Комплекс утренней гимнастики для детского сада по ФГОС
Согласно точным указаниям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в "Программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста" имеются правила проведения зарядки в различных группах. Составлены они с учетом особенностей развития детей - как физического, так и психического.
Комплекс утренней гимнастики в каждой возрастной группе детского сада имеет свои особенности. Для малышей они составлены в игровой форме. Дети изображают то птичек, то зайчиков, то маминых помощников. В подготовительной группе больше внимания уделяется правильности выполнения движений, дыханию во время зарядки. Если для малышей воспитатель показывает упражнения в обязательном порядке, то старшие дошкольники более организованы и часто воспитатель ставит для показа техники исполнения какого-то ребенка. В это время педагог имеет возможность больше внимания уделить проведению индивидуальной работы с остальными детьми.
Комплекс утренней гимнастики выполняется либо внутри здания (в зале или на ковре в группе), либо на улице (в теплое время года на выделенном для группы участке сада). Иногда планируется пробежка вокруг определенной территории перед выполнением основных видов упражнений.
В статье рассмотрим примерные образцы выполнения комплекса утренней гимнастики в разных группах учреждения, начиная с ясель. Они значительно отличаются по своим требования от условий проведения и работе с более старшими ребятами.
Отличия требований
Маленькие детки после прихода в детский сад часто плачут, ведь у многих еще проходит период адаптации. Если ребенок не желает делать зарядку, выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики, то заставлять его не нужно. При желании он, после того как успокоится, сам присоединится к остальным детям. Если же малыш так и не захотел этого, а остался сидеть в уголке комнаты, то его беспокоить не нужно. Главное в этот период - это привыкание ребенка, да и зарядку полезно делать только в хорошем настроении. Выполнять комплекс утренней гимнастики со слезами на глазах никому не нужно.
Старшие дети сложный период адаптации давно прошли, даже новенькие дошкольники в возрасте 5-6 лет переносят расставание с родителями намного легче. Поэтому зарядку делают все дети. Требования к качеству выполнения комплекса утренней гимнастики по ФГОСу более строгие со стороны воспитателя. Уделяется большое внимание организованности, дисциплинированности и качеству выполнения каждого движения. Ребенок четко должен понимать, что такое исходное положение, какие требования к постановке спины, положению других частей тела даются к каждому типу упражнений.
В данном возрасте дети уже должны понимать, какую пользу приносит выполнение комплекса утренней гимнастики для здоровья человека, и стараться делать все правильно.
Пример зарядки в яслях
Называется гимнастика "Цветочки". Дети привлекаются к действиям в игровой форме. Вначале ходят следом за взрослым в свободном порядке, затем останавливаются и поворачиваются к воспитателю, действуя по словам педагога.
Упражнение "Большие цветы".
- Исходное положение: ноги чуть расставлены, руки свободно опущены вдоль туловища.
- Вслед за воспитателем поднимают руки к потолку, показывая, какие выросли цветочки большие. Затем возвращаются в исходную позицию. Повторяется потягивание 4 раза.
Упражнение "Росточки цветов".
- И. п. - аналогичное.
- Дети по сигналу приседают вслед за взрослым, руки кладут на колени, показывая, как выглядят маленькие цветы. Повторяют все тоже 4 раза.
В конце комплекс упражнений утренней гимнастики заканчивается движением по группе за воспитателем стайкой.
Зарядка в младшей группе
Малыши трех лет делают зарядку уже более организовано. Прослеживается уже структура гимнастики, имеющая три составные части. Первая состоит из разных типов ходьбы, вторая включает общеразвивающие упражения, последняя - это дыхательные упражения.
Рассмотрим примерный комплекс утренней гимнастики в младшей группе, который проводится в форме игры.
"Прогулка зимой"
Первая часть. Ходьба выполняется по кругу. На приподнятых носочках, ладони лежат на бедрах. На задней части стопы, руки держат за головой. Бег непродолжительный, в течение 30 секунд. Ходьба заканчивается тем, что дети берутся за руки и делают ровный кружочек.
