Понятие и виды мотивации персонала в организации

Как говорится в афоризме, «кадры решают все». Качество работы любой организации зависит от грамотного использования трудовых ресурсов, их квалификации, правильности расстановки людей на должностях и управления ими. Описанные факторы напрямую влияют на производительность работы. Например, квалифицированный и корректно мотивированный менеджер по продажам сможет привести в компанию до трех раз больше клиентов, чем четверо менеджеров с низкой квалификацией.

Психология мотивации личности

С начала времен человек стремится к лучшему для себя. Раньше людям не требовалась такая мотивация, как в наши дни. Мотивы действий первобытных людей обосновывались инстинктами самосохранения и выживания. Однако в современном мире, где большинство необходимых вещей имеется в изобилии и нет необходимости прилагать усилия к достижению тех или иных ценностей, коэффициент полезной деятельности личности снижается.

Согласно теории А. Маслоу, нашедшей свое отражение в пирамиде потребностей, созданной в 1943 году, в основе поведения человека лежат жизненно важные нужды личности, которые можно разделить на пять типов: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и признании и потребности в самоактуализации, или творческом самовыражении.

Основываясь на этом, можно сделать вывод, что для мотивации современного среднестатистического человека требуется определение цели, в результате которой реализуется его потребность.

Мотивация сотрудников компании

Существует теория Фредерика Герцберга, согласно которой имеется ряд факторов, влияющих на желание и возможности работника осуществлять его деятельность. В том случае, если работник не получает выражения данных факторов, работа перестает его устраивать. Для поддержания интереса можно применять различные виды мотивации персонала.

Факторы, определенные Герцбергом, имеют косвенное тождество с некоторыми потребностями, определенными А. Маслоу. Например, для личности, являющейся работником, важными показателями являются такие аспекты, как: благоприятный климат в коллективе, комфорт и оснащенность рабочего места, самоудовлетворение за счет признания его работы со стороны окружающих, осознание полезности осуществляемой деятельности. Данная теория, наравне с теорией Маслоу о потребностях человека, составляет основу мотивации персонала, о которой далее пойдет речь.

Цели мотивации работников

С наступлением глобализации, развитием экономики и возникновением у людей в последние годы предпринимательской грамотности в мире стало популярным и востребованным открытие и ведение собственного бизнеса. Люди все чаще пренебрегают работой на кого-либо и ищут пути финансовой свободы посредством предпринимательства. По статистике, только в Российской Федерации за последние десять лет было зарегистрировано более трех тысяч предприятий, и еще свыше 60 000 человек стали индивидуальными предпринимателями.

Однако на рынке постоянно совместно существуют сотни и тысячи предприятий, реализующих одинаковые продукты или услуги. Чтобы выстоять в столь сложных условиях, компании необходимо иметь высокую конкурентоспособность, которая состоит из некоторых аспектов, самым важным из которых является кадровая составляющая компании.

Для процветания предприятия требуется не только правильно использовать свои кадры, но и повышать их грамотность в работе, мотивировать, поддерживать и направлять. Виды мотивации персонала бывают разными, но многое зависит от их грамотного применения. Работодатель должен приложить усилия, чтобы заинтересовать сотрудника его должностью. В том случае, если работник не будет иметь претензий к осуществляемой деятельности, атмосфере внутри компании и будет ощущать свою значимость для производства, он задержится надолго и принесет пользу для всей организации.

Виды систем мотивации персонала разнообразны, однако каждый из них принесет пользу для бизнеса и работников. Во-первых, это приведет к производительности труда, что благоприятно отразится и на доходах компании. Во-вторых, мотивированный сотрудник, удовлетворенный рабочим местом и получающий удовольствие от своих действий, продержится в коллективе дольше, что повлияет на ситуацию с так называемой «текучкой кадров». В-третьих, мотивация персонала вызывает в работниках стремление выполнять свои обязанности качественно, быстро, стремиться к повышению своих знаний и совершенствованию навыков.

Основные виды мотивации персонала организации классифицируются на материальную (денежную) и нематериальную (психологическую) мотивацию. Рассмотрим основные подтипы стимулирования.

Материальная мотивация

Понятие и виды мотивации персонала посредством материальных поощрений не требуют особых пояснений. Такая мотивация заключается в предоставлении работнику денежных выплат за хорошее исполнение своих трудовых обязанностей. Виды материальной мотивации персонала - это единовременные премии, бонусная система поощрений, дополнительная прибавка к зарплате, процентные надбавки и т. д.

Ни для кого не секрет, что деньги являются наиболее важным в повседневной жизни ресурсом. На них можно приобрести многие ценности, вложить в крупные покупки, направить в инвестиции. Поэтому материальная мотивация является наиболее положительным решением для поощрения сотрудника и стимулирования его работоспособности.

Нематериальная мотивация

К нематериальной мотивации относятся методы психологического воздействия на работников. Именно этот вид поощрения наиболее соответствует реализации потребностей личности по теориям Маслоу и Герцберга. Данный вид стимулирования включает в себя похвалу, демонстрацию ценности сотрудника, позволяет гордиться собой и своими действиями, а также чувствовать благоприятную атмосферу в коллективе. Каждый из способов нематериального влияния на деятельность персонала будет рассмотрен ниже.

