Полуакустическая гитара Gibson ES-335: история, характеристики и интересные факты
Каждый, кто хоть немного увлекается гитарами, наверняка знаком с брендом Gibson. Эти гитары признаны лучшими гитаристами со всей планеты и оказали, пожалуй, наибольшее влияние на индустрию в целом, шагая вровень с другим гигантом этой сферы – Fender. Инструменты компании являются премиальным продуктом, рассчитанным на профессионалов разных жанров, обеспечивая разноплановое, но всегда глубокое и насыщенное звучание. Универсальность, прекрасный дизайн и внимание к деталям стали визитной карточкой гитар, носящих гордое имя Gibson. В данном материале речь пойдет о гитаре, которая покорила сердца всех музыкантов прошлого столетия – Gibson Memphis ES–335. Это универсальная полуакустическая гитара, давшая новую жизнь рок-н-роллу и рок-музыке в целом.
Характеристики Gibson ES-335 Studio
Корпус наполовину цельный (цельнокорпусной вариант), наполовину акустический (пустотелый вариант).
Гриф – вклеенный.
Отверстия для колков в Gibson ES-335 были стандартными, в роли самих колков выступали Kluson Deluxe.
Мензура – 24.75 (629 миллиметров).
Дека гитары выполнена из клена (имеется сердцевина также из клена).
Гриф выполнен из махагони.
Накладка на гриф выполнена из палисандра.
Тип бриджа – Tune-O-Matic.
Звукосниматели – два хамбакера (сдвоенные датчики).
Цветовые решения варьируются, наиболее распространенный и популярный вариант – Gibson Memphis ES-335 Vintage Sunburst.
История гитары
Первая гитара из серии ES-335 появилась в далеком 1958 году и была сконструирована на базе собственной гитары Леса Пола – The Log, которая была создана еще в компании Epiphone. Новая модель значительно отличалась от той гитары, в первую очередь своей усложненной и более продуманной конструкцией. Президент компании Тед МакКарти решил поместить кленовую сердцевину в обычную пустотелую гитару, чтобы сохранить свойства акустического инструмента и цельнокорпусного. Базовая модель шла в натуральном цветовом решении с двумя датчиками и эфами. Многим музыкантам гитара пришлась по вкусу в базовой комплектации, но нашлось немало тех, кто начал вручную модифицировать гитару Gibson ES-335 на свой лад, добавляя дополнительные датчики и другую электронику. По ходу истории появились официальные модификации и различные вариации инструмента, о которых и пойдет речь ниже.
Модель 330
Одновременно с базовой моделью ES-335 в свет вышла более дешевая версия этой гитары – ES-330. Несмотря на то что визуально два инструмента выглядят почти идентично, они имеют ряд конструктивных особенностей, которые кардинально влияют на их звучание. Первое важное отличие – отсутствие в гитаре кленовой сердцевины, что делает ее значительно легче, а звук «анплаггед» (без усиления) очень ярким и насыщенным. В качестве звукоснимателей используются одиночные датчики P-90. Звук у этой модели дерзкий и в то же время нежный, наиболее близкий к звучанию группы The Beatles. И это неспроста, ведь именно The Beatles всем составом закупили себе аналог этого инструмента под другим именем – Epiphone Casino.
Модель 345
Еще одна модификация, выпущенная в 1985 году, но уже более дорогая. По сути, это одно и то же, конструкция гитары не отличается. Разница заключается в наличии дополнительного многопозиционного переключателя, который позволяет задействовать отдельные катушки. Это, в свою очередь, дает возможность разнообразить звучание гитары. Из других интересных деталей можно выделить выходной стерео-джек и позолоченную фурнитуру. Одним из владельцев гитары был знаменитый музыкант Фредди Кинг, который вдохновил Эрика Клэптона.
Модель 355
А это, что называется, топовая модель в базовой линейке. Эта полуакустическая гитара имела ряд незначительных отличий и один важный элемент, отличающий ее от других вариаций на тему ES-335. Речь идет о тремоло Bigsby, дающем музыкантам еще больший простор для творчества как раз за счет возможности изменения тона прямо во время игры. Именно благодаря этой особенности гитара стала наиболее популярной в серии. Гитаристы со всего мира отреагировали на эту новинку. Одним из самых известных музыкантов, отдавших предпочтение именно этой модели, стал Джонни Марр, а также Бернард Батлер и Ноэль Галлахер, которые были поклонниками Марра.
