План к рассказу "Выскочка" Пришвина
Что делать, если учитель попросит составить план к рассказу «Выскочка»? Для того чтобы сделать всё правильно и получить хорошую оценку, следует учесть целый ряд составляющих. Мало знать лишь содержание, требуется быть осведомленным и в том, когда и почему было создано данное произведение, чем жил и как мыслил его автор. Разбор деталей и таких литературных категорий, как тема, идея, проблема – всё это также окажется полезным ученику. Поэтому в данной статье мы постарались собрать как можно более исчерпывающий материл о данном творении М. Пришвина.
Несколько слов об авторе. Юность
Любой урок литературы связан с личностью конкретного автора, поэтому привести некоторые биографические сведения о Михаиле Михайловиче Пришвине не будет лишним. Заранее подкованный в теме ученик сможет не только составить план к рассказу «Выскочка», но и блеснуть более глубоким знанием материала.
Михаил Михайлович Пришвин родился в феврале, а именно 4 числа далекого 1873 года в семье купца, обосновавшегося в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Отец, некогда зажиточный человек, промотался в пух и прах, оставив семью без средств к существованию. Образование детям дала мать, которой стоило больших усилий одной поднимать, воспитывать и ставить их на ноги. Учеба Михаила началась в 1883 году, когда он оказался зачислен в Елецкую гимназию. Однако отсюда Пришвин был исключен в 4 классе за дерзость по отношению к одному из учителей, в связи с чем окончание обучения пришлось на Тюменское реальное училище.
1893 год ознаменовался тем, что Пришвин поступил в Рижский институт политехники. За участие в организуемых в стенах этого учебного заведения марксистских кружках будущий писатель попал под арест в 1897 году, год отсидел в Митавской тюрьме, после чего был на 2 года сослан обратно в родной Елец. С 1900 по 1902 года Михаил Михайлович всё же продолжал обучение, но уже в Лейпцигском университете на агрономическом факультете, по окончании которого Пришвин издал несколько книг и статей на тему собственной специальности, агрономии.
Начало литературной деятельности
Как видно, жизнь писателя нельзя назвать легкой. План к рассказу «Выскочка» требует подобных биографических сведений потому, что они позволяют читателям понять, что же в действительности хотел сказать автор. После публикации первого художественного рассказа «Сашок» в одном из выпусков журнала «Родник», Пришвин решил оставить полученную профессию и уйти в корреспонденты, а увлечение творчеством народов мира привело его к желанию путешествий по северу; Михаил отправился в Карелию, Норвегию, Олонец. Знакомство с речью, бытом и традициями северян привело к появлению сказов, переданных в форме своеобразных путевых заметок и очерков («За волшебным колобком», «В краю непуганых птиц» и др.).
На долю Пришвина выпало также и участие в Первой мировой войне 1914-1918 годов (для России – до революционного 1917 года). В этот период Михаил стал военным корреспондентом, печатал свои очерки в периодике. После Великой Октябрьской революции Пришвин некоторое время работал учителем на Смоленщине, при этом продолжая страстно увлекаться краеведением и охотой.
Всё это в результате вылилось в цикл детских и охотничьих рассказов и сказок, написанных писателем в 1920-х годах. Они составили сборник «Календарь природы», который увидел свет в 1935 году; эта книга прославила Пришвина как певца средней полосы России с её красотами, секретами и тайнами. Сюда относится и «Выскочка», план которой скоро будет представлен в этом материале. Помимо уже перечисленных произведений, автор создал «Рассказы о ленинградских детях» (1943 год) о событиях уже второй, виденной им за жизнь, войны, в этом случае – против фашистской Германии. Сказка-быль «Кладовая солнца», «Повесть нашего времени», книга-дневник «Глаза земли», над которой автор активно трудился даже на закате жизни. Все эти творения только закрепили творческое наследие Пришвина. Писатель умер в январе 1954 года в Москве.
