Санкционирование расходов - это что такое?
Санкционирование расходов бюджетных организаций предполагает установление и доведение лимитов обязательств, контроль и учет их принятия. Оно необходимо для того, чтобы предотвратить принятие обязательств, не обеспеченных назначениями, определенными бюджетным законодательством. Санкционирование расходов бюджетного учреждения проводится с учетом выполнения доходных статей бюджета.
Основные этапы
Порядок санкционирования расходов регламентируется бюджетным законодательством и прочими отраслевыми нормативными актами. Санкционирование осуществляется следующим образом:
- Составляется и утверждается сводная бюджетная роспись.
- Утверждаются бюджетные ассигнования и доводятся до распорядителей средств и получателей. Для них утверждаются расходно-доходные сметы.
- Согласовываются и доводятся лимиты обязательств, которые принимают получатели средств.
- Проводится подтверждение и выверка выполнения обязательств.
Сводная роспись
Финансирование получателей и распорядителей средств допускается строго в соответствии с назначениями. Они предусматриваются в годовой бюджетной росписи с обязательным поквартальным распределением.
Как указывается в 217 статье БК, роспись составляет орган, ответственный за формирование проекта бюджета (на соответствующем уровне). Она утверждается руководителем финансовой структуры (по федеральному бюджету – руководителем Минфина РФ, по региональному – министром финансов субъекта) и направляется в казначейство.
Основанием для составления являются росписи, сформированные главными распорядителями средств в соответствии с кодами экономической и функциональной классификации расходных статей бюджетов с поквартальной разбивкой.
Расходно-доходные сметы
Бюджетное учреждение получает право использовать средства только после утверждения документа, определяющего их объем, поквартальное распределение, целевое направление.
Расходно-доходная смета формируется на основании уведомления об ассигнованиях. Оно доводится до учреждения вышестоящим распорядителем.
Изменения в сводной росписи
Согласно положениям БК, корректировки могут быть внесены, если:
- Введен режим сокращения бюджетных расходов.
- Доходные статьи исполнены сверх сумм, предусмотренных в законодательстве или решении о соответствующем бюджете.
- Главный распорядитель переместил ассигнования между получателями.
Лимиты
Внедрение казначейской системы выполнения статей бюджета привело к возникновению новых процедур. В банковской схеме многие из них отсутствуют. Новые процедуры в рамках санкционирования расходов - это установление лимитов, принятие и подтверждение обязательств.
Лимиты выступают основанием для финансирования затрат. Они отражают максимальный объем прав получателя на принятие финансовых обязательств. Лимиты устанавливают на основании показателей, присутствующих в сводной росписи. При этом во внимание принимается прогноз поступлений и источников средств на покрытие дефицита бюджета.
Казначейство через свои органы доводит лимиты до главных распорядителей. Они, в свою очередь, доводят их до получателей.
Один из ключевых этапов санкционирования расходов - это контроль. Утвержденные лимиты должны быть представлены в соответствующий орган казначейства. Он, в свою очередь, обеспечивает контроль расходования средств.
Принятие и подтверждение обязательств
Под принятием обязательств следует понимать заключение получателем средств договоров с организациями, предоставляющими ему услуги (исполняющими для него работы), в рамках лимитов.
Подтверждением называют проверку соответствия платежных документов лимитам и утвержденным расходно-доходным сметам. Ее проводит орган, уполномоченный Казначейством. Проверка предшествует списанию средств со счета.
Санкционирование расходов, таким образом, исключает вероятность принятия к финансированию платежей и затрат, не предусмотренных бюджетом либо не обеспеченных доходами и источниками финансирования бюджетного дефицита.
Учет
Правила его ведения определяются в разд. 5 ч. III Инструкции № 148 (утв. приказом Минфина от 30.12.2008). Учет санкционирования расходов включает в себя учет операций:
- с лимитами обязательств;
- со сметными назначениями по деятельности, приносящей прибыль, и принятым обязательствам.
Учет ведут на основании первичной документации, установленных финансовой структурой соответствующего бюджета. Учет ведут с отражением корреспонденций по статьям санкционирования расходов. Это правило закреплено в п. 239 Инструкции.
Счета КРБ
Учет утвержденных лимитов обязательств осуществляется на сч. 050100000. Об этом говорится в п. 241 Инструкции. Учет обязательств, принятых в текущем году, осуществляется по кодам расходов бюджета с использованием счетов:
- 150201000;
- 250202000.
Первый счет используется для обобщения сумм обязательств, принятых в рамках ассигнований/лимитов, утвержденных для него на соответствующий финансовый период (год).
