ОАО «Серпуховский автомобильный завод»: история, продукция

ОАО «Серпуховский автомобильный завод» (СеАЗ) являлся крупным машиностроительным предприятием в Московской области. Компания специализировалась на производстве инвалидных мотоколясок, малолитражных автомобилей «Ока» и запчастей. Сегодня конвейер остановлен, а акционерное общество объявлено банкротом.

Основание

История Серпуховского автомобильного завода начинается в 1939 году. 7 июля Наркомат машиностроения постановил организовать в городе Серпухове мотоциклетное производство. В качестве производственной площадки определили мастерские трудколонии для несовершеннолетних, которые впоследствии разрослись до масштабов полноценного завода.

Исполняющему обязанности директору завода Потапову и главному инженеру Коваленко поручалось принять к неуклонному выполнению план-график «реконструктивных» работ и в пятидневный срок оформить техническую документацию. Правительство потребовало в год выпускать до 15 000 малолитражных мотоциклов, при этом производство не было оснащено ни соответствующим оборудованием, ни подготовленными кадрами.

Впрочем, в 1940 году разношерстный коллектив, состоящий большей частью из проблемных подростков, смог собрать для испытаний опытную партию мотоциклов серии МЗЛ с двухконтактным двигателем. К июню 1941 предприятие изготовило уже 180 единиц мототехники модели Л8 с четырехконтактным двигателем. Дальнейшему развитию производства в этом направлении помешала война.

Военное лихолетье

В октябре 1941 года основные мощности и ряд квалифицированных работников эвакуировали на Урал. Часть производства была переправлена в город Тюмень, вторая часть – в Ижевск. На новом месте была организована сборка армейских мотоциклов модели АМ-600, также осуществлялся выпуск прочей оборонной продукции. После того как гитлеровцев отбросили от Москвы, в декабре 1941 на Серпуховском автомобильном заводе организовывается ремонт трофейной мототехники для нужд фронта.

Конструкторская школа

В 1943 году Госкомитет обороны постановил восстановить мотопромышленность. Отраслевым центром определили город Серпухов. Сюда для организации Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения были направлены выдающиеся конструкторы из Ижевска: И. Г. Гусаков, А. Е. Мамай, И. Я. Никифоров, И. В. Понятовский, С. И. Сафонов, В. И. Ложкин, Г. А. Вейнер и В. М. Ворона.

К 1946 году на базе Серпуховского автомобильного завода формируется мощный конструкторско-экспериментальный центр. До 1951 года предприятие функционирует в качестве опытного производства ЦКБ.

От мотоциклов к мотоколяскам

Трагическим наследием прошедшей войны стало большое количество инвалидов. Чтобы облегчить их участь, помочь им в реабилитации и интеграции в общество, ЦКБ в 1951 году разработало и внедрило в серийное производство трехколесной мотоколяски С1Л.

С этого времени основной продукцией Серпуховского автомобильного завода стали транспортные средства для реабилитации инвалидов. Конструкция мотоколясок постоянно совершенствуется. В 1957 году осваивается производство модели С3Л с более мощным двигателем, а с 1958 года начинается крупносерийное конвейерное производство четырехколесной мотоколяски С3А.

С 1970 года завод производит мотоколяску С3Д с цельнометаллическим несущим кузовом, выпуск которой продолжался до 1995 года. Всего с 1953 по 1995 годы было произведено 572 000 мотоколясок различных серий и модификаций.

Наряду с транспортными средствами для инвалидов, завод производит товары народного потребления:

  • детские велосипеды «Мотылек», «Кроха» и «Колибри»;
  • прицепы к легковым автомобилям;
  • амортизаторы для тяжелых мотоциклов Ирбитского и Киевского мотозаводов.

Производство автомобилей

Накопленный опыт производства четырехколесных мотоколясок стал отличным подспорьем для развития производства «малолитражек». В первой половине 80-х гг. ЦКБ Серпуховского автомобильного завода разработало и изготовило опытные образцы малогабаритного экономичного легкового автомобиля, получившего впоследствии наименование «Ока».

Приказом министра автопромышленности В. Н. Полякова от 25.04.1982 года молодежным коллективам конструкторов Волжского и Камского автозаводов, а также Серпуховского мотозавода, поручена разработка конструкции автомобиля особо малого класса. Активное участие в этом принимают молодые конструкторы СеАЗа: Н. Д. Раков, А. П. Попов, Н. А. Павлов, С. М. Шелестов, А. Н. Галанин под руководством заместителя главного инженера И. Е. Ивенского.

25.06.1985 года Совмин СССР поручает подготовить мощности для крупносерийной сборки легендарной «малолитражки» на заводах АвтоВАЗ, КамАЗ и СеАЗ. Серпуховчане приступили к самой значительной реконструкции за всю историю предприятия. Проект, предусматривающий производство 10 000 автомобилей ежегодно на основе широкой кооперации, разрабатывают Волжский автозавод и «Гипроавтопром».

Производство силовых агрегатов и приводов передних колес поручается ВАЗу, производство узлов шасси и крупной штамповки – заводам КамАЗа. Закладываются самые современные технологические решения, включая создание мощностей по нанесению грунта методом катафорезного осаждения в окрасочном производстве и сварке кузова роботами на гибкой автоматической линии. Начинается строительство новых производственных и административно-бытовых помещений, реконструкция старых цехов.

Реалии времени

Заканчивать реконструкцию СеАЗа пришлось в новых экономических условиях перестройки, характеризующихся гиперинфляцией, недостатком оборонных средств предприятий и всеобщим падением производства. Неоценима оказанная заводу в этот период техническая и материальная поддержка со стороны АвтоВАЗа, позволившая завершить реконструкцию и организовать массовое производство современного автомобиля. Однако в условиях нестабильного рынка, в основном применяющего бартерные схемы, производство не расширялось, и было убыточным.

Упорная, кропотливая работа коллектива позволила обеспечить рост производства автомобилей с 3000 штук в 1996 году до 18000 тысяч 2001 году и выйти в 2000 году на безубыточную работу. Осенью 1999 года на предприятии собрали 50000-ый автомобиль, а 4.09.2002 года – стотысячный. Экономический кризис 2008 года подорвал финансовое состояние компании. 22.02.2009 в отношении СеАЗа начата процедура банкротства. Печальна судьба автогиганта. Сегодня фото Серпуховского автомобильного завода вызывает лишь уныние, а когда-то здесь кипела трудовая жизнь.

Комментарии