Предмет и задачи психологии. Основные вопросы психологии

В чем суть психологии? Говоря несколько метафорически, в разработке и усовершенствовании подробной инструкции к человеку и для человека, чтобы он мог эффективно и экологично управлять собой, своей жизнью, своим счастьем. Различают житейскую и научную психологию. Последняя дает более объективные и рациональные знания, позволяющие пребывать в ладу со своей внутренней природой и находить подходящие способы для успешной ее реализации в социуме.

Житейская психология

Понятие психологии имеет житейский и научный смыслы, и они существенно отличаются. Житейская психология располагает знаниями точечного характера, так как она описывает конкретные ситуации, задачи и конкретных людей. Такие знания очень приблизительны и расплывчаты. Формируются и накапливаются стихийным образом.

Способ их получения — случайный опыт и его субъективная интерпретация причем, как правило, на бессознательном уровне. Знания житейской психологии обычно передаются с большим трудом. По мнению отечественного психолога Гиппенрейтер Ю. Б., извечная проблема "отцов и детей" в том и заключаются, что дети не желают перенимать опыт отцов.

Научная психология

Научная психология основывается на целенаправленных исследованиях и экспериментах, стремится к обобщениям, для чего вводятся и используются специальные термины и понятия. Такие знания вполне рациональные и осознаваемые, к тому же, накапливаются и передаются гораздо легче. В задачи психологии входит их интеграция в повседневную жизнь и деятельность человека. Научная психология располагает обширными, разнообразными и подчас уникальными фактическими материалами, недоступными в полном объеме носителям житейской психологии.

Развитие научной психологии

В 1879 году произошло выделение психологии, прежде являвшейся разделом философии, в самостоятельное направление науки. Именно в тот год В. Вундтом была открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория. Так из науки теоретическая психология развилась в экспериментальную.

Чем занимается психология как наука? Изучает психику и психические явления человека. Развитие научной психологии происходило в несколько этапов, на каждом из которых ее определяли по-разному:

  1. Наука о душе, наличием которой пытались объяснить любые непонятные явления в жизни отдельного человека.
  2. Наука о сознании, под которым понимали способность мыслить, желать, чувствовать. Основным методом изучения являлась интроспекция.
  3. Наука о поведении. Задачи психологии - проводить эксперименты и наблюдать видимые проявления человека: реакции, поступки, поведение.
  4. Наука об объективных закономерностях, проявлениях и механизмах психики.

Постепенно предмет и структура психологии претерпевали эволюционные трансформации. Область, изучаемая психологией, расширялась и стала включать в себя, помимо осознаваемых, еще и неосознаваемые явления.

Предмет

На сегодня предмет изучения психологии - это психика, психические явления человека и психические явления в коллективах и группах. В рамках общей психологии, изучающей наиболее общие закономерности на основе обобщения теоретических и экспериментальных психологических исследований, описываются психические процессы: ощущение, внимание, восприятие, воображение, представление, мышление, память, речь, эмоции, воля, а также психические состояния и свойства личности.

Задачи

Как и любая другая наука, психология решает ряд уникальных и специфических задач. Исходя из определения предмета выделяют следующие задачи психологии:

  1. Исследование психических явлений.
  2. Исследование закономерностей их формирования и развития.
  3. Исследование физиологических процессов, обуславливающих психические явления.
  4. Внедрение психологических знаний в жизнедеятельность людей.

Решение задач психологии позволяет выявить способы правильного овладения практическими инструментами для формирования и развития психических процессов, состояний и свойств личности, а также разработать научные и практические методики по воспитанию и обучению, рационализации трудовых процессов и взаимодействия людей в различных видах деятельности.

Методология

Методы научных исследований представляют собой приемы и средства, помогающие получать сведения, нужные для построения научной теории и составления практических рекомендаций. Развитие науки любой отрасли напрямую зависит от совершенства, надежности и валидности используемых ею методов. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Она изучает явления сложные, многообразные и весьма трудные для научного познания. Поэтому ее успехи на протяжении всего периода развития самым непосредственным образом находились в зависимости от качества используемых методик исследования.