На сч. 250202000 получатель учитывает суммы обязательств, которые были приняты в рамках расходно-доходной сметы по деятельности, приносящей прибыль, объемов назначений на текущий/очередной год, изменений, внесенных в обязательства. Соответствующее положение содержится в п. 251 Инструкции.
Аналитика
Аналитический учет по принятым учреждением обязательствам ведется в соответствии с документами, подтверждающими их принятие согласно перечню, утвержденному финансовым органом, администратором источников покрытия дефицита или получателем средств. Показатели отражаются в Журнале (ф. 0504064).
Бухгалтерские записи
При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются записями:
- Дб КРБ 150115000 Кд КРБ 150113000 – показаны суммы лимитов обязательств, доведенных до получателя в установленном порядке, суммы корректировок, внесенных в течение отчетного (финансового) года, в соответствии с уведомлением о лимитах.
- Дб КРБ 150113000 Кд КРБ 150113000 – показана детализация показателей, доведенных до получателя лимитов по кодам подстатей, статей КОСГУ. Если лимиты были доведены без разбивки по КОСГУ, отражаются также суммы корректировок, внесенных в течение года.
- Дб КРБ 150113000 Кд КРБ 150211000 – учтены суммы принятых получателем обязательств в пределах лимитов и изменений, внесенных в течение года.
Проводки по санкционированию расходов в рамках деятельности, приносящей прибыль, выглядят следующим образом:
- Дб КРБ 250411000 Кд КРБ 250412000 – учтены суммы назначений (внесенных корректировок) по затратам учреждения, утвержденных расходно-доходной сметой.
- Дб КРБ 250412000 Кд КРБ 250212000 – показаны суммы обязательств учреждения, принятые в пределах назначений, утвержденных на соответствующий отчетный период.
В случае уменьшения лимитов обязательств записи делаются по принципу "красное сторно" со знаком "-". Соответствующее правило предусмотрено в п. 239 Инструкции.
КВР
В 2015 г. произошли существенные изменения в процедурах санкционирования расходов. Это в первую очередь выразилось в том, что исполнение бюджета с этого года начало осуществляться без использования кодов КОСГУ по КВР (кодам вида расходов) бюджета. Эти коды приводятся в Указаниях № 65н. Они разделены на следующие группы:
- 100 – затраты на выплаты работникам;
- 200 – закупка услуг, товаров, работ для муниципальных/госнужд;
- 300 – соцобеспечение и прочие выплаты населению;
- 400 – капвложения в недвижимые объекты муниципальной/госсобственности;
- 500 – межбюджетные трансфертные операции;
- 700 – обслуживание муниципального/госдолга;
- 800 – прочие ассигнования.
Казенные учреждения
Переход к исполнению статей бюджета по КВР означает, что у учредителей таких организаций нет детализации выделяемых лимитов обязательств по КОСГУ.
В 2016 г. были откорректированы положения Инструкции № 162н. В первую очередь изменения затронули счета санкционирования расходов.
В соответствии с действующей редакцией Инструкции, на большей части 500-х счетов учет осуществляется в разрезе соответствующих аналитических статей. Последние, в свою очередь, должны утверждаться в составе финансовой политики учреждения.
Отражение операций
При санкционировании расходов казенного учреждения в проводках на 500-х счетах указываются:
- Принимаемые обязательства. К ним относят обязательства, установленные законодательным (другим правовым документом), по предоставлению в финансовом году средств из соответствующего бюджета. Размеры сумм определяются на основании извещений о проведении закупок с применением конкурентных методов определения поставщика, размещаемых в ЕИС (единой информсистеме), в размере максимальной (начальной) стоимости контракта.
- Обязанности участника бюджетных отношений. Эти обусловленные законом, другим нормативным актом, соглашением/договором обязательства несет публично-правовое образование (учреждение, действующее от его имени). Оно обязуется предоставить физлицу или организации, субъектам международного права, другому публично-правовому образованию бюджетные средства в соответствующем году.
- Денежные обязательства. К ним относят обязанность казенного учреждения уплатить определенную сумму средств по условиям гражданско-правовых сделок, соглашения/договора, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Санкционирование контрактуемых затрат
На порядок отражения соответствующих операций существенно влияет законодательство о закупках. Планирование производится посредством создания, утверждения и ведения планов-графиков и планов закупок.
При санкционировании расходов казенного учреждения суммы обязательств, которые приняты в размере максимальной (начальной) стоимости контракта с исполнителем (подрядчиком/поставщиком), выбранного с применением конкурентных методов, отражаются следующим образом:
- Дб сч. 0 50113 000 Кд сч. 0 50217 000 – учтены принимаемые обязательства в соответствии с извещением.
- Дб сч. 0 50113 000 (0 50217 000) Кд сч. 0 50211 000 – отражены обязательства по заключенному контракту.
