Ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе. Список литературы в подготовительной группе
Привитие ребенку любви к книге и миру художественной литературы происходит ещё в детстве. Ребята учатся находить в произведениях прекрасное и нравственное до начальной школы, а именно – в детском саду. Сегодня мы поговорим про ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе: почему этот возраст нельзя упускать из внимания, какие формы процесса наиболее действенны, как выстраивать диалог с маленьким ребенком, если речь идет о непростых для понимания категориях?
Особенности возраста детей, перешедших в подготовительную группу
Ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе важно потому, что возраст 6-7 лет является особенно активным этапом в развитии и становлении ребенка. Происходит усложнение игрового пространства, начинается освоение сложного взаимодействия между людьми. Дети этого возраста, в отличие от младших ребят, способны воспринять и осмыслить такие категории, как трудоустройство, брак, болезнь, рождение ребенка и т. п. Увеличивается спектр применяемых в процессе игры ролей, так как ребенок день ото дня становится все более восприимчивым к образам окружающего мира. Именно поэтому ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе – это возможность сделать так, чтобы эти образы, идеалы, образцы были как можно более положительными.
Каких благоприятных итогов можно добиться?
Если работа будет организована правильно и рационально, то на выходе из дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) ребенок будет обладать навыками грамотной диалогической и некоторыми видами монологической речи. Формирование позиции школьника, освоение форм позитивного общения с окружающими и восприятие вещественного мира как пространства достижений человеческой культуры, обладание высоким уровнем личностного и познавательного развития – всё это глобальные задачи, над достижением которых должны трудиться в совместном тандеме и воспитатель, и родители для того, чтобы в результате ребенок смог успешно продолжить обучение в школе, чувствовал себя спокойно и комфортно. Достижению поставленных целей служит в том числе и ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе.
Локальные, узконаправленные задачи
Чтение художественной литературы в подготовительной группе необходимо для того, чтобы:
- Сформировать у ребенка начальные представления об особенностях мира художественной литературы. На самом простейшем, понятном уровне объяснить ему категории жанра, поэзии, прозы и их специфики, композиции, элементов языковой образности.
- Развить поэтическое восприятие, чувство прекрасного, способность воспринимать произведение в совокупности его содержания и звучности, ритмичности, музыкальности, поэтичности. В этом особенно помогает стихотворение (про осень, лето, весну, зиму, про животных, взрослых, детей и т. д.), хотя характерны данные положения и для рассказов, и для сказок, и для небольших повестей.
- Воспитать литературный вкус и способность улавливать, понимать и истолковывать настроение произведения.
- Взрастить интерес к произведениям литературного творчества, обеспечить закрепление информации о содержании книги и вызвать на него эмоциональный отклик.
Почему для процесса важны родители?
Как уже было сказано выше, к ознакомлению детей с художественной литературой необходимо активно привлекать и родителей, ведь если в сознании ребенка познание и усвоение нового закрепится только за личностью воспитателя, в будущем это может привести к плачевным результатам. Привычный «наставник» уйдет, и его заменит школьный учитель, к чему новоиспеченный ученик может оказаться не готов. Это вызывает дезадаптацию, самостоятельно справиться с которой ребенку подчас бывает трудно. В этом случае существует риск необходимости обращения уже к настоящему специалисту – психологу, который единственный сможет разрешить появившиеся затруднения. Именно поэтому родители как бессменные провожатые ребенка на пути его взросления должны принимать заинтересованное участие в его жизни и постепенном формировании как ученика.
Что следует учитывать при отборе книг?
Список литературы в подготовительной группе – это составляющая процесса, которая может изменяться в зависимости от взглядов руководства, непосредственного мнения самого педагога-воспитателя, а также родителей. Здесь, в отличие от школьной программы, где над сотрудниками всех уровней довлеет невидимый призрак необходимости уложиться в отведенный годовой период и успеть охватить материал, все куда проще. Однако это не значит, что к выбору материала можно подойти «абы как». Наоборот, каждое литературное произведение должно обеспечивать осуществление познавательных, нравственных и эстетических функций. Занятие по художественной литературе в подготовительной группе всегда должно ставить во главе угла книгу, которая:
- Имеет идейную направленность, то есть соответствует целям разностороннего нравственного воспитания, прививает любовь к отечеству, человеку, природе. В качестве главного действующего лица являет героя с положительным моральным обликом.
