Что такое непрерывное образование? Институт непрерывного образования
Непрестанно развивающийся мир предъявляет к человеку все больше требований. Именно поэтому появляется необходимость выяснения того, что такое непрерывное образование, ведь в условиях постоянной конкуренции в результате выигрывает тот, кто умеет учиться, переучиваться и применять полученные знания на практике.
Выясняем значение термина
Итак, что же такое непрерывное образование? Это понятие появилось в мире сравнительно недавно, всего лишь в конце XX века, но быстро заняло одно из ключевых мест в списке педагогических и социальных проблем большого количества стран. Само явление может быть описано как процесс непрекращающегося роста образовательного потенциала человека в течение всей жизни. Сюда относится как его общая эрудированность, так и профессиональное развитие в качестве современного специалиста, знатока своего дела. С организационной точки зрения функционирование института непрерывного образования как социального явления обеспечивается благодаря поддержке заинтересованного государства и общества, которые общими силами помогают поддерживать стабильную деятельность образовательных структур (формальных и неформальных, частных или относящихся к собственности страны, базовых и дополнительных, основных и параллельных, а также множества других).
На выполнение каких функций направлено непрерывное образование?
Решение воспитательных и обучающих задач и достижение поставленных целей должно отвечать 2 основным направлениям деятельности. Это:
- учёт перспективных и актуальных общественных потребностей, обеспечение современного информационного общества подкованными в своих областях знаний профессиональными кадрами, пополнение социальной среды культурными и разносторонними людьми;
- удовлетворение объективного стремления личности к постоянному самообразованию и развитию на протяжении всей жизни.
Итак, в общих чертах, что такое непрерывное образование, мы выяснили. Однако что в действительности кроется за абстрактной и не до конца понятной терминологией? Давайте разбираться.
Качественно новое явление или нет?
Несмотря на то что название явления было придумано совсем недавно, сам институт непрерывного образования знаком каждому: и взрослому, и молодому. Дело в том, что именно он имеет место там, где обеспечивается преемственность звеньев образовательной цепи и реализуется их содержательное единство. Так, переход человека из детского сада в школу, затем – в училище, институт, университет или академию, а после – выход на работу и есть пример непрерывного образования, пусть и крайне схематичный. Здесь вступлению личности в самостоятельную жизнь предшествует детско-юношеское образование, после которого происходит реализация учебной деятельности уже во время взрослой жизни, где знания преимущественно перемежаются с практикой. В классификации видов непрерывного образования можно выделить также дополнительное, последипломное, собственно профессиональное и другие. Согласитесь, что в этом смысле непрерывное обучение и образование не являет ничего качественно нового. Однако сегодня у этого явления появляются интересные и уникальные особенности, которые и отражают его специфику.
Сдвиг возрастных рамок
Непрекращающемуся развитию мира можно сказать «спасибо» хотя бы за то, что благодаря ему мы не только имеем возможность знать, что такое непрерывное образование, но и участвовать в нём вне зависимости от того, какая дата рождения стоит у нас в паспорте. Если раньше начинать или продолжать обучение в зрелом возрасте казалось чем-то постыдным или неподходящим взрослому, состоявшемуся человеку, то сегодня статистика раскрывает интересные факты: традиционный тип студента младше 25 лет постепенно уходит в прошлое. Так, в США более 43 % всех студентов оказываются старше этого показателя. 45 % заняты учебой лишь частично, то есть уже не рассматривают её как самоцель, но совмещают получение знаний с практикой. Кроме того, данные, касающиеся непосредственно России, свидетельствуют, что в некоторых районах около 50 % выпускников высших учебных заведений и до 64 % выпускников средних профессиональных учреждений меняют специальность сразу после того, как оканчивают свою альма-матер. А мировые источники сообщают о том, что всего лишь 4 % трудоспособных жителей планеты работают по профессии, которую они приобрели изначально. Это факты, которые не могут быть ни хорошими, ни плохими, однако их очевидным преимуществом является постепенная победа людей над страхом переучивания и потери времени. Сегодня оно больше не является самым драгоценным человеческим активом. Фраза «Век живи – век учись» приобретает всё больший размах.
Непрерывное обучение
Кстати, непрерывное профессиональное образование никак нельзя путать с непрерывным обучением. Последнее представляет собой ответвление воспитания и обучения, в то время как непрерывное образование относится к более широкой области – социализации. Если обучение ставит во главе угла сообщение обучающемуся именно знаний и характеризуется продолжительностью пребывания человека в стенах учебных заведений разных типов, то непрерывное образование – это качественно иная категория. Она включает в себя не только знания, но и навыки, умения, выполнение определенной общественной роли в процессе социальной и трудовой жизни, выработку возможности рационально организовывать своё время, решать проблемы, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.
Возобновляющееся образование
Возобновляющееся образование является термином, в некоторой степени родственным непрерывному образованию. Оно тождественно получению образования «по частям» в течение всей жизни. Даже если человек отходит от практики длительного пребывания в одном учебном заведении, он тем не менее учится с помощью осуществления других видов деятельности, прибегает к альтернативным приёмам и методам. Система непрерывного профессионального образования, таким образом, охватывают всю жизнь человека, от рождения до смерти, даже несмотря на то, что люди не всегда являются студентами.
Концепция изменения российского образования
Сегодня в России, как и во многих других развитых и развивающихся странах мира, активно разрабатывается программа улучшения института подобного образования. Она включает в себя 4 вектора деятельности:
- повышение качества образования специалистов;
- переход к непрерывному образованию по профессии;
- обеспечение инвестиционных вложений в образовательную сферу;
- реформа общего (среднего) образования.
Конечно, в родном отечестве сегодня существует целый ряд проблем и трудностей. Так, в России аккредитуются не отдельные учебные программы и планы, а сами учебные заведения, в связи с чем важность получения диплома конкретного вуза всё ещё превалирует над ценностью получения необходимых навыков как таковых, в то время как они для человеческого удобства сегодня часто преподаются в виде коротких, но насыщенных информацией курсов или тренингов. Не может до конца быть реализована и дистанционная форма обучения, которая не подойдет студентам тогда, когда речь идет, например, про непрерывное медицинское образование. Ведь будущему медику преимущественно нужно присутствовать перед преподавателем лично. Кроме того, из-за существующих между странами разногласий профессиональное и личностное развитие не может быть реализовано в полной степени. Возьмем непрерывное математическое образование, которое является сегодня крайне перспективным. Человек, алчущий знаний, всё равно останется ограничен собственным местом жительства – для продолжения обучения за рубежом понадобятся средства, которых у представителей глубинок даже при их даровитости может просто не оказаться.
Занимаемся самообразованием
Однако если цель человека не непрерывное медицинское образование или другое, ему аналогичное, связанное с узким профилем, то в таком случае можно заняться самообразованием даже дома и повысить некоторые собственные навыки. В приоритете у современных и образованных людей сегодня:
- знание как минимум одного иностранного языка;
- овладение персональным компьютером и базовым набором стандартных программ;
- отслеживание новостей профессиональной сферы: мониторинг Интернета, чтение специализированной литературы, готовность попрактиковаться лишний раз «на соседнем участке»;
- знание ресурсов, где можно «научиться учиться», то есть неустанный поиск требуемой информации;
- выработка ответственности, дисциплинированности, творческого подхода к делу, инициативности и уверенности в себе.
Главное - следует помнить: начать никогда не поздно!