Общественная экологическая экспертиза: проводится в каких случаях, примеры
Термин "общественная экологическая экспертиза" впервые стал использоваться в конце 80-х гг. прошлого столетия. Первоначально понятие трактовалось в очень широком смысле. В настоящее время термин закреплен на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет общественная экологическая экспертиза, кем проводится и при каких условиях.
Общие сведения
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных объединений. Инициаторами процедуры могут стать органы территориальной власти. В качестве исполнителей выступают общественные организации, основное направление деятельности которых – охрана природы.
Цель
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится для предотвращения неблагоприятного воздействия предполагаемой деятельности объекта на окружающую среду, социально-экономических и прочих последствий, связанных с ней.
Указанные цели достигаются посредством оценки выполнения предписаний законодательства, соблюдения требований к разработке проектной документации. В ходе общественной экологической экспертизы проводится анализ качества прогноза воздействия на окружающую среду.
Права инициаторов проверки
Они закреплены в 19 статье ФЗ № 174. В соответствии с нормой, граждане и объединения вправе:
- Формулировать и направлять в уполномоченные органы предложения об организации общественной экологической оценки.
- Получать сведения о проведении экспертизы.
- Осуществлять другие действия, связанные с экологической проверкой, не противоречащие действующему законодательству.
Права исполнителей
Организации, осуществляющие экспертизу, вправе:
- Получать документацию, подлежащую проверке, от заказчика.
- Знакомиться с нормативно-техническими документами.
- В статусе наблюдателей участвовать в заседаниях комиссий государственной экспертизы, в обсуждении заключений, составленных по результатам общественной проверки.
Условия проведения
Общественная экологическая экспертиза проводится после госрегистрации заявления от инициаторов. При поступлении заявки на проверку одного объекта от двух и более общественных объединений может создаваться одна комиссия.
Орган территориальной власти в семидневный срок с даты поступления заявки должен ее зарегистрировать либо отказать в этом. Если в установленный срок не было отказано в регистрации, заявление признается зарегистрированным.
Оформление заявки
В заявлении общественных объединений указываются следующие сведения:
- Наименование.
- Адрес (юридический/места нахождения).
- Вид деятельности, определенный уставом.
- Состав экспертной комиссии.
- Характеристика объекта экспертизы.
- Сроки проведения проверки.
Отказ в регистрации заявления
Он допускается только в случаях, закрепленных 24 статьей ФЗ № 174. Перечень оснований, приведенный в норме, считается закрытым. Отказ в регистрации заявления допускается, если:
- Общественная экологическая экспертиза проводится в отношении объекта, ранее уже проверенного дважды.
- Общественное объединение не зарегистрировано по правилам, закрепленным законодательством. Речь идет об отсутствии госрегистрации в статусе юрлица на день обращения.
- Устав объединения не соответствует положениям, закрепленным 20 статьей ФЗ № 174.
- Не выполнены требования к содержанию заявки, предусмотренные ст. 23 Закона.
Общественная экологическая экспертиза объекта не может проводиться, если сведения о нем составляют тайну, охраняемую законом (государственную, коммерческую и пр.).
Незаконный отказ должностных лиц местных структур власти в госрегистрации заявления влечет ответственность, согласно нормам законодательства.
Объекты
На федеральном и региональном уровнях общественная экологическая экспертиза проводится только в отношении:
- Проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в сфере охраны природы, утверждаемой органами госвласти РФ.
- Материалов обоснования лицензий на ведение деятельности отдельных видов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, в соответствии с нормами, регламентирующими использование атомной энергии.
- Проектов целевых программ, в рамках которых предусмотрены строительство и эксплуатация объектов, оказывающих воздействие на природу, в части их размещения.
- Материалов комплексной экологической проверки участков местности, обосновывающих наделение этих территорий статусом особо охраняемых зон, зон экологического бедствия либо экологической ситуации чрезвычайного характера.
- Проектов соглашений о разделе продукции.
- Материалов, обосновывающих преобразование природного заповедника в национальный парк.
- по реконструкции, строительству объектов на особо охраняемых территориях, в том числе относящихся к сфере обороны и безопасности, особо опасных, уникальных, технически сложных объектов;
- объектов, предназначенных для обезвреживания/размещения отходов 1-5 кл. опасности, в том числе по выводу их из эксплуатации;
- рекультивации почвы, нарушенной при размещении отходов указанных выше классов, а также земель, не предназначенных для их размещения, но использованных в этих целях;
- по ликвидации выработок с использованием производственных отходов черной металлургии 4-5 кл. опасности.