Общеразвивающие упражнения.
- "Давайте погреем руки". Исходное положение: ноги ставят "на маленькие рельсы", то есть, немного расставляют в стороны, руки опущены по бокам вниз. Поднимают руки перед грудью и делают пару хлопков, опять опускают их вниз. Повторяют данное движение 4-5 раз.
- "Замерзли ножки". Исходное положение: аналогичное предыдущему. 1. Несколько раз прыгают на месте (5-6 раз). 2. Топают ногами по полу. 3. Опять повторяются подскоки.
- Последняя часть. Дети идут вокруг ковра и совершают дыхательные упражнения.
Примерный комплекс утренней гимнастики в средней группе
Выполняется данная зарядка с дополнительными предметами, а именно с султанчиками. Если кто-то не понимает, что они собой представляют, то это несколько ленточек, связанных в пучок и прикрепленных к небольшого размера палочке. Дети любят совершать упражнения с разными предметами. На зарядке используются мячи и кубики, погремушки и флажки, веревки и пластиковые палки, небольшие обручи. Дальше читайте комплекс утренней гимнастики в средней группе пошагово.
Зарядка с разноцветными султанчиками
Разминка. Дети идут в колонке за ведущим ребенком. Дальше по ходу выполняются ходьба на поднятых носках, медленно на пятках, подскоки, не прерывая движение. Бег в спокойном темпе. Ходьба с последующим перестроением на две колонки.
Общеразвивающие упражнения:
- Султанчики поочередно выставляются вперед то одной, то другой рукой. Ноги при этом располагаются на небольшом расстоянии.
- Поднятые к потолку предметы опускаются вместе влево и вправо. После каждого наклона фиксируется положение тела ровно, султанчики прислонены к груди.
- Приседания с вытягиванием султанчиков перед собой. Руки должны быть параллельны полу.
- Прыжки с поочередным выставлением предметов перед собой.
Все элементы зарядки повторяются 4-5 раз.
Концовка. Ходьба с перестроением по периметру ковра. Выполняются упражнения с целью восстановить ровное дыхание. При этом поднимают султанчики вверх через стороны.
Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе
Так как зарядка в старшей и подготовительной группе включает подобные типы упражнений, соответствует и количество повторов. Ниже опишем часто выполняемые во время разминки упражнения.
Делают зарядку дети 6 или 7 лет в течение 10-12 минут с повторениями общеразвивающих упражнений по 7 и больше раз. Дети уже знакомы со многими типами упражнений, знают правильный порядок, в котором они должны происходить. Рассмотрим требования к комплексу утренней гимнастики в подготовительной группе с пластиковыми короткими палками. Можно их заменить на такого же размера веревки.
Зарядка с детьми старшего дошкольного возраста
Начало разминки. Во время передвижения по периметру зала дети выполняют разные разновидности ходьбы, выученные ранее. Это могут быть передвижения на поднятых носочках, внутренней или внешней сторонах стопы, боковой галоп, подскоки, с высоким поочередным подниманием ног и т. д. По дороге дети аккуратно берут палки из корзины или веревки, приготовленные воспитателем в разложенном виде.
Основная часть. Гимнастика делается по правилам сверху вниз, нагружаются мышцы сначала шеи, предплечья. Потом даются движения на нагрузку для рук. Мышцы позвоночника развиваются при сгибаниях в разные стороны. Затем тренируются мышцы нижней части тела ребенка. Ноги становятся сильными в результате приседания, прыжков или поднятия до уровня пояса. Фиксировать при этом колено можно палкой или веревкой. Прыгать можно через предмет, разложенный на полу.
Заключительная фаза. Дети перестраиваются в одну колонну, по дороге складывают поочередно гимнастические палки в корзину. Заканчивается зарядка как обычно - восстановлением ровного дыхания.
Утренняя разминка не только полезна для развития двигательных навыков, но и значительно поднимает настроение детей после расставания с родителями.