Михаил Петренко – современный Шаляпин

Знатокам и ценителям оперной и классической музыки хорошо известно имя Михаила Петренко. Заядлые театралы, критики, абсолютное большинство зрителей восторженно отзываются о его выступлениях. Утверждают, что спектакль с его участием – настоящий праздник, а сольные концерты, которые, кстати, случаются довольно редко – просто счастье для меломана!

Детство и юношество

Родился и учился Михаил Петренко в Петербурге. Пел с раннего детства, однако дорога к успеху и всемирной славе была долгой и тернистой. Не сразу появился тот шикарный бархатный бас, который сейчас награждают эпитетами «золотой», «блестящий», «раскатистый», «глубокий», «волнующий», «богатый»… Но талант оперного исполнителя, вокалиста заметили еще в музыкальной школе. Затем упорная учеба в консерватории Санкт-Петербурга, оттачивание техники, наработка мастерства в академии, готовящей молодых певцов для работы в Мариинском театре. И вот первое выступление. Прокофьев, «Семен Котко». Как вспоминал потом сам Михаил, волновался жутко. Прямо колени дрожали. Но для него волнение и по сей день делится на две категории: волнение-подъем и волнение-паника. Главное – это не дать себе скатиться в панику. В 1998 году молодого вокалиста зачислили в труппу, он стал солистом Мариинского театра.

Дорога к славе – славная дорога

Почти двадцать лет прошло с тех пор, а событий, встреч, концертов – на два века хватит! Более двадцати ролей, исполняемых только в родном театре! Из них знаменитый Мефистофель из «Фауста», король Марк и царь Египта, Филипп II из «Дона Карлоса» и многие-многие другие. Положительные или отрицательные герои – без разницы! Глубокий, живой и чувственный бас Михаила Петренко заставляет учащенно биться сердце, сопереживать происходящему на сцене, сочувствовать даже негативному персонажу! В одном из интервью певец признался, что успех на сцене состоит не только из вокального таланта. Необходимо еще и актерское мастерство плюс харизма личности актера. В каждом спектакле надо нести эмоции зрителю, выкладываться душой.

В 2004 году оперный бас Михаил Петренко обретает популярность за рубежом. Его приглашают выступать в Берлинскую оперу («Валькирия»), где чудесный бас в партии Хундинга не остался незамеченным. Поступают предложения из Парижа, Нью-Йорка, Милана, Лондона, приглашают в Баварскую государственную оперу и еще множество престижных мест.

О незаурядности таланта популярного артиста говорит и фильм «Хуан», снятый по мотивам знаменитого «Дон Жуана» Моцарта, где он сыграл роль Лепорелло. Впервые лента демонстрировалась в октябре 2010 года и получила восторженные отзывы кинокритиков и ценителей искусства.

Один на один со слушателем

Кроме выступлений в театре, Михаил Петренко дает сольные концерты, тесно сотрудничая с заслуженной артисткой России Мариной Мишук, которая является его бессменным концертмейстером.

Сольные выступления знаменитого баса довольно редки. «Хотелось бы встречаться со слушателями почаще. Сделать сольную программу гораздо сложнее, да и времени на подготовку уходит больше. Нет товарищей на сцене, нет поддержки. Но оно того стоит», - говорит Михаил.

Например, концертная сольная программа с романсами Рахманинова и Чайковского, посвященная чернобыльской трагедии, состоявшаяся 26 апреля 2011 года в Москве, вызвала большой резонанс у ценителей культурного наследия. Репертуар исполнителя обширнейший и очень разнообразен по тематике. От почти детских «Мой Лизочек очень мил» П. Чайковского до сложнейших и очень серьезных произведений, таких как 9-я симфония Л. Бетховена в переложении для голоса. А 13-я симфония Шостаковича «Бабий Яр», названная «вокальной исповедью», вызвала ярчайшую бурю эмоций у слушателей.

Певец блестяще преподносит произведения М. Глинки, хотя сам однажды отметил, что Глинка нелегок для исполнения в смысле техники, в его музыке нет пауз для отдыха. Хотя Михаил говорил о партии в «Руслане», можно утверждать, что это одна из отличительных черт вокального стиля М. Глинки. Наполняя произведения эмоциями, иногда бурным драматизмом, иногда тонкой лиричностью, демонстрируя изумительную вокальную технику, М. Петренко привносит в знаменитые мелодии уникальность исполнения. Может, именно поэтому ему была предоставлена честь играть Руслана на открытии исторической сцены Большого театра после реставрации в ноябре 2011 года.

Конкурс – ступень к признанию

Рассказ о самобытном талантливом оперном певце Петренко был бы неполным без упоминания о различных вокальных конкурсах и фестивалях с его участием. Конкурсы Пласидо Доминго и Елены Образцовой, конкурс имени Римского-Корсакова, Чайковского, Марии Каллас, а оперных фестивалей с его участием просто не счесть! Как признается в одном из интервью сам Михаил, победителем не стал ни в одном конкурсе. К сожалению. Ведь действительно, без всяких сомнений, достоин. Каждый раз мешала мелочь – то пресловутое волнение, которое «иногда становится паникой, а не подъемом». Но лауреатом становился каждый раз! Теперь Михаил выступает в новом амплуа. В июне 2015 года он стал одним из членов жюри вокального конкурса имени П. Чайковского.

Комментарии