Ст. 211 УК РФ с комментариями

В Уголовном кодексе предусмотрено наказание за угон водного или воздушного судна, подвижного ж/д состава, а также захват их в целях угона. Ответственность установлена ст. 211 УК РФ.

Состав преступления характеризуется как формальный. Деяние считается оконченным в момент приведения ТС средства в движение или когда угонщик получил реальную возможность лично управлять средством или же установил контроль над судном (составом)/его экипажем.

За угон или захват без отягчающих признаков виновному, согласно ч. 1 ст. 211 УК РФ, грозит тюремное заключение на 4-8 лет с дополнительным ограничением свободы до года или без такового.

Квалифицирующие признаки

Они приведены в ч. 2 ст. 211 УК РФ. Квалифицирующими признаками угона/захвата указанных выше ТС являются совершение деяния:

  1. Несколькими субъектами по предварительному сговору.
  2. Сопряженное с насилием, представляющим опасность для здоровья/жизни или с угрозой его применения.
  3. С использованием оружия/предметов, выступающих в качестве него.

Наказание виновным установлено в виде тюремного заключения на 7-12 лет. Дополнительно по решению суда может вменяться до 2-х лет ограничения свободы.

Особо квалифицирующие признаки

Если деяния, ответственность за которые устанавливается частями первой и второй ст. 211 УК РФ, совершены лицами в составе организованной группы либо повлекли гибель человека по неосторожности, равно как и другие тяжкие последствия, виновным грозит тюремное заключение на 8-15 лет. Дополнительно по усмотрению суда может вменяться ограничение свободы на 1-2 г.

В ч. 4 ст. 211 УК РФ предусмотрены санкции за указанные выше деяния, сопряженные с совершением теракта или другим видом террористической деятельности. Виновные в этом случае наказываются тюремным заключением на 15-20 лет с дополнительным ограничением свободы на 1-2 г. либо лишением свободы пожизненно.

Ст. 211 УК РФ с комментариями

Преступление, санкции за которое предусматривает рассматриваемая норма, представляет повышенную опасность. Злоумышленники, в первую очередь, посягают на здоровье и жизнь пассажиров и экипажа (членов бригады ж/д состава). Кроме того, сохранность транспортного средства, перевозимого им груза находится под угрозой.

В качестве дополнительного объекта преступления выступают коммерческие интересы владельца ТС или груза, отношения собственности.

Воздушные суда

К ним относят летательные устройства, которые приводятся в движение двигателем, используемые для перемещения грузов и людей по воздуху, проведения спортивных мероприятий, научных исследований и так далее. В их числе, например, самолет, вертолет, мотодельтаплан, дирижабль, воздушный шар, планер и пр.

Водные суда

Ими являются плавательные средства, которые приводятся в движение с помощью двигателя или силой ветра, а также иные ТС, предназначенные для перевозки грузов и людей по воде (под водой), буксировки, добычи ископаемых, проведения научных исследований, технических, строительных работ, культурных, спортивных мероприятий и пр.

К водным, в частности, относят озерные, морские и речные суда (за исключением маломерных), корабли, теплоходы, паромы, баржи, подлодки, плавучие сооружения и так далее.

Подвижной ж/д состав

Им считается средство передвижения по рельсовому полотну, предназначенное для транспортировки груза или перевозки пассажиров, выполнения строительных работ и так далее.

К подвижному ж/д составу относят, в частности, паровозы, поезда и вагоны, электро- и автодрезины, электровозы и так далее.

Объективная часть

Согласно положениям ст. 211 УК РФ, она выражается в угоне или захвате железнодорожного состава, водного/воздушного судна.

Угоном называют самовольное противоправное перемещение ТС. При квалификации деяния по ст. 211 УК РФ расстояние, на которое было осуществлено перемещение, значения не имеет.

Захватом считается незаконное установление контроля над ТС, в результате которого возможность его перемещения зависит от усмотрения и воли злоумышленника. Виновный при этом может управлять транспортом лично или понуждать экипаж, пассажиров или иных лиц выполнять его указания, применяя угрозы или физическое насилие.

Субъективная часть

Она характеризуется прямым умыслом виновного. Преступник понимает, что действия, которые он совершает, противоправны, угон/захват приведут к негативным последствиям для экипажа или пассажиров, и желает их наступления.

Для субъективной стороны захвата одним из обязательных признаков является цель – угон. При этом мотивы, по которым совершается преступление, при квалификации не имеют значения.

Конечная цель может быть любой. К примеру, угон/захват направлен на совершение теракта, незаконное пересечение Госграницы, хищения груза, находящегося на судне/в ж/д составе, контрабанды и пр. При выявлении признаков других преступлений деяние квалифицируется по ст. 211 УК РФ и соответствующей нормы Кодекса в совокупности.

Субъектом преступления является 16-летнее вменяемое физлицо.

Важный момент

Если захват совершен для иных целей (не для угона) либо ТС не перемещается, ответственность по ст. 211 УК РФ не наступает. К примеру, виновный захватил судно для удержания людей в заложниках и в качестве условия их освобождения выдвигает определенные требования на месте захвата. В таких ситуациях содеянное охватывается соответствующими статьями. К примеру, при захвате заложников ответственность наступит по 206 статье УК.

Применение оружие или других предметов в качестве него

В п. "г" части 2 рассматриваемой нормы имеется в виду любое оружие: боевое, холодное, огнестрельное, газовое и другое, не предусмотренное в ФЗ № 150.

В качестве предмета, используемого как оружие, может выступать любой предмет, принесенный заранее или подобранный на месте преступления, если он приспособлен для причинения ущерба здоровью человека.

Прочие тяжкие последствия

Это понятие считается оценочным. В качестве "иных последствий" можно рассматривать аварию, крушение судна или ж/д состава, причинение значительного материального вреда, обусловленного повреждением/уничтожением перевозимого груза. К ним также следует относить нанесение вреда здоровью (среднетяжелого и тяжкого) нескольким потерпевшим, дезорганизацию работы транспортной компании, загрязнение природной среды и пр.

Посягательство на жизнь при угоне/захвате

Субъективная часть при наступлении смерти потерпевшего по неосторожности либо других тяжких последствий характеризуется виной в двух формах.

В первую очередь, это прямой умысел. Он относится к действиям. Дополнительная форма - неосторожность (небрежность либо легкомыслие) – относится к последствиям, которые наступили в результате действий виновного.

Посягательство на жизнь в процессе захвата/угона в рамках ст. 211 квалифицируется по совокупности со статьями 105, 277, 317, 295, в зависимости от того, кто стал потерпевшим.

Комментарии