Комплексный анализ стихотворения. Некрасов, "Школьник": характеристика, главная мысль и впечатления

Реализм и ни слова лжи – вот главная особенность творчества Николая Некрасова. Путешествуя просторами родного государства, поэт успел многое увидеть: глубокую печаль, нужду и несгибаемую силу русского духа. В его стихах отчетливо отображаются эти реалии. Каждая строчка произведений наполнена болью и грустью, но за ними скрывается надежда на лучшее будущее. Говорить об особенностях творчества поэта можно долго, но для наглядности лучше провести анализ стихотворения Некрасова «Школьник».

План анализа

Анализировать лирическое произведение необходимо, опираясь на план. Это намного упростит работу. Чаще всего для анализа стихотворения используют следующие характеристики:

  1. Когда, кем и при каких условиях было написано сочинение.
  2. О чем произведение? Необходимо описать основную тему, идею и сюжет.
  3. Художественные средства. Нужно указать какими художественными приемами воспользовался автор, чтобы выразить основную мысль.
  4. Лексика и композиция. Здесь указывается, какой лексикой написан стих: разговорной, публицистической и т.д. Также стоит упомянуть о количестве строк и строф.
  5. Образ лирического героя.

Теперь можно приступать к анализу стихотворения Некрасова «Школьник». 4 класс, в котором начинают изучать творчество русского поэта, тоже может справиться с этим заданием, следуя плану.

Поэт и его творение

Произведения Некрасова отличаются глубиной содержания и наполнены невероятной силой. В его стихах часто описаны трудности, с которым сталкивается простой народ и сам поэт. Так, в 1856 году Некрасов создает произведение «Школьник» (первая его публикация была в журнале «Библиотека для чтения» - №10).

1856-й год можно назвать переломным в деятельности поэта. Некрасов смог победить серьезное заболевание, издал собственный сборник стихотворений, а журнал «Современник», выпуском которого он занимался, снова начал набирать популярность. К тому же к власти приходит Александр II, и крепостной быт становится немного свободнее. В это время и создается стихотворение «Школьник», которое повествует о детях, желающих вырваться из нищеты и пойти собственным путем.

Тема, идея, сюжет

Анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно обозначить главную тему произведения: вопросы образования, о которых размышляет лирический герой. Основная идея стиха заключается в образе дороги, которая олицетворяет жизненный путь.

В основу сюжета положена встреча лирического героя с простым крестьянским ребенком. Он был бедно одет и нес с собой книгу. Увидев ее, лирический герой начинает рассуждать о пользе образования, в частности о том, что простым людям тяжело отправить своего ребенка учится. Но, тем не менее, его речь оптимистична, лирический герой подбадривает мальчишку, говоря, что все начинали с трудного пути. Ставит в пример Ломоносова, и говорит, что для тех, кто не боится труда в получении знаний, «сон свершится наяву».

В заключении герой обращается к своей Родине, которая еще не исчерпала себя и способна рождать таланты, что в будущем познают и уважение, и почет.

Художественные средства

Продолжая анализировать стихотворение «Школьник» Некрасова по плану, уделим внимание художественным средствам, которые использовал поэт. В первом четверостишии, создавая обстановку, в которой находится лирический герой, автор использует метафору «невеселая дорога». Чтобы описать ребенка с книгой Некрасов пользуется эпитетами: «грязно тело», «едва прикрыта грудь», «ноги босы». Также много эпитетов можно встретить и в следующих строках, к примеру, «родная Русь» или «архангельский мужик».

В последних строках встречается антитеза – противопоставление. Тех, кто стремится к знаниям, автор противопоставляет людям, которые ни к чему не проявляют должного интереса. Первых Некрасов характеризует, как «добрых», «благородных» и «сильных», вторых – как «напыщенных», «тупых» и «холодных».

В произведении можно встретить аллегорию, - «сон свершится наяву». Также встречается риторическая фигура – обращение, что подчеркивает волнение Некрасова: «Не стыдися!», «Ну, пошел же, ради бога!».

Лексика и композиция

В своем творчестве Некрасов широко использовал народную речь, поэтому в стихе «Школьник» и встречаются такие слова, как «батька», «не трусь» и другие.

Выполняя по литературе анализ стихотворения Некрасова «Школьник», обязательно необходимо указать количество строк, строф и определить стихотворный размер. Так, стихотворение состоит из 10-ти строф. Условно их можно разделить на 3 блока:

  1. Описание путешествия лирического героя.
  2. Основная часть, что состоит из монолога героя.
  3. Обращение к Родине.

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник» показал, что произведение имеет размер четырехстопного хорея, а строфы состоят из четверостиший с перекрестной рифмой.

Лирический герой

На этом пункте и заканчивается комплексный анализ. Из анализа стихотворения Некрасова «Школьник» становится понятно, что в качестве лирического героя выступает сам автор, описывая свои поездки страной. В основу произведения положены размышления Некрасова о тяжелой судьбе своего народа, но он уверен, что среди простых крестьян есть много талантов. Он хочет поддержать детей, что желают учиться и выбрать другую судьбу, нежели у родителей. Лирический герой, а вместе с ним и сам Некрасов, призывают не стыдиться нищеты, ведь упорный труд будет вознагражден.

О поэзии

Николай Некрасов известный русский поэт, признанный классиком русской литературы. В свое время он прославился, как революционный демократ, а его нравственность и неоднозначные поступки все еще вызывают много спорных мнений. Некрасов стал известным благодаря таким произведениям, как стихотворение «Дед Мазай и зайцы», поэмы «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Все его работы были посвещены исключительно проблемам русского народа. Он ярко описывал трагедию крестьянства и красоту окружающего мира. Фольклорное разнообразие и богатство народного языка были широко использованы в произведениях поэта. Благодаря этому приему Николаю Алексеевичу удалось расширить границы русской поэзии. Поэта по праву можно считать первопроходцем, который не побоялся использовать в своих стихотворениях сочетание элегии, лирики и сатиры, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы. Даже анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно заметить эту отличительную характеристику.

Комментарии