Что такое термостат и как его проверить?
Что такое термостат? При работе двигателя выделяется не только энергия крутящего момента, но и тепло. Чтобы мотор не перегревался и работал в своем режиме, предусмотрена система охлаждения. Она состоит из водяного насоса, который приводится в действие от шкива, радиатора (зачастую двух- или трехсекционного), патрубков и многих других элементов. Немаловажной составляющей в конструкции системы является и термостат. Что это такое и как его проверить, расскажем в нашей сегодняшней статье.
Назначение
Итак, что такое термостат? Это конструктивный элемент системы охлаждения, предназначенный для управления потоками ОЖ (охлаждающей жидкости) в процессе работы двигателя. Как известно, на автомобиле используется два контура – малый и большой.
Где находится
Что такое термостат, немного разобрались. Теперь нужно выяснить расположение данного элемента. Обычно корпус термостата можно увидеть на входе помпы или на выходе из ГБЦ.
Устройство
Данный механизм состоит из нескольких элементов:
- корпуса клапана;
- возвратной пружины;
- нижней и верхней рамки;
- штока;
- тарелки клапана;
- резиновой полости;
- уплотнительного кольца;
- направляющего устройства;
- термоэлемента.
Последний представляет собой некий датчик термостата. Увеличение температуры отражается на его консистенции, что позволяет клапану менять свое положение. На современных автомобилях используются термостаты с твердым наполнителем.
Что данная деталь собой представляет? Он выполняет роль цилиндра, внутри которого имеется шток, упирающийся в резиновую полость с одной стороны и в рамку с другой. Сам термоэлемент находится между корпусом и резиновой полостью. Наполнитель представляет собой смесь меди и гранулированного воска.
Как работает
При запуске двигателя данный клапан находится в закрытом положении. Охлаждающая жидкость двигается по малому кругу, минуя основной радиатор. Таким образом обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Как только температура тосола достигает заданных параметров (порядка 80 градусов), термоэлемент начинает плавиться. Так, корпус термостата двигается по штоку. Тарелка начинает преодолевать усилие возвратной пружины. Открывается доступ к большому контуру охлаждающей системы. Отметим, что клапан открывается не сразу, а постепенно. Таким образом происходит равномерный переход жидкости из одного круга во второй. Полностью термостат открывается лишь при 95 и более градусах.
О температурном режиме
Температура открытия термостата может быть разной. Обычно она колеблется в режиме от 70 до 85 градусов. Различают зимние и летние элементы. В первом случае температура термостата (когда он открывается) составляет 82 градуса, во втором – 72 (как пример – автомобиль «ГАЗель» с двигателем ЗМЗ). Опытные автомобилисты рекомендуют менять данный элемент посезонно, чтобы не подвергать машину перегреву.
Проверка работоспособности – способ №1
Чтобы убедиться в исправности данного элемента, следует завести мотор и прогреть его до рабочих температур. Далее необходимо открыть капот и проверить, насколько нагрелись нижние и верхние патрубки, что идут на радиатор. Но тут стоит отметить два нюанса:
- Трубки могут быть очень горячими. Поэтому притрагиваемся к ним только через плотные перчатки.
- Чтобы не поранить руку о вентилятор (особенно если он не электрический, а приводится в действие от вискомуфты), проверку делаем на заглушенном моторе.
Если оба патрубка горячие после тщательного прогрева, значит элемент исправен и не нуждается в замене.
Как проверить термостат? Способ №2
Необходимо отметить, что в предыдущем методе есть риск перегреть мотор. Если жидкость не будет поступать в основной радиатор, она нагреется за считаные секунды. К тому же элемент может заклинить в одном положении.
Подлежит ли ремонту?
Корпус термостата является неразборным. Поэтому в случае выхода из строя деталь меняется целиком на новую. Благо, стоимость элемента не более 200 рублей (для отечественных ВАЗов).
Итак, мы выяснили, что такое термостат, как он работает и как его проверить.