Герман Эббингауз: биография и фото
Если говорить об ученых-психологах ХІХ в., большинству на ум приходят лишь имена чрезмерно увлеченного проблемами человеческой сексуальности Зигмунда Фрейда и крайне самоуверенного Фридриха Ницше. Однако помимо них существовало еще немало других, не менее талантливых, но более скромных ученых, чей вклад в развитие науки о свойствах человеческого мозга – неоценим. Среди них немецкий экспериментатор Герман Эббингауз. Давайте узнаем, кто он такой и чем обязано ему человечество.
Кто такой Герман Эббингауз?
Этот немецкий ученый, живший во второй половине девятнадцатого века, одним из первых в истории стал изучать память и человеческое восприятие с помощью практических опытов, которые ставил на себе.
Прошло более ста лет после его смерти, но открытия Эббингауза остаются актуальными сегодня и активно используются учеными всего мира. А его методики до сих пор никто не смог превзойти.
Ранние годы ученого
Родился Герман Эббингауз (Эббингхауз) в прусском городе Бармене (ныне немецкий Вупперталь) 24 января 1850 г.
Отец будущего ученого – Карл Эббингауз, был весьма успешным купцом-лютеранином и надеялся, что его отпрыск продолжит семейный бизнес.
Однако юного Германа интересовали не точные, а гуманитарные науки и естествознание. Справедливости ради стоит отметить, что в математике и сопутствующих ей дисциплинах Герман Эббингауз тоже разбирался неплохо, что в будущем помогло ему в научной деятельности.
Поэтому, вопреки желанию родителя, юноша решил посвятить себя науке.
Первый научный труд Эббингауза
Когда Герману исполнилось семнадцать лет, он без труда поступил в Боннский университет, где намеревался посвятить себя изучению филологии и истории. Но вскоре юноша нашел для себя более занимательное увлечение – философию.
Почему именно ее? Дело в том, что на те времена науки а-ля психология, педагогика и подобные им еще не приобрели полноценного отдельного статуса, который имеют сегодня. Поэтому в большинстве вузов они находились в ведении именно философии.
Через три года Отто фон Бисмарк (стремясь объединить все немецкие земли вместе) заставил Пруссию вступить в войну с Францией Наполеона ІІІ. Будучи в призывном возрасте, Эббингаузер был вынужден оставить учебу и уйти воевать на фронт.
Судьба берегла будущего научного светилу - он выжил и довольно скоро смог вернуться к мирной жизни, продолжив учебу в родном вузе.
К 1873 г. Герман Эббингаз написал свою первую научную работу, основанную на книге Эдуарда фон Хартманна «Философия бессознательного».
Эта диссертация оказалась столь свежей и занимательной, что Эббингауз в двадцать три года получил степень доктора наук. Многие отмечали, что хотя многие идеи этой работы были основаны на выводах фон Хартманна, это не было копирование. Так как автор высказывал собственные оригинальные суждение, на которые до него никто не решался.
Поиск призвания
После окончания университета, молодой ученый решает сконцентрироваться на изучении особенностей человеческой психологии. В 1879 г. Эббингауз едет Берлин, где получает место преподавателя в университете. Здесь он открывает собственную психическую лабораторию, как было модно в научных кругах того времени.
В свободное время от преподавания, новоиспеченный доктор наук читает лекции во Франции, а позже и на юге Великобритании. Именно в этой стране ученому посчастливилось найти свое призвание.
Во время очередного визита в Лондон, Эббингауз посетил книжный магазин подержанной литературы. Так, среди пыльных полок, он случайно обнаружил томик «Элементов психофизики» Густава Фехнера. Именно эта книга, по словам самого ученого, вдохновила его начать опыты по изучению человеческой памяти.
Эксперименты Эббингауза
Как и большинство его великих предшественников, в качестве объекта для научных опытов, этот ученый выбрал себя любимого, точнее свой мозг. В течение двух лет он путем проб и ошибок разработал собственный метод.
