Держатель датчика эхолота: виды, устройство и отзывы

Штатный эхолот дополнительно комплектуется держателем датчика эхолота. Случаются моменты, когда фиксатор из комплекта не подходит: применяется на нестандартном плавательном средстве, эксплуатируется на лодке ПВХ без транца, подвергся деформации и тому подобное. Рассмотрим особенности этих элементов, их виды, а также возможность изготовления своими руками.

Виды

Самыми популярными держателями датчика эхолота являются металлические модели, напоминающие строительные струбцины с зажимными винтами и штангами. Владельцы стандартных пластиковых, ПВХ или резиновых лодок, без труда смогут подобрать подходящий для себя фабричный вариант. При желании можно соорудить этот элемент самостоятельно, если возникнет такая необходимость.

Стоит отметить, что есть на рынке оригинальный фиксатор эхолота на присосках. Его можно монтировать на транец или днище плавательного средства. Существует еще один вариант – плавающая модель. Держатель датчика эхолота можно прикрепить к не тонущему предмету, например, пластиковой бутылке.

Фабричные фиксаторы

Большая часть держателей включает в себя следующие рабочие элементы:

  • Струбцину. Она служит для крепления датчика к транцу плавательного средства из поливинилхлорида или резины либо на борт деревянной или пластиковой лодки.
  • Соединительный кронштейн, при помощи которого струбцина взаимодействует с фиксирующей частью трансдьюсера, с возможностью регулировки его высоты.
  • Монтажный узел, служащий для фиксации излучателя сигналов на кронштейн.

В струбцине держателя датчика эхолота предусмотрен фиксирующий винт. При помощи его ослабления можно передвигать кронштейн по высоте, выбирая оптимальную глубину монтажа трансдьюсера. На конце кронштейна имеются специальные петли для перемещения излучателя и приемника сигналов.

Особенности монтажа

Крепление струбцины к транцу должно быть надежным, без допуска каких-либо колебаний. Это позволит избежать некорректной работы прибора. Очень важным моментом является высота размещения трансдьюсера относительно поверхности воды. При перемещении плавательного средства образуются определенные завихрения с пузырьками воздуха. Они могут вызвать ряд негативных моментов, если эхолот установлен неправильно (воздушная прослойка получается между датчиком приема сигналов и водой), а именно:

  • Некорректную работу эхолота.
  • Искажение отображения картинки исследуемого дна.
  • Появление помех на экране прибора.

По причине того, что угол между днищем и поверхностью воды при движении лодки изменяется по отношению к статичной позиции, обязательным условием монтажа является возможность корректировки поворотного угла между кронштейном и трансдьюсером. Это даст возможность с максимальной точностью посылать сигналы излучателя перпендикулярно водного зеркала.

Держатель датчика эхолота своими руками

Для изготовления съемного самодельного держателя потребуется:

  • Метровая трубка из металлопластика диаметром 15 миллиметров.
  • Труба из металла диаметром 16 миллиметров (в нее помещается металлопластиковый аналог).
  • Пара хомутов.
  • Струбцина.
  • Полимерные или резиновые прокладки.
  • Четыре гайки с болтами М4.
  • Шплинт.

Поэтапная инструкция изготовления держателя для датчика эхолота на лодку:

  1. К струбцине крепят кусок металлической трубы длиной 400 мм, используя для этого хомуты и резиновые уплотнители.
  2. Металлопластиковая трубка вставляется в металлический аналог.
  3. С нижнего конца металлопластик расплющивают.
  4. С этой же стороны делают пару отверстий для фиксации датчика.
  5. Трансдьюсер крепится при помощи пары болтов с шайбами и гайками. Дополнительные гайки или граверы обезопасят приспособления от откручивания при вибрации.
  6. Для фиксации передающего и принимающего сигналы устройства на требуемой высоте, в пластиковой трубке делают несколько отверстий под шплинт.
  7. При помощи струбцины конструкция крепится на транец.
  8. Опускают трансдьюсер на нужную глубину с последующей фиксацией на шплинт.
  9. На верхней части металлопластика крепится корпус эхолота.
  10. При помощи изоляционной ленты и хомутов провод фиксируется на трубке.

Держатель для датчика эхолота на транец готов!

Плавающий датчик

На спокойном водоеме ан весельной или ПВХ лодке без транца можно использовать плавающий датчик. Он изготавливается следующим образом:

  • К скамейке весельной лодки крепится корпус эхолота, прямо на банку или кронштейн.
  • Датчик крепится к середине пластиковой бутылки 1,5 литра. В качестве фиксатора используют скотч или изоляционную ленту.
  • Провода трансдьюсера фиксируются на горлышке емкости.
  • Бутылку с датчиком опускают в воду (провод можно дополнительно не фиксировать).
  • Регулировать глубину погружения можно наливая или убавляя воду в бутылке.

Мертвое крепление держателя датчика эхолота

Для тех, кто постоянно эксплуатирует одно и то же плавательное средство, вполне подойдет постоянное крепление эхолота. Для этого его нужно просто приклеить в выбранном месте лодки. Такая конструкция подходит для ПВХ и стеклопластиковых судов. При обработке необходимо использовать эпоксидный клей, который обеспечит надежное и прочное соединение после высыхания.

Как вариант, на лодке из дерева в качестве крепежа можно использовать шурупы либо болты. Предварительно место фиксации следует погрунтовать, и покрасить яхтным лаком или битумной мастикой.

Немного о датчиках

Что же собой представляют датчики эхолота, о держателях которых говорилось выше. Они подразделяются по следующим группам:

  1. Датчики транцевого типа. Самые популярные и недорогие модификации. Пользуются большой популярностью, однако имеют характерный недостаток. Поскольку они крепятся рядом с гребным винтом, создаются весьма непростые условия для работы (с завихрениями, брызгами и вибрацией).
  2. Вариант с креплением внутри плавательного средства. Такой датчик крепится на днище лодки и работает непосредственно через него. Он подходит только для металлических, деревянных или пластиковых судов.
  3. Врезные модификации. Такие устройства работают весьма эффективно, врезаются в днище лодки. На его работу не влияет мотор, мусор и скорость. Имеются поворотные аналоги (угол поворота до 12 градусов).

В завершение

Учитывая все рассмотренные моменты, можно сделать вывод, что держатель для датчика эхолота на лодку ПВХ (или из другого материала) должен обладать:

  • Надежным креплением, не допускающим малейшей вибрации и колебания датчика.
  • Регулировку угла наклона прибора относительно зеркала воды.
  • Корректировку установки трансдьюсера по глубине.

Эти требования актуальны как для заводских устройств, так и для самодельных приспособлений. Изготовить их не так уж сложно, имея минимальные навыки.

Комментарии