Проблемы туризма в России

Возможностями для потенциального развития туристической отрасли наша страна способна поразить воображение любого. У нас есть всё - от морей и океанов, гор и рек до замечательных исторических городов и живописных сел. Какая еще страна мира способна похвалиться таким разнообразием? Но в действительности столь богатые возможности практически не реализуются. В рейтинговых списках мира, посвященных туризму, место Российской Федерации - где-то в конце пятого десятка. Как же так получилось? Давайте рассмотрим основные проблемы в области туризма в нашей стране.

Одну-единственную причину несоответствия уровня возможностей и степени их реализации выделить, к сожалению, не получится. Таковых - целый букет. Ниже - главное из того, почему абсолютное большинство туристов мира не рассматривает Россию в качестве желанного объекта для увлекательных путешествий. Более того, те же самые факторы не вызывают прилива энтузиазма и у соотечественников.

Транспортная инфраструктура и проблемы туризма

Огромная протяжённость территории нашей страны, как ни странно, в деле развития туризма сыграла скорее отрицательную, чем положительную роль. Посудите сами: путь с северной до южной крайней точки в нашей стране может занять не менее семи дней путешествия поездом - не слишком комфортного в отечественных условиях и, скажем прямо, довольно выматывающего. Стоимость железнодорожных билетов у нас отнюдь не дешевая, а условия, к сожалению, весьма далеки от идеальных. Именно с этим связаны многие проблемы развития туризма в России.

РЖД периодически принимает меры по обновлению поездного состава, и тем не менее состояние большинства вагонов отпугивает не только привыкших к цивилизованным условиям западных путешественников, но и гораздо более выносливых соотечественников.

Казалось бы, можно воспользоваться альтернативным вариантом - авиаперелетом. Но здесь дела обстоят еще более печально. Сравнив цены на авиабилеты в пределах страны с теми, что существуют в Европе, туристы впадают в самый настоящий шок. К примеру, перелет из одной европейской страны в другую (скажем, из Чехии во Францию) обойдется в 60-80 евро. Если же запланировали путешествие из Москвы в Сибирь, расход возрастет втрое. Конечно, следует учесть и расстояния, но все же цены кусаются.

Автомобильной инфраструктурой мы гордиться также не можем. О состоянии наших дорог известно всем и каждому. Ряд регионов характеризуется практически полным их отсутствием, что, конечно же, не прибавляет энтузиазма нашим путешественникам. Да и западные туристы, испытав разок-другой на себе все прелести автомобильной поездки по дорогам России, редко возвращаются к этой идее повторно.

О правильном позиционировании

Туристическая отрасль - такой же бизнес, как многие другие. И проблемы современного туризма решаются правильным позиционированием, которое играет здесь одну из ведущих ролей. Но как раз по этой части в нашей стране большие сложности. "На слуху" у туристов - лишь несколько общепринятых мест для посещения. Не считая Москвы и Санкт-Петербурга, это в основном Сочи - признанный лидер южного отдыха и "классика жанра" - живописнейшее озеро Байкал.

Но разве этим исчерпывается список замечательных мест нашей страны, пригодных для отдыха? Ведь о том же Золотом Кольце известно порой не всякому россиянину, не говоря уже об иностранных туристах. Элементарный недостаток информации о множестве красивейших исторических городов и мест с интереснейшими достопримечательностями сказывается самым печальным образом на возможностях развития туристической отрасли.

Мы тоже не в курсе...

Если весьма удручающую ситуацию с внешним туризмом еще как-то можно понять, то что мешает развивать внутренний? Ведь множество россиян могли бы с удовольствием путешествовать по красивым и примечательным местам собственной страны. А между тем показатель развития внутреннего туризма составляет у нас совершенно мизерную цифру - немногим более 1 %. Для сравнения: огромное большинство цивилизованных стран может похвастаться таковым в пределах от 10 до 12 %.

Что может решить подобные проблемы туризма в России? Как и в любом виде бизнеса, здесь многое зависит от грамотного брендирования. Реклама и ещё раз реклама! Национальные достопримечательности обязаны быть показаны и описаны, предложения по их осмотру и посещению должны быть грамотно подготовлены и иметься в каждом туристическом агентстве. Людям необходимо объяснять преимущества отечественных мест отдыха перед иностранными курортами.

Почему же этим никто не занят? Пожалуй, причинами подобного замалчивания можно назвать следующие факторы.

Нет централизованного управления

Абсолютно любая развитая страна располагает отдельным ведомством либо министерством, задача которого - туризм (проблемы, перспективы). Именно в данной сфере решаются вопросы, затрагивающие реконструкцию наиболее значимых его объектов, обсуждаются способы привлечения путешествующих и методы рекламных кампаний. В нашей же стране законодательством наличие данного органа просто-напросто не предусмотрено.

