Регулирование - это что такое? Особенности регулирования

Понятие нормативного регулирования играет важнейшую роль в такой научной области, как право. Что представляет собой регулирование? Какие у этого процесса есть определения, методы, юридические средства и субъекты? На все эти и некоторые другие вопросы будут представлены ответы в статье.

Что представляет собой правовое регулирование?

Целенаправленная процедура воздействия государственной власти на общественные отношения называется нормативным или правовым регулированием. Немалую роль здесь играют специальные средства и юридические методы, направленные на упорядочивание и стабилизацию социального положения.

Правовое регулирование является важнейшим элементом правового воздействия. Оно является очень широкой и сложной системой. Она включает в себя ряд действий по упорядочению и нормализации отношений в обществе путем воздействия на субъекты. Важную роль в системе воздействия играют правовые методы и средства.

Что является предметом правового регулирования? Это совокупность устойчивых общественных отношений однородного типа, нуждающихся в нормализации и упорядочивании. Законодатели четко определяют границы предмета регулирования. Необходимо это для невмешательства в личную жизнь граждан.

Отличия от правового воздействия

Как уже было сказано, воздействие и регулирование - это взаимосвязанные, но не одинаковые процессы. Про отличия этих двух элементов стоит рассказать чуть подробнее.

Воздействие включает в себя ряд элементов из самых различных сфер: экономической, политической, духовной и социальной. Все эти области не регулируются правом напрямую. Так или иначе, нормативное воздействие здесь имеет место. Делится оно на информационно-правовое и воспитательно-правовое.

В случае же с нормативным регулированием все несколько иначе. Сюда не входят пропаганда, агитация, правовое воспитание и прочие крупные полномочия государства. Регулирование подразумевает строгую деятельность законодательного характера.

Методы регулирования

Правовое регулирование - это целая совокупность самых различных приемов, средств, способов и функций. Все эти элементы группируются в два основных вида методов.

Первый метод именуется императивным. Предписываются строго заданные варианты поведения, уклонение от которых будет караться законом. Императивный метод (субординация) характерен для публичного права, где содержатся отношения подчинения и власти.

Второй метод диспозитивный. Его также называют методом координации. В данном случае устанавливаются приблизительные поведенческие рамки. Субъекты, а именно обычные граждане, имеют возможность выбирать наиболее оптимальный для них вариант поведения.

Существуют и другие методы. Стоит выделить классическую группу методологии, довольно часто используемую в сфере права. Речь идет о делении на дозволительный, рекомендательный, поощрительный и запретительный методы. Субъект может получать разрешение на реализацию того или иного вида деятельности - это дозволительный метод. Человеку рекомендуют отдельные способы поведения или даже устанавливают положительные санкции - здесь речь идет о рекомендательном и поощрительном методах. Запретительный метод относится к императивной группе. В данном случае устанавливаются четкие санкции за нарушение той или иной нормы.

Способы регулирования

В юридической науке существует множество разных трактовок и мнений. Одни специалисты не разделяют методы и способы, другие устанавливают четкие рамки между этими двумя группами. Нормативное регулирование - это довольно обширная сфера в области права, а потому и трактовок здесь может быть много.

Большинство специалистов относят к способам регулирования три элемента: обязывание, дозволение и запрет. Обязывание и запрет относятся к императивной группе, а дозволение - к диспозитивной. В случае с запретом все просто. Закон запрещает то или иное деяние, а за нарушение нормы устанавливаются санкции. Обязывание - это возложение на людей обязанностей. Простые примеры - это уплата налогов, воинский долг, исполнение договора и т.д. Дозволение дает право человеку самому выбирать тип поведения.

Таким образом, правовое регулирование деятельности общества может проявляться в самых разных формах и видах.

Типы регулирования

Понятие регулирования в правовой сфере имеет два основных типа. Первый тип общедозволительный. Здесь действует принцип разрешения всего того, что напрямую не запрещается законами. Круг дозволительного также ограничен. В данном случае может регулироваться правовой статус человека, осуществление гражданского оборота и др.

Второй тип разрешительный. В данном случае действует обратная формулировка: устанавливается запрет на все то, что напрямую не разрешается законами. На реализацию отдельных видов деятельности может требоваться специальное разрешение - например, лицензия.

Регулирование может быть реализовано несколькими способами. Здесь стоит выделить нормативное (с помощью общих законов), индивидуальное (односторонние договоры и акты, например - судебные решения), государственное и негосударственное, централизованное и децентрализованное регулирование. По территориальному действию нормы могут иметь локальный, местный, ведомственный и общий характер.

Стадии регулирования

Рассматриваемое явление обладает четырьмя стадиями. Первая ступень представляет собой правотворчество. Здесь стоит обратить внимание на деятельность законодательных властей. Особенностью регулирования являются модернизация, дополнение и изменение имеющихся правовых норм.

Вторая ступень представляет собой слияние юридического факта и правоотношения. На данной стадии важно грамотно соотнести права субъектов и их обязанности.

Третья стадия представляет собой правоприменительный процесс. Разработанные нормы закона внедряются в общество и тем самым модернизируют его развитие.

Последняя стадия связана с реализацией правовых норм. В данном случае должен быть зафиксирован конкретный юридический результат. В случае если норма права не будет работать, на повестке встанет вопрос о модернизации или ликвидации введенного положения.

Комментарии