Поскольку психология - наука относительно молодая, то довольно часто опирается на методы либо более "взрослых" наук, таких как философия, история, физика, биология, математика, медицина, физиология, либо прибегает к методам более современных - информатики и кибернетики. В то же время, любой самостоятельной науке присущи свойственные только ей методы, такие есть и у психологии. Все методы общей психологии можно разделить на три группы:

  1. Субъективные: различные виды наблюдения - стандартное, свободное, внешнее, включенное, самонаблюдение; опросы - устные, письменные, свободные, стандартные; два вида тестов - тесты-задания и тесты-опросники;
  2. Объективные: тесты - проективные и объективные; эксперименты - естественные и лабораторные;
  3. Моделирование: логическое, техническое, математическое, кибернетическое.

Также существуют и другие методы исследования психических явлений, такие как беседа - как один из вариантов опроса, предполагающий большую свободу проведения процедуры, или метод изучения документов, анализа деятельности человека. Для повышения эффективности изучения психических явлений рекомендуется комплексное применение различных методов.

Отрасли научной психологии

В современной психологии выделяется целый ряд развивающихся относительно самостоятельных направлений - отраслей. Их принято разделять на фундаментальные и прикладные. К первым относят те, которые изучают основные вопросы психологии и составляют некий базис, объединяющий все ее отрасли, такие как:

  • зоопсихология;
  • сравнительная психология;
  • дифференциальная психология;
  • общая психология;
  • психология личности;
  • возрастная психология;
  • нейропсихология;
  • психогенетика;
  • психофизиология;
  • психология аномального развития;
  • социальная психология;
  • трансперсональная психология.

К прикладным отраслям психологической науки относят те, которые имеют практическое применение в жизнедеятельности человека, такие как:

  • медицинская психология;
  • педагогическая психология;
  • экономическая психология;
  • политическая психология;
  • юридическая психология;
  • психология семьи;
  • психология искусства;
  • психология труда;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Кедров Б. М. в своей классификации наук отводит психологии центральное место. Он рассматривает ее с одной стороны, в качестве продукта других наук, с другой - в качестве возможного источника объяснения их формирования и развития.

Возрастная психология

Знакомство с возрастной психологией весьма интересно тем, что в ней психологические кризисы рассматриваются как необходимые этапы для перехода на новый виток развития, и на ряду с этим описываются естественные пути их преодоления. В целом она занимается изучением закономерностей развития человека и возрастной динамики его психики. Согласно Шаповаленко И. В., основные задачи возрастной психологии следующие:

  • Исследовать возрастное развитие личности с учетом исторической ситуции.
  • Изучить закономерности и особенности протекания психических процессов в разных возрастных периодах.
  • Установить возрастные возможности, особенности, закономерности усвоения знаний и осуществления разного рода деятельности.
  • Изучить движущие силы, их источники и механизмы психического развития человека на протяжении всей его жизни.
  • Определить возрастные нормы развития психических функций, выявить психологические ресурсы и творческий потенциал человека.
  • Составить наиболее точную периодизацию психического развития.
  • Создать методы возрастной и клинической диагностики.
  • Содействовать созданию служб для обеспечения систематического контроля за состоянием психического здоровья в процессе развития детей.
  • Разработать программы по психологическому сопровождению и оказанию помощи людям в кризисные периоды их жизни.
  • Разработать наиболее оптимальную организацию учебно-образовательных процессов для представителей любых возрастных категорий.

На сегодня существует множество возрастных периодизаций, например, зарубежных авторов - З. Фрейда, К. Юнга, К. Хорни, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Д. Бромлей, и отечественных - Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Божович Л. И., Лисина М. И., Леонтьева А. Н. Решению задач возрастной психологии уделяется достаточно много внимания, поскольку она выявляет пути гармоничного и всестороннего развития человека.

Научная психология, благодаря широкой отраслевой сети, содержит колоссальный объем знаний о личности человека и о том, как эти знания приложить к различным сферам его жизнедеятельности. Они только и ждут, чтобы им воспользовались, как инструкцией по улучшению качества жизни каждого человека.

Комментарии