Примус ПТ-1: инструкция и отзывы

Пикники и короткие стационарные походы приятны своими посиделками у костра. Живой огонь чарует, настраивает на философский лад, помогает забыть суету мегаполисов. Но для любителей экстремального туризма, альпинистов, азартных рыбаков и охотников, поклонников речных сплавов, длинных пеших или велосипедных туров огонь – это прежде всего источник горячей пищи.

Для них на первый план выходит не романтика и красота пламени, а прагматичность. Поэтому походные горелки различных типов стали привычными спутниками туриста. Они помогают быстро и автономно приготовить пищу в мороз, во время проливных дождей, в условиях высокогорья и полного отсутствия дров. Компактные и легкие горелки экономят путешественникам время и силы.

Виды горелок

Горелки на дровах. По сути, это походная печка, работающая на дровах. Она отличается от костра лишь тем, что экономичнее расходует топливо, на нее можно поставить посуду, а огонь защищен от осадков и ветра. Но при этом очевидны и минусы: печь громоздка, не решает проблему отсутствия дров, ее сложно разжечь зимой или в дождь.

Горелки на сухом спирте. Простые в эксплуатации, дешевые, очень легкие. Но дают слишком слабое пламя, которое практически нельзя регулировать. На нем можно подогреть банку консервов или кружку воды, но приготовить что-то серьезнее сложно.

Газовые горелки. На данный момент переживают пик популярности, их с удовольствием приобретают туристы, дачники, рыбаки. Ими разжигают костры и угли на пикниках, на них готовят чай и еду. Существует множество типов газовых горелок: от миниатюрных ручных до полноценных плит с объемным баллоном, которые приобретают автомобилисты для длительных автономных туров. К их достоинствам относят: удобство в работе, простоту конструкции, возможность регулировать интенсивность пламени.

Бензиновые горелки (примусы) – главные конкуренты газовых аналогов за потребительские симпатии. Одно время казалось, что удобные газовые горелки окончательно вытесняют бензиновые туристические примусы с рынка, но путешественники и альпинисты продолжают пользоваться ими, опираясь на здравый смысл и многолетний опыт предшественников.

Исторический экскурс

Первый примус был создан в конце девятнадцатого века шведом Францем Линдквистом, который назвал свое изобретение латинским словом Primus (переводится как «первый»). Имя закрепилось и со временем стало нарицательным для всех подобных горелок. Поначалу топливом для примуса служил керосин, но в 1927 шведская фирма Svea запатентовала бензиновую горелку, которая стала прародительницей несметного числа моделей бензиновых горелок.

Достоинства примусов быстро оценили не только домохозяйки, но и путешественники. Бензиновые горелки стали обязательными участниками многих великих экспедициях двадцатого века: с примусом Линдквиста норвежец Амудсен прорывался на Южный полюс, горелка Svea помогала первым покорителям Эвереста готовить еду, греться, и отогревать заледенелую обувь на восьмитысячной высоте.

Примус туристический ПТ-1: комплектация и характеристики

Мир стремительно развивается, технологические скачки опережают возможности осознать их, но есть вещи, которые словно застыли во времени. Например, бензиновый примус ПТ-1, практически не меняясь конструктивно, служит уже нескольким поколениям путешественников.

Комплектация его удивительно проста. Это: горелка, воронка для бензина, универсальный ключ, ручка, запасные сальники.

Характеристики:

  • Размер — ширина и длина по 132 мм, высота 82 мм.
  • Вес — 750 г (минимальный 305 г).
  • Мощность — 1,8-2 кВт.
  • Максимальная тепловая нагрузка - 1650 ккал/час.
  • Тип топлива – бензин «Галоша», автомобильный бензин, желательно с низким октановым числом.
  • Объем бачка для топлива – 120 мл.
  • Время работы горелки — 35 минут на максимальной мощности, 55 минут — на средней.
  • Время закипания одного литра воды — 8 минут (при температуре воздуха 20°С).

Конструкция

Хотя примус ПТ-1 завоевал довольно зловещее прозвище «смерть туриста», в действительности при правильной эксплуатации он безопасен и надежен. Прибор состоит из горелки и топливного бачка, которые установлены в стальной коробке. Горелка крепится ко дну на резьбовое соединение. Бачок смонтирован на кронштейн сбоку от горелки, его защищает от открытого пламени подвижный стальной экран. На крышке коробки закреплен универсальный ключ, с помощью которого можно подтянуть штуцера.

Примус типа ПТ-1 снабжен устройством для быстрой чистки форсунки поворотом регулировочной ручки в положение «Прочистить». Топливный бачок сделан из качественной латуни (толщина стенок полтора миллиметра) и имеет форму цилиндра, поэтому отличается равномерной теплопроводностью и высокой прочностью. На запирающей крышке имеется клапан, который срабатывает при избыточном давлении в бачке, исключая его конструктивное повреждение, в частности взрыв.

Принцип действия

Примус ПТ-1 не имеет насосов и работает на избыточном давлении, которое создается в топливном бачке при его нагревании. Чтобы создать избыточное давление в бачке, примус нужно прогреть, для этого горелка оборудована чашей, в которой разжигается жидкое или сухое горючее.

Под давлением бензин вытесняется из бачка и подается по тонким трубкам в горелку, где превращается в пар и загорается. Характерный шум, возникающий при работе примуса, вызван интенсивным горением бензиновых паров, если пламя большое и колышущееся, значит — горят не пары, а сам бензин, то есть давление недостаточное. Такое часто случается на морозе, когда для разогрева бачка требуется больше тепла, чем летом.