- Характеризуется высоким художественным мастерством и литературной ценностью, что отражается в наличии образцового литературного языка и существовании в произведении единства содержания и формы. Яркий пример – Пушкин для детей и его сказки, где слово само по себе является искусством.
- Решает конкретные педагогические задачи. Например, закрепляет знания о названиях, героях, авторах, возможно, даже художниках-иллюстраторах, развивает логическое и образное мышление, воображение, память, речь и т. д.
- Определяется как доступная для данного возраста ввиду соответствия возрастным и психологическим особенностям развития, жизненному опыту детей, кругу их интересов.
- Обладает занимательностью сюжета, ясностью и простотой композиции. Например, Ганс Христиан Андерсен, сказки которого и сегодня любимы детьми, не перенасыщал свои произведения перипетиями повествования. В «Дюймовочке» мы видим и чудеса, и приключения, которые развиваются поступательно и линейно, не запутывают малыша.
Группы произведений
Основываясь на вышеперечисленных критериях, в современных подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений выделяются следующие группы продуктов художественного творчества, а именно:
- Произведения русского фольклора и творчества народов мира. Традиционно наиболее активное внимание уделяется малым формам фольклора, а именно пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, песенкам, небылицам, пестушкам, прибауткам, перевертышам, однако лавры за звание наиболее любимого детского жанра с ними разделяет и сказка.
- Произведения русской и зарубежной классики литературы для детей.
- Произведения русской и зарубежной современной литературы.
Педагог-воспитатель – главный ориентир, организатор и координатор чтения
Воспитателю никогда нельзя забывать о том, что литература для периода детства постоянно пополняется новыми экземплярами. Именно поэтому за ним как за главой данного процесса закрепляется важная миссия, а именно – неустанное ознакомление с продуктами творчества новых авторов, пересмотр круга детского чтения, исключение из него устаревших и неактуальных произведений и добавление новых, ярких, живых, интересных детям XXI века. Компетентный воспитатель также должен уметь обращаться вместе с детьми к самым разным методикам, приемам и средствам, а именно к:
- беседе;
- словесному чтению материала;
- пересказу;
- выразительному чтению;
- театральной игре-драматизации;
- словесной дидактической игре;
- элементам инсценировки;
- составлению простейших алгоритмов;
- проведению анализа;
- оформлению выставки, книжного уголка;
- показу иллюстративного материала, наглядных схем и т. д.
Жанры, книги и произведения, которые никогда не будут лишними
Несмотря на то что универсального перечня произведений для занятий в подготовительной группе не существует, можно перечислить наиболее рекомендованную специалистами педагогической науки и практики литературу, обращение к которой вместе с дошкольниками никогда не пройдет даром. Сюда относятся:
- Песенки. К примеру, «Ранним-рано поутру...», «Как на тоненький ледок...», «Веснянка» в литературной обработке Г. Литвака, «Гречку мыли» в художественной обработке Ю. Григорьева и др. Заклички - например, «Дождик, дождик, веселей».
- Русские народные сказк: «Лиса и кувшин» в обработке О. Капицы, «Хаврошечка» в обработке А. Н. Толстого, «Финист – Ясный сокол», «Заяц-хвастун» и др.
- Поэтические творения: произведения А. Фета, С. Маршака, Д. Хармса, Б. Заходера, И. Тургенева, С. Есенина и т. д. Какая форма наиболее помогает ребенку этого возраста систематизировать знания? Конечно, стихотворение! Про осень («Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» А. К. Толстого, в сокращении), зиму и другие сезоны, про окружающие явления, про людей – дети 7 лет могут уже не только читать, понимать и заучивать, но и на начальном уровне анализировать произведения.
- Прозаическая литерата: рассказы Л. Толстого, например, «Косточка», «Прыжок», отдельные главы из «Чука и Гека» А. Гайдара, маленькие по форме, но крайне остроумные произведения для детей В. Драгунского, а именно «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» и др., цикл Л. Пантелеева «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и аналогичные.
- Сказки.
Например, Пушкин для детей и его знаменитая «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». П. Бажов, В. Бианки («Сова» и др.) – всё это авторы, с которыми ребенок еще столкнется в недалеком школьном будущем. Ганс Христиан Андерсен, сказки которого появились из воспоминаний писателя о собственной юности и детстве. Поэтому целесообразным шагом является начало работы с их произведениями уже с детьми подготовительной группы, благо материал для данного возраста подходит отлично.