Утечка тока в автомобиле: как проверить тестером, лампочкой, мультиметром?

С каждым годом количество опций и электронных систем в автомобиле увеличивается. Если ранее аккумулятор был нужен только для старта двигателя, то теперь это еще источник питания для музыки (часто с сабвуфером), регистраторов, нештатных бортовых компьютеров, парктроников и прочих деталей. Все они требуют питания. И вот однажды автовладелец замечает, что АКБ дала сильную «просадку». Причина - утечка тока в автомобиле. Как проверить своими руками ее и что может стать поводом для ее возникновения? Об этом узнаете в нашей сегодняшней статье.

Выясняем причину утечки

По статистике, 90 процентов утечек случается из-за нештатно установленного оборудования. Это легко объяснимо ценой. При покупке нового авто стоимость той или иной опции может составлять десятки тысяч рублей.

А установив сторонние парктроники или камеры (вне дилера), можно существенно сэкономить деньги. При этом функционал их останется таким же. Но причина вовсе не в приборах, а в качестве их подключения. Зачастую гаражные установщики пренебрегают правилами соединения проводов. Вместо клемм используется скрутка, а иногда система подключается даже без предохранителя. Это не только может спровоцировать утечку тока в автомобиле (как проверить ее своими руками, рассмотрим позже), но и стать причиной короткого замыкания и даже пожара. Да, напряжение бортовой сети – всего 12 вольт. Но это не значит, что провода не могут заискрить, а автомобиль – самопроизвольно воспламениться. К установке нужно отнестись максимально ответственно.

Что относят к остальным 10 процентам?

В этот список попадают штатно установленные элементы (в том числе и генератор). Но зачастую проблемы с ними возникают на 150-200 тысячах километров. Со временем на клеммах скапливается пыль и грязь. Иногда может попадать вода. Все это является причиной такого явления, как утечка тока в автомобиле. Как проверить ее? Все очень просто. Но сперва нужно подготовить инструменты.

Подготовка к диагностике

Итак, у нас утечка тока в автомобиле. Как проверить ее? Нам нужен ключ на 8 или на 10, а также мультиметр.

Проверка мультиметром

Сперва открываем капот и снимаем клемму с аккумулятора. Их две – нам нужна минусовая. Далее берем в руки мультиметр. Устанавливаем его в режим «ампераж». Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром далее?

Затем ставим его щупы между клеммой и контактом аккумулятора. Внимательно смотрим на показания. Если они выше 0.05, значит, в автомобиле имеется утечка. Но что делать, если рядом не оказалось такого прибора? Как проверить утечку тока в автомобиле без тестера? Следует применить альтернативный способ. О нем мы расскажем ниже.

Альтернативный способ

Если нет тестера – не беда. Всегда можно найти 12-вольтовую лампочку и пару витков проводов. Как проверить утечку тока на автомобиле лампочкой? Сперва нужно подготовить ее. Сам элемент должен быть двух- или трехклеммным. Отгибаем боковую его часть (она будет «минусом»), а на вторую подключаем «плюс». Длина проводов должна быть до одного метра. Можно и больше, но это не очень удобно. Чтобы контакты «плюса» и «минуса» на лампочке не соприкасались между собой, заизолируйте выводы. Далее снимаем клемму и проверяем ее таким же образом (только меняем полярность). Ставим провод в разрыв между АКБ и плюсовой клеммой. Если лампа загорелась, значит, в автомобиле присутствует утечка. Мощность лампочки не должна превышать 5 Ватт.

Лучше всего использовать габаритную лампу. Но нельзя применять диодные элементы. Они сильно боятся скачков напряжения и могут попросту перегореть. Причем визуально заметить это не получится.

Обратите внимание! Все работы, представленные в первом и втором методе, производятся при выключенном зажигании. Это обязательное условие для диагностики. При выборе второго метода лампу не подключаем «массой» к АКБ – только «плюсом». Иначе она загорится в любом случае, даже если нет утечек.

Как устранить проблему?

Итак, мы убедились в том, что в машине присутствует утечка. Но что делать с этим далее? Теперь нам нужно найти источник проблемы. Сделать это довольно трудно. Сперва открываем блок предохранителей. Суть проверки предельно ясна. Нам нужно поочередно вынимать каждый из предохранителей и следить при этом за показаниями тестера.

Обычно утечка пропадает при демонтаже главного элемента, который отвечает за «резерв». Отдельно предохранители идут на магнитолу, фары и задние фонари. Поэтому причину ищем в нештатно установленном оборудовании. Это может быть сигнализация.

Поиск причины утечки – довольно кропотливое занятие. Порой приходится расковырять полсалона, чтобы найти тот самый обгоревший проводок, который клинит на «массу». Но что поделать – таковы обстоятельства. Конечно, можно упростить поиски. Для этого каждый метр проводов зачищается и тестируется на сопротивление. Но обычно причиной утечек является шнур, подвергшийся короткому замыканию. Его изоляционная оболочка плавится и жилы прилегают к самому металлическому кузову (а он, как известно, отвечает за «массу»).

Как избежать проблемы?

Ставить более мощные аккумуляторы не имеет никакого смысла. Следует исключить корень проблемы. Но впредь нужно не игнорировать правила монтажа проводки. Каждый провод со своей полярностью укладывается в гофру.

Сама система должна работать через предохранитель. Его можно провести через блок, либо установить круглый, подсоединив клеммами. Большинство коротких замыканий происходит именно по причине отсутствия предохранителей. Если сила тока большая, оболочка проводов нагревается и жилы выступают наружу.

Утечка – это нормально?

Как бы это ни казалось странным, но это так (конечно же, в разумных пределах). Утечка – естественный процесс, который есть даже на новом автомобиле. Ведь современная машина укомплектована множеством систем (та же охранная сигнализация и ЭБУ), которые будут «тянуть» ток даже на заглушенном моторе. Специалисты выделяют определенные цифры, при которых такая утечка является нормальной.

Для автомобилей В- и С-класса данный показатель составляет 40 мА в сутки. На микроавтобусах допускается 80 мА. Все, что больше, – приравнивается к неисправности. Поэтому нужно знать, как проверить утечку тока в автомобиле тестером и без него. Кстати, новый мультиметр можно приобрести за 450 рублей, что вполне приемлемо.

Заключение

Итак, мы выяснили, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и без него. Не стоит игнорировать эту проблему. Ведь однажды АКБ разрядится «в ноль», и завести машину не получится. Более того, каждый глубокий разряд сильно уменьшает емкость аккумулятора. Если утечки будут постоянными, он не прослужит и года. Это касается как свинцовых, так и гелиевых батарей. Зная, как проверить утечку тока в автомобиле мультиметром, вы сохраните емкость АКБ и не будете испытывать проблем с запуском.

Комментарии
Спасибо за полезную информацию! У меня в морозы аккум не выдает достаточно напруги, чтобы завести авто, пришлось потратиться на нормальный тестер, чтобы хоть как-то разобраться с ситуацией. Если что, купил тут: elm327rus. ru/category/diagnosticheskoe-oborudovanie/testery-akb/ Короче, подозреваю, что когда летом в ливень по городу ехал, вода каким-то макаром попала на аккум и в итоге он начал быстро разряжаться. А зимой ещё морозы наложились - и вот она, проблема)