Режиссёр мультипликационного кино Давыдов Роман Владимирович
Роман Владимирович Давыдов был незаурядной личностью. Советский режиссёр мультипликации был исключительно цельным, самобытным смельчаком-новатором. При авторском наивно-примитивном формировании концепций своего творчества он слыл беззаветно трудолюбивым и работоспособным человеком.
Биографические факты
Давыдов Роман появился на свет весной 1913 года, в период расцвета русской культуры, названный французским поэтом П. Валери одним из чудес света. Будущего мультипликатора с раннего детства привлекали эксцентрика и стилистика. Однако свое образование он начал с обучения в Московском индустриальном техникуме. Совсем скоро у юноши проявился незаурядный талант живописца. Поэтому в 1932 году Давыдов Роман, ведомый юношеским максимализмом, принимает участие в конкурсе художников-карикатуристов. К удивлению большинства, смелый самоучка добивается победы и решает совершенствовать свои навыки. Для этого он продолжает обучение на курсах художников-карикатуристов, которые организовывает журнал «Крокодил».
Стремясь стать одним из лучших на профессиональном поприще, в 1937 году Давыдов проходит курсы по специальности «художник-мультипликатор», которые проводятся студией «Союзмультфильм». После успешного их окончания Давыдов работает художником-мультипликатором, сотрудничая с ведущими режиссерами отечественной анимации Мстиславом Пащенко, Владимиром Полковниковым, Иваном Ивановым-Вано, Дмитрием Бабиченко и многими другими. Об этом факте свидетельствуют фото Давыдова Романа с выдающимися деятелями советской анимации, которыми украшено фойе студии.
В качестве режиссера
Режиссерский дебют Давыдова Романа свершился в 1956 году. Вначале он снял кукольную ленту «Колобок», через два года – «Три медведя». Но самым выдающимся проектом того временного периода считается анимационная экранизация «Книги джунглей» Р. Киплинга. В период с 1967 по 1971 год был создан мультипликационный сериал, состоящий из взаимосвязанных пяти частей, под названием «Маугли». Сам режиссер считал фильм главным трудом своей творческой карьеры. Эта работа режиссера стала, несомненно, этапным достижением всей советской мультипликации. Анимационная картина заслужила высокую оценку деятелей искусства и любовь миллионной зрительской аудитории. В последующей творческой деятельности Давыдов Роман фильмы снимал в жанре исторических или сказочных повествований. Всенародную известность получили его анимационные работы «Сказ о Евпатии Коловрате», «Лебеди Непрядвы», «Детство Ратибора».
Авторский почерк
Давыдов Роман отличался неординарным талантом, но его силой и слабостью одновременно было соединение несочетаемого в единую оболочку, единый схематизированный и стилизованный строй. Он самозабвенно почитал форму графики своих работ. Штриховые модули и схематизацию своих персонажей он гармонично возводил к сквозному единству утоньшений и уплотнений. От этого порой в его фильмах и отдельных кадрах картин действо приобретало безжизненность и ненастоящесть. При этом мастера ничуть не волновала жесткость, сухость созданных образов. Его сцены отличала от большинства сделанных другими аниматорами стилистическая «причесанность», рациональность в построении мизансцен и изобразительное «упрямство». Режиссер смело брался за экранизации кардинально противоположных сюжетов. Ему нравилось биться над решением проблемы гармоничного совмещения материала и стилистики. Неоднократно Давыдов пробовал себя в объемной анимации.
Ничто не проходит бесследно
Будучи заслуженным деятелем искусств РСФСР, Роман Давыдов, биография которого кратко изложена в данной публикации, с удовольствием передавал свой опыт, авторские наработки молодому поколению аниматоров, преподавая на курсах повышения квалификации художников-мультипликаторов. Его занятия пользовались огромной популярностью, его ученики буквально боготворили своего наставника. Сын мастера, Александр Давыдов, пошел по стопам отца, выбрав профессию режиссёра-мультипликатора. Александр за свою творческую карьеру принял участие в производстве около 100 анимационных лент, зрителю он известен как автор всеми любимого мультфильма «Новые приключения попугая Кеши».
Роман Давыдов не успел порадоваться триумфу сына. В последние годы жизни он перенес тяжелую форму инсульта и долгое время находился в предынфарктном состоянии. В результате ослабленный недугом организм окончательно дал сбой. Великий мультипликатор скончался в сентябре 1988 года, но его творческое наследие бессмертно.