталями функционирования объекта. Именно благодаря стремлению к максимальному рационализму в своих идеях Макинтош Чарльз интересовался современными технологии и материалами, которые активно использовал в своих работах. Благодаря этому он стал новатором, который не боялся сочетать бетон с булыжником, использовать зеркало и сталь, но наибольшее его достижение заключалось в применении пластика в своих работах.

Баронский стиль, присущий средневековым замкам Шотландии, накрепко засел в голове Макинтоша и именно на него он ориентировался при проектировании своих работ. Архитектура Италии и Греции, используемая в Шотландии в его время, не полюбилась автору, так как, по его мнению, была непригодной для местного климата. Функционализм успешно сочетался с романтическими образами зданий, благодаря которым, они стали столь любимы архитектору.

Конец творчества великого мастера

1914 год становится годом депрессии в связи с разрывом партнерства с Honeyman. Начинается сложный период, рождающий много слухов об архитекторе. Кто-то говорит, что он пьет, кто-то - что не может найти новых клиентов из-за своего характера. Чарльз ни с кем не общался в этот период и подумывал перебраться в Вену, ведь возможности его родины были исчерпаны, да и его авторитет в Австрии был существенно больше, чем в Глазго. Планы рушатся вместе с началом Мировой войны. Макинтош перебирается в Саффолк, где создает серию акварельных произведений. Из-за своего творчества попадает под арест по подозрению в шпионаже. Через некоторое время ему удается отстоять свою невиновность, и он вынужден переехать в Лондон.

Поиски работы не увенчались успехом из-за чрезмерных амбиций Чарльза Макинтоша, который искал работу, соответствующую статусу. Архитектурный мир Лондона признает «школу Глазго» устаревшим стилем и обращает внимание на классику. Чарльз Ренни Макинтош занимается дизайном, разработкой мебели, выполняет различные заказы по разработке эскизов тканей. Но дальше так продолжаться не могло, и было понятно, что нужно заниматься вещами, которые могут принести больший доход и удовольствие. Чарльз создает серию стульев, разрабатывает проекты часов, светильников, каминов и столов. Его вещи опережают время, они словно линии, напоминающие удар хлыста, геометричны и функциональны, как самые смелые современные решения. Линейка его продукции получает успех, но возможности строить у него все еще нет, поэтому он занимается созданием серии живописи.

Авторская мебель Чарльза Макинтоша

Модель стула, известная и по сей день, будоражит сознания многих людей, купивших стул Макинтоша. Очень высокая спинка, прямые ножки и сидения в виде трапеции создают впечатление чего-то старинного и чрезвычайно стильного. Несмотря на это, стул чрезвычайно прост: столярное изделие с прямолинейной конструкцией. Утонченность и проработка мельчайших деталей являются залогом изысканности конечного продукта. Игра с цветом, материалом и природными качествами древесины оставила неизгладимый след в истории. По сей день эти произведения мебели пользуются популярностью.

Последние годы жизни Чарльза Ренни Макинтоша

Разочарования архитектора становятся все больше, 20-й год дарит развитие архитектуре Германии, в то время как стиль Макинтоша изживает себя, важнейшие работы мастера больше не интересуют публику. Чарльз переезжает на юг Франции, именно там он проведет последние годы своей жизни перед тем, как скончается в Лондоне в 1928 году.

Разочарования архитектора Чарльза Макинтоша были велики, и при жизни он не получил такого большого отклика, коего заслуживал. Многие из его произведений актуальны и сегодня, некоторые используются, другие являются культурными достояниями страны. Мебель, сделанная по его проектам, имеет высокие темпы продаж, а его методы дизайна активно используются в современном мире. Как часто бывает, слава и признание нашли своего обладателя лишь после его смерти. На сегодняшний день - это одна из самых ярких личностей в истории архитектуры.

Комментарии