Краткое содержание
План к рассказу «Выскочка» не может быть составлен, если ученик не понимает, о чем собственно идет речь. Для облегчения ситуации приведем краткий, но исчерпывающий и достаточный пересказ основных моментов повествования. Короткая история открывается знакомством читателя с собакой породы лайка. Приехавшая к своим хозяевам с берегов Бии, она сперва и получила кличку Бия, потом сменила её на ласковую Бьюшку и, наконец, превратилась во Вьюшку. Хотя её хозяин, который и является рассказчиком в произведении, мало охотился со своим животным, он отмечал, что Вьюшка – хороший сторож, и с ней можно быть спокойным за свое имущество.
Однажды Вьюшка получила 2 косточки с обеденного стола, на которые тут же позарилась стая из 7 сорок. Одну стрекочущая компания всё же смогла схватить и унести благодаря маневренности, хитрости и знаниям тайн воровства, но вот с другой костью дело у сорок не задалось. Одна их представительница, та самая Выскочка, составить план по рассказу с которой является первоочередной задачей настоящей статьи, провалила всю операцию потому, что не послушала подруг, заважничала и слишком понадеялась на себя. Она почти стащила кость, но в последний момент Вьюшка цапнула её за хвост и – откусила его напрочь. Осталась Выскочка, план которой провалился совершенно, без главного украшения и достоинства любой сороки и стала просто – «шарик с пестрой головкой». По стрекотанию подруг было понятно, что это – настоящий «сорочий» срам!
Составляем план к рассказу «Выскочка»
Итак, теперь, когда понятно, какие ключевые эпизоды составляют общее полотно повествования, можно перейти к составлению грамотного плана. Он будет включать в себя следующие 7 пунктов:
- Бия – Бьюшка – Вьюшка.
- Характеристики собаки.
- Подаренные косточки.
- Украденный сороками трофей.
- Наступление Выскочки.
- Хитрость сторожевой Вьюшки.
- Выскочка без хвоста.
Рассказ «Выскочка», план которого представлен выше, в итоге оказывается представлен как на ладони – в ёмкие пункты умещается основное содержание переломных моментов всего повествования. Опираясь на подобную схему, можно составить и развернутый ответ на поставленный учителем вопрос, и написать подробный анализ произведения. Однако для этого следует учитывать ещё несколько категорий и положений.
Главная мысль
Если план к рассказу «Выскочка» Пришвина благополучно составлен, то для детального рассмотрения следует вникнуть в более глубокие литературные понятия. Что хотел сказать своим произведением автор, или, другими словами, каков основополагающий лейтмотив этой истории?
На самом деле, в короткой форме автор обрисовал пороки, часто присущие не только некоторым представителям мира природы, но и самим людям. Здесь и желание абсолютной наживы (сороки украли одну кость, но этого им показалось мало), и поспешность необдуманных действий, и готовность действовать любыми правдами и неправдами, и зависть к чужому добру, и обычная глупость, выражающаяся в игнорировании того факта, что собака, уже лишившаяся одной кости, разумеется, впредь будет осторожнее и внимательнее.
Особенности текста
Пришвин, будучи знатоком детской психологии, о чем свидетельствует период его работы педагогом, понимал, что для детей предпочтительнее короткие, но крайне наполненные сюжетом и содержанием книги. Поэтому и план к рассказу «Выскочка» Пришвина, и само произведение оказываются очень лаконичными, ведь даже исходную историю автор не перенасыщает деталями, а акцентирует внимание на главном. Полный рассказ читается всего лишь за 5-10 минут! «Краткость – сестра таланта» – это изречение, которое, как никакое другое, подходит для данного случая.
Почему стоит читать рассказы Пришвина?
Данный раздел предназначается не только для детей и учеников школы, но и родителей, которые находятся в поиске книг для своих чад. План сказки «Выскочка», равно как и сама история, свидетельствуют о том, как мастерски Пришвин передает жизнь мира природы, повадки и отличительные особенности принадлежащих к фауне существ. Простые, понятные детскому сознанию фразы, а также незамысловатые мотивы действующих лиц в результате позволяют ребенку сразу увидеть правду, формируют бережное отношение ко всему окружающему и одновременно нравственно воспитывают его.