Колея - это что такое?
Применительно к автомобилю колея – это расстояние между серединами отпечатков шинных колёс, оставленных машиной на дороге. По ее ширине можно определить устойчивость автомобиля на трассе. Хорошо известно, что чем шире колея, тем устойчивей транспортное средство.
Влияние на качество хода
Если говорить о транспорте, то колея может быть у любого его вида: трактора, скутера, трамвая и даже у поезда. Если речь идет об автомобиле, то следует учитывать, что колея резко влияет на качество его хода.
Устойчивость автомобиля при совершении поворота или преодолении крутых склонов обеспечивает широкое расстояние между колёсами.
Разница между передней и задней автомобильной колеёй – это вполне нормальное явление. Произвольное уменьшение этого показателя влияет на маневренность машины. Если изменить переднюю колею и оставить без изменений заднюю, то поворот сделать будет невозможно. Поэтому их соотношение при производстве автомобиля тщательно рассчитывается и устанавливается ПДД.
Ширина колеи в ж/д транспорте
В железнодорожном транспорте колея – это немного другое понятие. За её ширину принимается расстояние между внутренними сторонами оголовков рельсов. Как мы понимаем, оно не может быть произвольным, поэтому существуют специальные стандарты. В разных странах ширина рельсовой колеи различная. Хорошо известно название «узкоколейка», которое само за себя говорит. Ширина такой железной дороги измеряется специальным инструментом.
Как преодолевается проблема
Разная железнодорожная колея служит основательным препятствием при транспортировке грузов между странами. Чтобы с ним справиться, приходится затрачивать определённые усилия и, самое главное, время. Каким образом данное препятствие преодолевается? Существуют несколько способов это сделать:
- Первый - это перестановка вагонов на специальные площадки с колёсами, соответствующими ширине колеи. Это самый приемлемый и эффективный метод. При помощи специальных подъёмников вагоны, предварительно откреплённые от колёс, поднимают и переставляют на площадки.
- Второй - проведение перегрузки вагонов. Это довольно трудоёмкий по затратам и времени процесс.
- И последний способ. При помощи специальных автоматических приспособлений проводят необходимое изменение ширины колеи. Это требует применения различных технологий. Провести эту операцию можно только с вагонами, имеющими колёса, которые могут раздвигаться в разные стороны.
Конечно, все эти проблемы приводят к потере времени и дополнительным материальным расходам. На границах стран с различной шириной железнодорожных рельсов создаются специальные стыковочные пункты.
Колея «русская»
Появление железных дорог с колеёй различной ширины связано с историей железнодорожного транспорта в разных странах. Например, расстояние между рельсами, принятое в России, странах бывшего Советского Союза, Финляндии и Монголии равняется 1524 мм.
Правда, к началу 90-х годов этот показатель в Российской Федерации уменьшилась на 4 мм. Это было сделано для увеличения стабильности рельсов во время движения грузовых поездов. Тем не менее такое изменение не сказалось на железнодорожном сообщении между странами СНГ, поскольку не требует переоборудования составов на границе. Однако существует другая проблема: быстрый износ колёсных пар. Сегодня пока эту трудность полностью преодолеть не удалось.
Узкоколейка
В СССР до начала 1980 г. распространены были железнодорожные пути с расстоянием между головками рельсов 750 мм, так называемые узкоколейки. Это можно объяснить дешевизной их строительства и эксплуатации. Ещё одним преимуществом такой железной дороги является её большая манёвренность. Состав на ней может выполнять более крутые повороты. Но существенным недостатком является малая скорость и неустойчивость вагонов. Сегодня большинство таких железных дорог закрыты.
Колея «европейская»
Общепринятая ширина расстояния между железнодорожными рельсами в Северной Америке, Китае и Европе (кроме Финляндии, стран Балтии, Испании, Португалии, Ирландии, Украины, Молдавии и Беларуси) составляет 1435 мм. Это так называемая европейская колея. Подобная ширина была применена при постройке первой английской пассажирской железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль.
В 1846 году эта ширина колеи была узаконена парламентом, поэтому все английские железные дороги стали строиться с шириной 1435 мм. Это расстояние было принято и в остальных странах Европы. В приграничных пунктах используются совмещённые колеи, например, от Калининграда до Польского города Бранево.
Причины появления двух колей
Можно назвать несколько причин выбора российскими инженерами-проектировщиками ширины между рельсами, которая отличается от европейской. Во-первых, это участие в разработке проекта американского инженера, который предложил принять расстояние кратное 5 футам. Это было распространено в южных штатах США.
Вторая причина касается военного аспекта. Принимая во внимание перспективу дальнейшего развития железнодорожного транспорта, Россия учла возможные затруднения противника при пересечении границы. Это оправдалось при нападении гитлеровцев на СССР. Есть и третья причина: на момент разработки и строительства железной дороги в России европейский стандарт как таковой отсутствовал.