Понятие культуры: корпоративной и организационной
Культура включает в себя разные аспекты жизни человека. Поэтому понятие культуры порой так разнообразно и толкования её существуют в нескольких вариантах. Из-за широты понимания термина возникают спорные вопросы, например: есть ли различие между корпоративной культурой и организационной культурой? Об этом пойдет речь в статье.
Культура – толкование термина.
Впервые понятие культуры возникло в 160 г. до н. э. в земледельческом трактате Катона Старшего, писателя, историка и государственного деятеля Древнего Рима. Различают культуру религиозную и связанную с субъективными качествами человека. Термин толковался в зависимости от множества существующих научных и философских определений. Например, есть такие высказывания о сущности предмета культуры: "Культура - это реализация на практике духовных и общечеловеческих ценностей". В большой советской энциклопедии культура объясняется, как существующий на определенном историческом этапе уровень развития человека и общества, проявляющийся в типах деятельности людей и организации их жизни, а также созданных человечеством духовных ценностей. У Ю. Лотмана понятие культуры включает совокупность информации о поведении человека, которая не наследуется генетически. Даниил Андреев понимал под культурой весь имеющийся у человечества творческий багаж. В современной трактовке культуры ценностной различают всю совокупность результатов деятельности человека, которые внутри конкретных социальных систем признаны ценными. Их совокупность является характерным признаком социальной группы и её духовной основой.
Понятие терминов «корпоративная культура» и «организационная культура»
Проводимые научные исследования, целью которых является изучение жизни организаций, манипулируют обоими понятиями «корпоративная культура» и «организационная культура», практически используя их как синонимы. К такому мнению приходят отечественные исследователи В. А. Спивак, О. С. Вихановский и др.
Между организационной и корпоративной культурой все же присутствуют различия. У Т. Ю. Базарова есть мнение, что под организационной культурой надо понимать общую характеристику организации, куда входят ее ценности, оценка результатов деятельности, образ поведения, представления о целях организации, принципах поведения и вариантах реагирования. Он же объясняет корпоративную культуру, как бездоказательные предположения, собранные в сложный комплекс, который принимается всеми состоящими в организации членами и задает рамки поведения для большей части организации. Таким образом, понятие корпоративной культуры включает в себя уникальный набор ценностей и поведенческих моделей, индивидуальных для каждой конкретной организации. А. А. Максименко пытается провести границу между организационной и корпоративной культурой по размеру организации, но не уточняет, каково должно быть число сотрудников в том и другом случае.
Но в то же время понятие организационной культуры является более общим по отношению к «корпоративной», так как не всякая организация может быть корпорацией. Если под понятием «корпоративная» имеется в виду профессиональная культура, тогда она будет включать в себя ценности и нормы работников, занятых в конкретной сфере и служить основанием для осознания ответственности перед обществом и значимости для него. Теперь можно трактовать «корпоративную культуру» как собирательный термин, обобщающий организационные культуры предприятий, которые заняты в одной сфере деятельности.
Пытаясь развести эти два термина, можно прийти к выводу, что понятие культуры, в том числе организационной, выступает как более широкое, призванное отражать деятельность коллектива предприятия (организации), формирование «команды», выработку единого стиля работы всех сотрудников. А корпоративная культура более подробно охватывает деятельность коллектива, и состоит из философии, системы ценностей, норм поведения, поведенческих ритуалов, которые складываются в организации.