Осведомление как вид мотивации

Люди по своей природе очень любопытны и любознательны. В коллективе предприятия это проявляется желанием получать информацию о планах и действительном положении дел организации.

В данные виды мотивации труда персонала можно включить всевозможные планерки, совещания и собрания. Более того, данный способ влияния на персонал не только позволит сотрудникам получить необходимую информацию, но и продемонстрирует открытость административных вопросов на предприятии, что сделает руководство такого предприятия открытым, честным и приближенным к рядовым работникам в их видении окружающей обстановки.

Акцентирование внимания

Каждому человеку приятно, когда на него обращают внимание, когда о нем помнят и интересуются его положением дел. Поэтому желательно регулярно применять к сотрудникам данный метод мотивации. Будь то поздравление с окончанием испытательного срока, годовщиной трудоустройства, с днем рождения, оконченным проектом - сотрудник будет польщен. Главное, чтобы подобные поощрения производились публично, и человек мог ощутить прилив гордости и радости, почувствовать свою ценность для руководства и коллег.

Обучение

Одной из потребностей пирамиды Маслоу является стремление к саморазвитию. Чем выше квалификация сотрудника, тем он более востребован и полезен для организации. Таким образом, применяя данный способ, работодатель не только предоставляет работнику возможность самообразования, но и обеспечивает себя квалифицированным кадром, который сможет применять приобретенные знания на благо предприятия, что будет способствовать прибыльности и конкурентоспособности бизнеса.

Похвала, обратная связь и право выбора

Другими составляющими пирамиды потребностей являются нужды в самореализации и уважении со стороны окружающих. Воплощение этих желаний позволяет человеку почувствовать себя незаменимым и начать работать на благо предприятия, не переживая о своей возможной некомпетентности, страхе увольнения или мыслях о недовольстве его деятельностью. Похвала сотрудника (как и акцентирование внимания) должна быть публичной.

Мотивация посредством предоставления права выбора может осуществляться по- разному. Можно попросить совета у конкретного сотрудника в определенной области, а можно использовать голосование среди сотрудников при решении того или иного вопроса, касающегося деятельности компании. Таким образом, работник почувствует себя частью единой системы, ощутит возможность внести свой вклад в развитие организации. Подобные способы мотивации благоприятно влияют и на внутренний климат коллектива.

Комфортность рабочего пространства

В трудах Герцберга говорится о том, что удобное для работы и комфортное рабочее место является немаловажным фактором, привлекающим сотрудника. Это неудивительно, ведь большую часть времени человек проводит именно на работе. Поэтому важно, чтобы каждому сотруднику было уютно и приятно находиться на его рабочем месте и в помещении компании в целом.

Комфорт на рабочем месте определяется индивидуальными и коллективными запросами. Например, к индивидуальным способам мотивации относится личный кабинет, табличка с именем и должностью, оборудованное рабочее место, современная техника, возможность самостоятельной организации окружающего пространства. К коллективным запросам можно отнести единую форму, комнату отдыха, общую кухню, уютный и просторный офис и т. д.

Система покупательской лояльности

Мотивировать сотрудников, создав при этом дополнительный канал сбыта продуктов или услуг предприятия, можно посредством предоставления результатов работы компании на бесплатной основе либо с предоставлением существенной скидки для работников. Особенно данный способ будет полезен и применяем на предприятиях, осуществляющих деятельность в сфере поставки и изготовления продуктов народного потребления.

Групповые мероприятия

Ничто так не влияет на желание человека работать на предприятии, как атмосфера в коллективе. В целях укрепления дружеских отношений среди сотрудников, создания благоприятного внутреннего климата необходимо проводить различные тимбилдинги и корпоративы. Особенно важен данный способ мотивации будет для компаний, где командная работа является регулярным явлением. Подобные мероприятия позволяют персоналу лучше узнать друг друга, поделиться дополнительной информацией, сплотиться и обеспечить дружественную обстановку.

Эмоциональный подъем подчиненных - это самая лучшая мотивация персонала для качественных результатов. В современных условиях, когда часто приходится экономить и снижать затраты, можно и нужно мотивировать нематериально. Это повышает лояльность, укрепляет командный дух, это недорого и быстро приносит плоды - сотрудники получают удовольствие от труда. А это значит, что они будут снова и снова стремиться в компанию и осуществлять свою деятельность еще лучше.

В заключение стоит отметить, что необязательно применять все способы мотивации единовременно. Ведь методы, формы и виды мотивации персонала в организации и их применение разные. Для грамотного применения необходимо учитывать специфику предприятия, род деятельности, области знаний сотрудников, их интересы и цели.

Правильно определить виды мотивации персонала и эффективность от их применения сможет менеджер по управлению персоналом, или HR-специалист. В настоящее время экспертов в области использования человеческим ресурсов, которые смогут корректно подобрать наилучший вариант под конкретную компанию, достаточно на рынке услуг.

Таким образом, изучив и грамотно применив виды мотивации и стимулирования персонала, а также учтя его внутренние убеждения, любой руководитель может получить сильную команду работников, способную улучшить доходность, конкурентоспособность и работоспособность бизнеса.

Комментарии