Эфир - мифология или основа научных знаний?
Понятие "эфир" мифология древних народов определяет как некую божественную субстанцию. Одно из древнейших философских понятий, оно перекочевало из мифов в труды ученых и мыслителей.
Мифологическое описание
Олицетворение темноты – богиня Никта и ее брат Эреб, бог вечного Мрака, - родились из Хаоса. От их союза появился вечный Свет – Эфир, светлый День – Гемера. И стала ночь сменять день, а темнота – свет. Теперь живет Никта в самой бездне Тартара. Каждый день около медной двери, отделяющей царство мертвых от нашего мира, встречается богиня тьмы с Гемерой, и по очереди обходят они землю.
Орфей посвятил пятый стих божеству Света, в котором оно предстает в другой ипостаси. Объясняет, что такое эфир, мифология так: сверхмирное место, невидимая и неосязаемая сущность, которая ограничивает вверху все постижимое и непостижимое в мироздании. Возвышается над видимым миром всего живого и понятного человеку.
Говоря более простым языком - это верхний слой воздуха, место, где живут древнегреческие боги, – вершина Олимпа.
Эфир – основа мироздания
Неиссякаемый источник энергии для всего живого – так определяли лучшие умы древности эфир. Греческая мифология стала основой научных трудов.
Многие ученые и философы древности, такие как Демокрит, Эпикур, Пифагор, использовали определение «эфир» в своих рассуждениях об устройстве мироздания. Пифагорейцы считали его не только одной из стихий, но и частью души человека.
«Эфир» в древнем Риме
Выдающийся древнеримский поэт и философ Лукреций давал более определенное объяснение понятию «эфир». Ученый считал, что это материальная субстанция, только более тонкая, чем привычные для человеческого глаза материи. Движение планет, Солнца и Земли происходит благодаря постоянному перемещению эфира в пространстве. В состав человеческой души входит как один из вещественных компонентов, он легче воздуха и практически неосязаем.
Древнеиндийские представления
Интересно то, что схожие суждения есть и в древнеиндийских сказаниях. Эфир мифология Индии именует «акашей», но суть этого вещества остается прежней: некая субстанция, которая является началом всего живого. Древние упоминания «акаши» говорят лишь об одном его проявлении - первичном звуке, который не воспринимается человеческим слухом и находится в сфере тонких вибраций. Акаша – первичное нематериальное вещество, которое не имеет формы, но дает основу мирозданию и всему многообразию вещей.