ЭЦП - это... Сертификат ЭЦП

Электронно-цифровая подпись представляет собой новый шаг в идентификации и подтверждении документов. Чем же она является? По какому принципу работает? ЭЦП - это сложно или нет? Сможет её освоить только молодое поколение или же разобраться с нею по силам и пенсионерам?

Общая информация

Первоначально давайте разберёмся с терминологией. Что такое ЭЦП? Это специальный файл, что используется для подтверждения правомочности документов со стороны определённых лиц. Следует отметить, что электронно-цифровые подписи бывают двух типов – не/квалифицированные. В первом случае получить ЭЦП можно в домашних условиях. Для этого достаточно использовать специальные криптографические программы. Применять реквизит домашнего пошива можно для подтверждения подлинности документов и сообщений в кругу друзей или же в рамках небольшого предприятия.

Тогда как квалифицированные ЭЦП – это файлы, что создаются различными организациями, имеющими необходимую для этого лицензию. Их наиболее важной особенностью является наличие юридической силы. Так, для них есть законодательная база, позволяющая использовать эти электронно-цифровые подписи в государственных и коммерческих структурах. К тому же, благодаря ним можно удаленно использовать госуслуги. ЭЦП – это ключ к отсутствию очередей, быстрому и оперативному получению ответов и государству с человеческим лицом.

О сертификатах замолвим слово

Что они собой представляют? Сертификат ЭЦП – это документ, что выдаётся владельцу удостоверяющим центром, что подтверждает подлинность человека. Когда генерируется ключ подписи, то данные о человеке или юридическом лице сохраняются. В сущности своей сертификат ЭЦП представляет собой что-то вроде электронного паспорта.

Обмен электронными документами с их помощью может осуществляться только в случае действительности подписи. На какие сроки она выдаётся? Как правило, она создаётся на год или два. После окончания срока сертификат можно продлить. Следует отметить, что файл при любом изменении в реквизитах владельца ключа как то смена название, руководителя организации и прочем следует отзывать и оформлять новый.

Оформление и продление

Чтобы получить ЭЦП, необходимо заполнить специальную анкету, где указывается почтовый адрес и множество иной информации. Следует отметить, что в сертификате может быть практически любая информация. Но из-за ограничения действия в год или два приходится их постоянно обновлять. Почему?

Дело в том, что информация, содержащаяся в сертификате, обладает определённым полезным сроком актуальности. Так, чем больше данных внесено в файл, тем скорее он становится недействительным. Поэтому и было введено такое ограничение срока действительности.

При этом необходимо знать, что вся информация, что имеется в сертификате подписи, становится общедоступной. Поэтому рекомендуют включать в него как можно меньше данных. Получение ЭЦП также требует наличия носителя, где подпись будет храниться. Как правило, в такой роли используют флешки. Если необходимо продлить электронно-цифровую подпись, то следует обратиться в соответствующее учреждение.

Кто может выдать ЭЦП?

Электронные документы можно подписывать и своими самоделками. Но чтобы они имели юридическую силу, следует обратиться к учреждениям с соответствующей аккредитацией. Наиболее популярным является использование услуг налоговой службы. Так, в Российской Федерации чаще всего за оформлением ЭЦП обращаются к ФНС. Это связано как с общим признанием, широкими возможностями использования, так и с тем, что они предоставляют подписи бесплатно.

При обращении к другим структурам, даже государственным, придётся заплатить несколько сотен или даже тысяч рублей. А учитывая тот факт, что получение ЭЦП будет повторяться каждый год или два, то не удивительно, что многие делают свой выбор в пользу ФНС. Кстати, если есть желание отозвать свою электронно-цифровую подпись, то для этого необходимо обратиться в организацию, что её выдала, с соответствующим заявлением. Когда же это может понадобиться? Вот небольшой список самых популярных причин:

  1. Изменились реквизиты организации.
  2. Уполномоченное лицо (владелец подписи) изменил свой статус: уволился, пошел на повышение, был переведён на другую должность.
  3. Носитель, где хранился ключ, был сломан и больше не может быть эксплуатирован.
  4. Подпись была скомпрометирована.

Какие бывают ключи?

Итак, мы уже знаем, что ЭЦП – это хорошо. Но как проверяется подлинность файла? Для этой цели формируется два ключа (определённые последовательности символов). Итак, есть:

  1. Закрытый (личный, секретный) ключ. Это уникальная последовательность символом, что берёт участие в формировании подписи. Он имеется только у своего собственника и известен исключительно ему.
  2. Открытый ключ. Криптографический инструмент, что доступен любому желающему. Используется для проверки подлинности ЭЦП.

Как наложить электронно-цифровую подпись на документ?

А теперь к главному. Как подписать ЭЦП необходимый документ? Для этого необходима специальная программа, что будет прошивать требуемый файл, внедряя в него электронно-цифровую подпись. Если документ при этом будет хоть как-то изменён, то ЭЦП будет стёрт.

В качестве примера давайте рассмотрим линейку криптографических программ «КриптоПро». Она может быть использована как для создания, так и для подписания документа ЭЦП. Благодаря этому осуществляется разработка, производство, распространение и сопровождение защищенных криптографией файлов.

Где хранить ЭЦП?

Для этой цели может быть использован (по мере увеличения надежности) жесткий диск компьютера, ДВД, обычная флешка или же токен. Но в таких случаях может возникнуть ситуация, когда кто-то посторонний сможет получить доступ к электронно-цифровой подписи и использовать её во вред.

Наиболее распространённым является использование флешки. Благодаря небольшому размеру её спокойно можно носить при себе, а использование не занимает много времени. Более защищенный, но менее популярный способ хранения – это токен. Так называют миниатюрное устройство, обладающее комплексом аппаратных и программных средств, что обеспечивает не попадание информации в чужие руки.

Также токен может использоваться для получения безопасного дистанционного доступа к данным и защиты от посторонних глаз электронной переписки. Внешне он напоминает обычную флешку. Его особенностью является наличие защищенной памяти, благодаря чему стороннее лицо не сможет считать информацию с токена. Это устройство может решать целый спектр проблем безопасности в сферах аутентификации и криптографии.

В заключение

Сейчас люди при работе с документами часто используют бумажную форму, которая требует наличия нашей подписи, выполненной ручкой. Но по мере распространения использования электронных файлов потребность в ЭЦП будет возрастать. Со временем сложно будет представить себе деятельность и активность человека без этого инструмента.

Вполне вероятно, что ЭЦП со временем превратится в полноценный электронный паспорт, важность которого сложно будет переоценить. Но в таком случае будут остро вставать вопросы о безопасности данных. Не следует забывать, что самый уязвимый фактор сейчас в любой технической системе – это человек. Для того чтобы ЭЦП не попал в руки злоумышленников, что используют его во вред, необходимо постоянно повышать свою информированность и квалификацию в использовании технологических продуктов.

Комментарии