Санкционирование расходов в 2017 году
Порядок обобщения сведений по операциям был изменен приказом Минфина № 209н от 16.11.2016 г. В частности, был дополнен Единый план счетов. Изменения вступили в действие с 1 янв. 2017. Санкционирование расходов включает в себя операции, связанные с авансовыми денежными обязательствами. План дополнен следующими статьями:
- 050203000 – на ней обобщаются сведения о принятых авансовых денежных обязательствах;
- 050204000 – здесь отражают информацию об обязательствах к исполнению;
- 050205000 – на этом счете обобщаются данные об исполненных обязательствах.
Завершение текущего года в рамках санкционирования расходов бюджета
По окончании года остатки по аналитическим счетам исполненных обязательств и плановых назначений по поступлениям, выплатам на следующий год не переносят.
В 312 пункт Инструкции № 157н включен абзац, в соответствии с которым показатели обязательств текущего периода должны быть перерегистрированы в году, идущем за отчетным. Исключение предусмотрено для исполненных обязанностей.
Изменения в аналитике
Согласно корректировкам пункта 313 указанной выше Инструкции, учет обязательств, проведенных по счетам санкционирования, ведется в разрезе:
- кредиторов (их групп), подрядчиков, исполнителей, продавцов/поставщиков и прочих контрагентов, в отношении которых приняты обязанности;
- договоров/контрактов;
- прочей аналитики, предусмотренной учетной политикой.
Регистрация операций производится в Журнале в соответствии с первичной документацией, утвержденной учреждением.
Применение сч. 050200000
Общие правила предусмотрены в Инструкции № 157н, в п. 318. Приказом Минфина № 209н данный пункт был изменен.
Как указано в новой редакции, сч. 050200000 предназначается для отражения показателей обязательств в текущем (очередном) финансовом году, 1-го и 2-го годов планового периода и прочих очередных годов за его рамками, изменений, внесенных в показатели не только непосредственно учреждениями, но и органами Казначейства.
Учет производится на основании документации, подтверждающей возникновение (принятие) обязательств. При этом используются данные перечня, установленного учреждением в рамках финансовой политики, исходя из требований к документации, определенных финансовым органом или Казначейством.
Пример
Рассмотрим правила отражения операций при следующих исходных данных:
- Бюджетное учреждение, используя конкурентные методы определения поставщика, подписало контракт на поставку оборудования, стоимость которого 800 тыс. р.
- Максимальная (начальная) стоимость закупки – 900 тыс. р.
- По условиям контракта, учреждение должно отчислить аванс в размере 30% от цены контракта – 240 тыс. р.
- После заключения договора от исполнителя поступил счет на сумму аванса, уплаченного заказчиком.
- При отгрузке оборудования была выставлена счет-фактура и оформлена накладная ТОРГ-12. В них отражена стоимость поставки – 800 тыс. р.
- Заказчик оплатил контракт с учетом внесенного аванса. Окончательная сумма платежа составила 560 тыс. р.
Операции учреждения совершались в рамках деятельности, которая финансировалась за счет субсидий на исполнение заданий учредителя. Отражение действий будет следующим.
Содержание | Дб | Кд | Сумма (в тыс. руб.) |
Размещение извещения о закупке в ЕИС | 450610310 | 450217340 | 900 |
Принятие расходных обязательств при оформлении договора | 450217310 | 450211310 | 800 |
Уточнение сумм расходных обязательств при оформлении контракта по итогам конкурсных мероприятий | 450217310 | 450610310 | 1000 |
Принятие авансовых обязательств к учету | 450211310 | 450213310 | 240 |
Принятие к исполнению обязательств | 450213310 | 450212310 | 240 |
Исполнение денежных обязательств | 450212310 | 450215310 | 240 |
Принятие обязательств в сумме итоговой оплаты за поставку | 450211310 | 450212310 | 560 |
Исполнение обязательств по сделке | 450212310 | 450215310 | 560 |
Дополнительно
Необходимо отметить, что Инструкция № 174н была дополнена корреспонденцией счетов для учета операций по суммам отложенных обязательств, принятых учреждениями.
Так, были обновлены положения пунктов 166 и 167. Кредитовый показатель сч. 050299000 отражает величину отложенных обязательств, которая определяется на момент условного (расчетного) принятия, либо время исполнения которых не установлено. При этом в учреждении должен быть создан резерв будущих расходов.
Утвержденный объем обеспечения
Учет сумм, которые утверждены планом финансово-хозяйственных операций организации на соответствующие годы, сметных назначений по поступлениям осуществляется на сч. 050700000. Аналитику по нему ведут в разрезе видов доходов (или кодов при наличии).