Путешествие в Средневековье. Патриарший собор в Пицунде
Визитная карточка православной Абхазии – Патриарший собор в Пицунде. В настоящий момент он находится в процессе реставрации, ежегодно открывая для посетителей все новые и новые красоты.
Наследие былых эпох
Как и многие храмы страны, время его не пожалело. На протяжении многих лет его залы находились в запустении, навевая уныние и безысходность. Краски фресок, украшающих маковки куполов, едва различимы даже при ярком солнечном свете. Картины с изображениями двенадцати апостолов были выложены в XIII столетии.
Сегодня Патриарший собор в Пицунде признан самым крупным сооружением подобного рода в стране. Его размеры удивляют даже бывалых путешественников. Высота остова достигает тридцати метров. Длина – 37, а ширина кладки – 25.
Официальная дата постройки комплекса доподлинно неизвестна. Считается, что его возвели в самом конце X столетия. На протяжении длительного периода он играл роль престольного храма и являлся неотъемлемой частью единого монастырского подворья.
Безмолвный плен
Патриарший собор в Пицунде – гордость и символ культурного наследия народов, проживающих на территории современной Абхазии. Его стены, толщина которых превышает полтора метра, выложены сразу из двух материалов.
Древние зодчие использовали природный камень и кирпич, которые создают то самое узнаваемое чередование полос главного здания комплекса. Нижние ярусы практически целиком представлены глыбами. Верхние – кирпичом, из которого созданы миниатюрные элементы архитектурного ансамбля.
Внешнюю сторону украшают узкие окна-бойницы, разделенные крестами. Внутреннее пространство оштукатурено и декорировано фресками. Увы, сохранилась лишь малая толика того богатства, которым столетия назад славился Патриарший собор в Пицунде.
Помимо основной просторной залы, в храме имеется усыпальница, скрывающая от посторонних глаз две святыни. В них покоятся мощи Симона Канаита и Андрея Первозванного.
Утраченное наследие
Фрески, которые все-таки удалось сохранить и восстановить, поистине бесценны. Дело в том, что первые попытки реставрации картин были предприняты в XIX веке. Они были настолько непрофессиональными, что нанесли комплексу невосполнимый ущерб.
Руководил процессом обновления церковной живописи некий архитектор по фамилии Норов. Именно он, вдохновившись образцами работ итальянских художников, отдал приказ осветлить старинные полотна.
Не пощадила Патриарший собор в Пицунде (Абхазия) и война, длившаяся ровно один год. В 1878 году внутренне убранство монастыря было варварски разграблено турецкими воителями.
Советское прошлое
После революции судьба храма также оказалась незавидной. В 1970 году местные власти устроили в нем концертный холл, закрыв слоем штукатурки редчайшие работы иконописцев. Поставив перед собой цель усовершенствовать акустические возможности зала, строители разбили часть фресок, уничтожив их навсегда.
Под охрану государства Патриарший собор в Пицунде (Абхазия) был взят намного позже. На тот момент восстановлению подлежали картины, расположенные во внутренней части главного купола, изображения семи ангелов и херувимов плюс часть фресок.
В то время, когда храм использовался в качестве концертного холла, в нем установили орган, привезенный из Германии. Его вес превышает двадцать тонн! А высота инструмента составляет 11 метров.
До сих пор лучшей сценой для музыкальных выступлений в Абхазии считается Патриарший собор в Пицунде. Орган находится в исправном состоянии. Качество его звучания ничуть не уступает прежней акустике.
Современные реалии
В 2010 году вокруг сцены в храме разгорелись нешуточные споры. Представители православной епархии страны заявляли о том, что нахождение органа неприемлемо. Но светская общественность отстояла сложившуюся в монастырских стенах музыкальную традицию.
Львиная доля бесценных артефактов, найденных в окрестностях собора, бережно хранится в музее искусств. Речь идет о фрагментах выложенного мозаикой пола, иконах и царской печати. Начиная с 2006 года на территории церкви ведутся археологические раскопки, которые уже принесли свои плоды. Были полностью очищены от грунта остатки фундамента и стен.
Контактная информация
Десятки тысяч туристов стремятся посетить Патриарший собор в Пицунде. Как проехать к нему? Все очень просто. Храм высится в самом сердце города Пицунды. В шаговой доступности от него расположены остановки общественного транспорта. Тут же то и дело курсируют маршрутные такси.
Двери монастыря закрываются в пять часов вечера. Если прийти пораньше, то можно осмотреть не только основное сооружение ансамбля, но и монастырское подворье. На нем находятся самый маленький в Абхазии дольмен и пара неплохо сохранившихся часовенок. Летом бойницы в стенах частично зарастают травой. Проход к ним бывает затруднен.
Краеведческий музей и сувенирная лавка открыты вплоть до самого позднего вечера. Стоимость входного билета для взрослого посетителя комплекса в прошлом году составляла 50 рублей. За экскурсию в сопровождении профессионального русскоговорящего гида просили 150.