Модель King Lucille – знаменитый «кастом»
Знаменитый гитарист Би Би Кинг всю жизнь играл на различных гитарах Gibson до тех пор, пока не приобрел собственный инструмент. Позднее, в 1958 г., Кинг открыл для себя обновленную линейку инструментов из серии Gibson ES-355. Этот инструмент был наиболее подходящим под его требования. Тонкий гриф, малый вес, легкий доступ к высоким ладам. Эти элементы стали основополагающими при выборе гитары. Позднее именно эта гитара послужила основной для появления совместной разработки Gibson и Би Би Кинга – Gibson ES King Lucille. В одном из своих интервью Кинг рассказал, что имеет проблемы со слухом и плохо слышит низкие ноты, зато прекрасно различает высокие и любит их куда больше, отчего выбор пал именно на Gibson ES-355. Несколько лет спустя представители Gibson нагрянули к Кингу и предложили ему разработать именную модель ES-355. Кинг попросил дизайнеров убрать отверстия-резонаторы, так как он не очень любил чрезмерную отдачу и желал самостоятельно контролировать уровень шумов. Также был заменен струнодержатель, который во время игры царапал руку музыканту, на более удобный вариант, на котором также отсутствовал механизм микроподстройки. Кинг был старомоден и любил работать с колками, настраивая инструмент.
Существует красивая легенда, которая гласит, что на одном из концертов Кинга случился пожар. Виновниками его стали мужчины, во время драки задевшие бочку, наполненную керосином. Здание воспламенилось, началась эвакуация, а Кинг оставил в нем любимую гитару. На следующий день музыкант узнал, что перепалка между мужчинами завязалась из-за девушки по имени Люсиль. Отсюда и возникло название для инструмента.
Модель Trini Lopez
Эта модель была создана по заказу Трини Лопеза в 1961 году, как раз в эпоху его наибольшей популярности. Лопез попросил заменить эфы на гитаре на ромбовидные вырезы. То же самое проделали и с разметкой ладов. Голова грифа была заменена и по форме напоминала хоккейную клюшку (наподобие Gibson Firebird). На такой же гитаре играл Ноэль Галлахер, использующий ее в Oasis в период с 2000 года.
Модель Tom DeLonge, или Серия ES в металле
Говоря о гитарах из серии ES-335, мы в первую очередь представляем себе блюзменов и поклонников джаза и уж никак не металлистов или рокеров. Виной тому, безусловно, имидж гитары и сами музыканты, а не какие-то конструктивные особенности или неподходящая электроника. Gibson пытались изменить ситуацию, выпуская подписную модель Тома Делонга, которая оснащалась лишь одним датчиком в области струнодержателя, явно созданного для того, чтобы на нем «нарезать» металл. Появились и другие модификации, еще более «злые», с теми же гладкими чертами, но совершенно иным характером. Подобную в свое время использовал основатель группы Nine Inch Nails. Из новшеств, примененных в этих гитарах, стоит отметить наличие новой накладки на гриф, очень ровной, внешне напоминающей палисандр, дающей большую атаку в сравнении с классическим вариантом гитары.
Многие доморощенные музыканты были возмущены тем фактом, что кто-то пытается извлекать тяжелое звучание из классической полуакустической гитары. Якобы инструмент предназначен совсем для другого, и не стоит мучить его тяжелой музыкой. На деле все их доводы и страхи безосновательны, и далеко за примером удачного применения полуакустических гитар в тяжелом роке ходить не нужно. Достаточно вспомнить Уэса Борлэнда из Limp Bizkit, который выдавал «жирный» звук на своей полуакустической Yamaha. Еще один камень в огород «метальных» образцов Gibson ES-335 – отсутствие некового датчика, но разве это не то, что нужно настоящему металлисту? Играя с перегрузом, никто и не думает о нековом датчике, а также о всевозможных тонкостях настройки тембра. Для металлиста главное - погромче и драйвовее.
Вместо заключения
Итак, что мы получаем в итоге. Легендарная гитара, которая зародилась как неплохое решение для блюзменов, в итоге стала нетленной классикой, подходящей под множество стилей и направлений в музыке, включая такие неожиданные, как металл и хардкор, как бы ни было сложно в это поверить. Gibson ES-335 – это уникальный, впечатляющий инструмент, мечта всех гитаристов и просто отличная «рабочая лошадка» на все случаи жизни, которая к тому же открывает большой простор для музыкальных экспериментов.