Нюансы
Если объект ранее получил положительное заключение, общественная экологическая экспертиза проводится только в случаях:
- Доработки данного объекта с учетом замечаний комиссии.
- Реализации с отступлением от документации или при внесении в нее изменений.
- Окончания срока действия заключения, выданного ранее.
Специфика проведения
Общественная экологическая экспертиза проводится до организации государственной проверки либо одновременно с ней. Соответствующее положение закрепляет 1 часть 22 статьи ФЗ № 174.
Во 2 части этой же нормы, однако, предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза проводится независимо от государственной проверки в отношении тех же объектов.
Согласно ч. 4 ст. 22, на экспертов, осуществляющих оценку объектов, распространяются требования, закрепленные п. 2 и п. 5 16 статьи ФЗ № 174.
Экспертное заключение
Этот документ направляется:
- в федеральный/региональный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную проверку;
- заказчику документации;
- структурам, принимающим решения о реализации объектов экспертизы;
- местным органам власти;
- иным заинтересованным лицам.
Экспертное заключение приобретает силу после его утверждения органом региональной или федеральной исполнительной власти. Оно учитывается при выполнении государственной проверки, если общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении этого же объекта до даты завершения госэкспертизы.
При придании заключению силы на членов комиссии и руководителя распространяются требования, закрепленные статьями 30-34 ФЗ № 174.
Документ может быть опубликован в СМИ.
Требования к экспертам
Общественная экологическая экспертиза проводится специалистами, обладающими практическими/научными знаниями по рассматриваемой проблеме. Субъекты привлекаются в соответствии с 15 статьей ФЗ № 174.
Экспертом не может являться:
- Представитель заказчика/разработчика документов, являющихся объектом проверки.
- Гражданин, находящийся в трудовых либо других договорных отношениях с разработчиком/заказчиком документации.
Права эксперта
Специалисты, привлекаемые к проведению экспертизы, вправе:
- Заявлять федеральному или региональному госоргану о необходимости предоставления заказчиком дополнительной документации для обеспечения объективной и всесторонней оценки объекта.
- Формулировать особое мнение в отношении проверяемого объекта. Оно составляется в письменной форме и прилагается к экспертному заключению.
Обязанности специалиста
Эксперт должен:
- Выполнять полный, всесторонний, комплексный и объективный анализ материалов, применяя передовые научно-технические достижения.
- Определять соответствие документации нормативным и нормативно-техническим актам, принятым на региональном и федеральном уровнях в сфере охраны природы, давать заключения по ней.
- Выполнять предписания законодательства, регламентирующего проведение экспертизы.
- Соблюдать сроки и порядок выполнения проверки, установленные федеральным исполнительным органом.
- Обеспечивать обоснованность и объективность выводов, сформулированных в экспертном заключении.
- Участвовать в подготовке обоснований учета заключений общественной экспертизы, аргументированных предложений, поступивших от общественных объединений и граждан, по экологическим аспектам деятельности, подлежащей экспертизе.
- Обеспечивать сохранность документации и других материалов, конфиденциальность информации, представленной на проверку.
Примеры результатов общественных экспертиз
В 1996 г. по инициативе жителей п. Коренево была проведена проверка проекта рекультивации затопленного карьера. Используя результаты экспертизы, гражданам удалось в суде отменить решение о землеотводе и не допустить превращения карьера в место размещения отходов.
В том же 1996 г. в г. Сергиевом Посаде было отменено решение о возведении завода по переработке ракетного топлива. Вместе с общественной экспертизой в городе собирались подписи местных жителей против реализации проекта, велась активная кампания в СМИ.
В 1997 г. в г. Троицке местная дума, приняв во внимание мнение населения и рассмотрев заключение общественной экспертизы, отменила ряд решений, допускавших строительство в городе мусороперерабатывающего завода. В процессе экспертизы были организованы слушания, в которых участвовали депутаты и члены комиссии. Заключение было направлено в Минздрав, который сформировал собственную комиссию. По ее решению проект строительства завода был заблокирован.