Примус ПТ-1: инструкция

Алгоритм работы с примусом прост, требуется лишь последовательно выполнять все этапы, тогда проблем не возникает. Порой с первого раза нормально зажечь горелку не получается, но не стоит волноваться, тут дело навыка. Достаточно пары раз спокойно зажечь горелку, и примус турист ПТ-1 станет безотказным помощником в любых условиях.

1. Налить в бачок топливо. Конструкцией бака не предусмотрено полное заполнение, поэтому не надо пытаться заливать бензин до краев.

2. Разогреть горелку: для этого в чаше нужно разжечь спирт, бензин или твердое топливо.

3. Для прогрева достаточно нескольких минут, все это время кран примуса должен быть закрыт, чтобы в бачке создалось необходимое для работы давление паров.

4. Открыть кран и зажечь горелку, из которой с шипением начнут выходить бензиновые пары.

5. Чтобы погасить примус, достаточно прекратить подачу топлива, закрыв регулировочный кран.

Нюансы эксплуатации

Работа с бензиновой горелкой будет комфортнее и безопаснее, если учитывать следующие нюансы:

• перед перевозкой примуса нужно полностью слить топливо из бачка, особенно это важно сделать перед транспортировкой на самолете;

• в примусе крайне лучше не использовать бензин с высоким октановым числом, существуют отзывы: примус ПТ-1 эффективней всего работает на бензине «Галоша»;

• нельзя заливать керосин, он не обеспечивает нормального горения и сильно засоряет горелку, которую приходится кропотливо чистить;

• перед работой примуса надо открыть бачок, чтобы выровнять отрицательное давление, оставшееся от предыдущего розжига;

• бензин удобно перевозить в пластиковых бутылках: они надежны, легки и занимают мало места;

• желательно всегда иметь набор запасных запчастей и сальников;

• чтобы примус прослужил дольше, о нем нужно заботиться: периодически прочищать форсунку, чистить после каждого использования, хранить в сухом месте.

Достоинства

Примус ПТ-1 уже более полувека остается актуальным и востребованным источником огня для туристов. Если его популярность во временя Союза можно объяснить дефицитом и скудным выбором подобных приспособлений, то в наш сытый и изобильный век потребитель выбирает прежде всего исходя из соотношения достоинств и недостатков продукции. В этом плане примус туристический бензиновый ПТ-1 дает фору многим новомодным горелкам, ведь он обладает целым букетом достоинств:

• доступная цена в районе 2000 рублей, а с рук можно приобрести значительно дешевле;

• долговечность: при аккуратном и правильном использовании примус будет работать десятки лет, его легко чинить и чистить;

• безотказность и работа в экстремальных условиях: примус ПТ-1 надежно работает при сверхнизких температурах, на больших высотах, в дожди и метели, чем выгодно отличается от отказывающихся гореть на морозе и ветру газовых горелок;

• компактный и легкий;

• доступное и дешевое топливо: бензин легко носить с собой, при необходимости его найти значительно проще, чем газ в баллонах;

• мощность примуса в полтора-два раза выше, чем у газовых горелок;

• бензиновый примус можно перевозить в самолете, газовые баллоны – запрещено.

Недостатки

Есть, конечно, у примуса и некоторые недостатки:

• у новичков порой возникают проблемы с розжигом, но они обычно носят временный характер;

• при ошибках в эксплуатации или выборе неправильного топлива случается засорение трубчатой системы горелки или прилипанию регулировочной иглы к форсунке;

• долгая подготовка к работе;

• бензин опаснее, чем твердое топливо или газ.

Техника безопасности

Даже в опытных руках устройство, наполненное бензином и работающее под давлением, представляет опасность. Поэтому нельзя халатно относиться к эксплуатации примуса ПТ -1. Нужно приучить себя к порядку работы с горелкой, быть бдительным и не забывать о простых правилах:

1. Следовать инструкции.

2. Проверять плотность соединений.

3. Надежно закручивать крышку бачка.

4. Не разжигать примус в тесном и непроветриваемом помещении (в палатке, машине).

5. Не работать с горелкой рядом с материалами, склонными к воспламенению.

6. Не ставить на легко воспламеняющиеся поверхности: дно короба сильно разогревается.

7. Следить, чтобы бачок не перегревался. Не пользоваться посудой с большим дном, так как велика вероятность соприкосновение пламени с бачком.

8. Если все-таки он перегрелся, и сработал защитный клапан, не надо паниковать. Конечно, язык пламени, вырывающийся из бензинового бака, выглядит устрашающе, но его можно накрыть плотной тканью или, стравив давление, подождать, когда он погаснет сам.

Комментарии
Есть Шмель-2, китаец БРС-12 А, и мультитопливник, была и ПТшка. В какой -то момент решил, что многовато будет и подарил ПТшку другу. Год промаялся и вчера опять заказал ПТ-1. Всё-таки для рюкзака самое оно по массо-габаритным характеристикам. Лучше наверное только Свея 123. Но там цена людоедская.
5
Приобрел такой примус еще в 80м году на ВДНХ, всего за 8 советских рублей. Безаварийно пользуюсь по сей день. Надежен и прост - как автомат Калашникова. Успешно использовался мной на высотах от уровня моря и до 7000м.