Таким образом, туризм остаётся у нас "бесхозным". Курирование его периодически попадает в ведение либо Министерства культуры, либо Министерства спорта. Сказывается это на всех уровнях - от федерального до регионального. Если где-то (примером может послужить Архангельская область) туристическая ниша находится главным образом в ведении Министерства спорта, там можно наблюдать серьёзные перекосы в сторону одной из его форм в ущерб прочим сферам.

При отсутствии единой управленческой базы и весьма слабой государственной поддержке туризм поставлен фактически в условия выживания на принципах самообеспечения. Разумеется, с такими данными рассчитывать на бурное развитие отрасли и мощный поток приезжающих просто-напросто несерьезно.

Региональный туризм: проблемы и перспективы развития

Во всём мире явление регионального туризма давно и прочно завоевало ведущие позиции в структуре отрасли. Поездки по интереснейшим местам любой страны пользуются огромной популярностью. Небольшие села, уютные домики, кемпинги, мангалы, туристические стоянки - всё это привлекает огромное число путешественников. Но только не у нас. Государственных вложений в дело развития регионального туризма в нашей стране пока не наблюдается, и о причинах этого остается только гадать.

Между тем перспективы развития данного вида туризма на широких отечественных просторах - просто превосходные. В настоящее время реализуются они главным образом "точечно" по инициативе частных лиц и отдельных предпринимателей. В качестве примера может послужить село Вятское, расположенное в Ярославской области. Заручившись поддержкой местной администрации, предприимчивый бизнесмен за собственный счёт открыл и содержит ряд национальных музеев. Посетители могут познакомиться с русскими забавами, побывать в настоящей бане и т. п.

При должном уровне информации ценителей подобного отдыха нашлось бы очень и очень немало. Ведь такие туристические объекты украшают каждую страну. На практике же проект известен лишь узкому кругу ценителей.

О профильном туризме

Каких только видов туризма не существует в мире! Можно долго и интересно рассказывать об эко- и велотуризме, экстремальных его видах, путешествиях с фотокамерой по интересным местам. У нас обо всех этих экзотических направлениях мало кто слышал. Популярен в России лишь тот вид туризма, что ассоциируется с отдыхом. А между тем на практике доказано, что доходы государству приносят главным образом именно профильные его разновидности. И тем, кто озабочен развитием туристического бизнеса в России, следует задуматься именно в данном направлении - что выдумать, найти, изобрести для привлечения пресыщенных путешественников? Как решить данные специфические проблемы развития туризма в отечественных условиях?

О наших гостиницах

На взгляд западных туристов, Россия располагает лишь двумя видами гостиниц - либо роскошными, но очень дорогими, либо относительно дешевыми, но при этом абсолютно некомфортными. Звучит достаточно логично. Огромное большинство российских отелей до сих пор существует на уровне Советского Союза. То есть обеспечивает минимумом сервиса с отсутствием тех современных удобств, что так привычны избалованным западным туристам.

Другая же разновидность - отели элитного уровня с ценами от 800 долларов и выше. Разумеется, данный вариант в силу своей дороговизны большинству отдыхающих недоступен.

Примером отличного решения подобных проблем может служить Чехия. Постоянно путешествующим известно множество уютных небольших отелей семейного типа, а также недорогих хостелов. В данном направлении при должном уровне внимания и заботы со стороны государства могла бы развиваться и наша экономика.

Информационная завеса как препятствие

В глазах западных обывателей Россия десятилетиями была и остаётся окруженной легендами и мифами самого фантастического толка. До сих пор определённая часть европейцев ассоциирует нашу страну со стандартным набором из медведей, балалайки и русской водки. Само собой, с подобными представлениями мало кто отважится ехать в дикую местность с суровыми агрессивными жителями и неприветливым климатом. Вот к чему способен привести недостаток информации!

Современный образ жизни наших соотечественников, богатые культурные традиции страны, множество интереснейших мест и достопримечательностей, которые можно здесь увидеть, - всё это остается "за кадром" для большинства тех, кто проживает вне российских пределов. Проблемы туризма можно решать, лишь преодолев "информационную блокаду".

Отрицательная роль санкций

Туристический поток в нашу страну изрядно сократился под влиянием недавних политических событий, в частности из-за введения всем известных санкций. Неодобрение внешней политики нашей страны привело к закономерному следствию - отказу поддерживать российскую экономику. На западе продолжают насаждать искусственный образ страны-агрессора. Потенциальных туристов запугивают опасностью поездок в милитаризованное государство с полным отсутствием свободы слова.

Удивительный факт: множество западных обывателей всерьез верят, что под действием санкций в России продуктовые прилавки практически опустели. Туристы боятся ехать в голодную страну - чем же им там питаться?

Где же предпочитают отдыхать россияне?

Несмотря на перманентный кризис, отечественных туристов трудно остановить. Путешествия развлекательно-познавательного характера никто не отменял. Правда, большинство поездок предпринимаются в зарубежье. Как уже было сказано, внутренний туризм на просторах Отечества совершенно не популярен, и в обозримом будущем прогнозов на изменение данной грустной ситуации не наблюдается.

Но почему же соотечественники столь непатриотичны? Ведь территория страны располагает множеством климатических зон на любой вкус. Для путешествий по стране не требуется оформления дополнительных документов и туристических виз.

Ответ прост: всё дело в финансовом вопросе. По подсчетам, прилично отдохнуть за рубежом можно на порядок дешевле, чем на отечественных курортах.

Вот характерный пример. В Москве в последние годы туристическое направление активно развивается и рекламируются, но большинству россиян столица их родины по-прежнему недоступна. В последнее пятилетие посетили ее в качестве туристов не более 5 % соотечественников. Причина кроется в непомерной дороговизне проживания и отдыха в условиях родной столицы. Гостиницы в Москве не по карману большинству приезжающих из провинции.

Сколько стоит переночевать в столице

Даже ночь в московском хостеле обойдется вам не менее, чем в 500-600 руб. При этом ютиться предстоит в комнате на 8-10 человек. Если же вы захотите зарезервировать номер на 2-4 человека, это будет стоить от 1000 руб. и выше.

Примерно такая же ситуация в Санкт-Петербурге. Цена хостела там может достичь отметки, сравнимой со стоимостью отдельного номера в среднего уровня гостинице Европы (трех- либо четырехзвёздной).

Традиционно в Москве существовало такое направление, как детский туризм. Школьников централизованно привозили на каникулы и знакомили со столичными достопримечательностями. Но в последние годы поток детей, приезжающих в столицу, заметно иссякает в силу тех же финансовых причин. Размещение маленьких туристов в столице с ночёвкой - серьезная проблема. В большинстве случаев их привозят не более чем на день - на зимних каникулах. Дети, проведшие в поезде около 10 часов, успевают лишь формально ознакомиться с основной достопримечательностью Москвы - Красной площадью, а также взглянуть на Кремлевскую Елку. Более подробному знакомству со столицей мешает всё то же отсутствие мест для размещения по доступным ценам.

Как же быть?

Весь озвученный комплекс проблем туризма слишком серьезен, чтобы можно было говорить о каких-то срочных и кратковременных мерах по улучшению ситуации. Преодолеть упадок туристической отрасли в нашей стране с наскоку никак не получится. В качестве примера можно вспомнить сочинскую Олимпиаду. Ожидалось, что следствием ее проведения станет грандиозный приток туристов. На практике же подобного не наблюдается.

Для выведения туристической отрасли нашей страны на достойный уровень проблемы туризма надо решать в комплексе. Следует позаботиться о поднятии имиджа страны в глазах международной общественности, отрегулировать систему информирования, наладить сеть туристической инфраструктуры, обеспечить должный уровень финансирования отелей и мест отдыха. Но, как было сказано выше, достижение этого всего невозможно в отсутствие централизованного управления. Остается лишь уповать на то, что в поисках новых путей оздоровления отечественной экономики Государственная дума всё же обратит свой взор на огромные потенциальные возможности, скрывающиеся в такой перспективной и экономически привлекательной отрасли, как туризм - внешний и внутренний.

Комментарии
(пару салатов, первое, второе и напиток с десертом) и при этом никаких местных властей я рядом не обнаружил за 2 недели. Сюда можно добавить Азовское море и уйму экскурсий. И городок процветает. Недалеко Анапа. Там тоже есть море, экскурсии и аквапарк, но цены в разы выше. И это "раскрученные" направления. А что происходит там, где есть только прекрасная природа? В основном ларёчный бизнес.
Думается, что основная проблема кризиса в туристической области в том, что у нас малый бизнес находится под очень большим давлением. И выживает там, где может спрятаться или там, где он не интересен контролирующим органам. К примеру, станица Голубицкая - там отелей, хостелов и гостиниц столько, что нечасто найдёшь просто жилой дом. Огромное количество ресторанов, баров и кафе приводит к тому, что на 500 рублей можно пообедать втроём по полной программе... (контроль знаков, напишу потом)