Герман Эббингауз составил 2300 карточек с трехбуквенными слогами, которые не имели никакого лексического или ассоциативного смысла. Таким образом, мозг не способен был их понять и запоминание сводилось к банальной зубрежке. Использование этих, так называемых бессмысленных слогов означало, что мозг экспериментатора ранее не сталкивался с ними и не мог знать их.
За специально отведенные периоды времени ученый заучивал содержимое карточек, путем повторения вслух выбранных в произвольном порядке слогов. Для упрощения этого процесса, экспериментатор использовал метроном или метод четок. Это помогало отмеривать точное количество изучаемого материала.
В дальнейшем, Эббингауз проверял свои результаты, путем других вариаций своего первого опыта, таким образом выявляя различные свойства человеческой памяти (время забывания и заучивание, количество усвоенной и забытой информации, подсознательную память и влияние эмоций на запоминание).
На основе многолетних экспериментов такого рода, был сформулирован метод «Бессмысленных слогов» Германа Эббингауза, который стал революционным для того времени. Считается, что полноценная экспериментальная психология начала свою историю именно с опытов этого ученого. Кстати, и сегодня многие психологи продолжают использовать его методы в своих исследованиях.
Книга Германа Эббингауза «О памяти» (1885) и дальнейшая работа
На основе результатов своих многолетних экспериментов Эббингауз написал книгу Über das Gedächtnis. Untersuchungen zur experellen Psychologie, которая принесла ему признание и широкую известность среди ученых всего мира.
Вскоре она была переведена на английский под именем Memory: A Contribution to Experimental Psychology («Память: вклад в экспериментальную психологию»). В российском переводе данный труд известен под названием «О памяти».
Герман Эббингауз благодаря своему труду получил не только признание, но и определенную финансовую стабильность. Благодаря этому он смог оставить работу в Берлинском университете, где его карьера развивалась не очень успешно. Дело в том, что он игнорировал необходимость постоянного написания теоретических статей, из-за постоянной занятости в лаборатории. Поэтому не смог получить желанное место руководителя философского факультета, которое было отдано другому преподавателю.
Покинув Берлин, ученый вскоре находит работу в польском университете в Бреслау (ныне Вроцлав), который специализируется на изучении снижения количества усеваемого материала у школьников.
На основе результатов и методик, применяемых в опытах Эббингауза и других его коллег из Бреслау, в дальнейшем был сформирован метод проверки детского умственных способностей Альфреда Бинета и создана известная ныне шкала интеллекта Бинета-Саймона.
Дальнейшая карьера
Результатами исследований в новой лаборатории Эббингауз поделился с общественностью в 1902 г., опубликовав труд Die Grundzüge der Psychologie («Основы психологии»).
Эта книга сделала его еще более известным и навсегда изменила облик науки психологии. Как утверждали современники, книги Германа Эббингауза навсегда похоронили психологию 1890-х гг.
Последние годы Эббингауза
Через два года после публикации «Основ психологии», их автор с семьей покинул Польшу и вернулся на родину, в Галле. Здесь он провел последние годы жизни.
В 1908 г. ученый публикует свой новый труд Abriss der Psychologie («Наброски о психологии»), который снова подтвердил гений Эббингауза и был переиздан при жизни автора восемь раз.
Подобный успех воодушевил экспериментатора на продолжение своих опытов, однако, осуществить задуманное, ему было не суждено.
Зимой 1909 г. Герман Эббингауз заболел простудой. Вскоре это заболевание переросло в пневмонию и 26 февраля великого ученого не стало.
Среди его потомков, наибольшего успеха добился сын Эббингауза – Юлиус, правда, не в психологии, а в философии, став одним из известнейших приверженцев Канта.
Нововведения Эббингауза
Несмотря на короткую жизнь (59 лет) это ученый сделал массу важных открытий, которые повлияли на ее будущее развитие науки.
- Исследователь первым стал изучать оптические заблуждения органов зрения, открыв так называемую иллюзию Эббингауза - зависимость восприятия размера объекта от окружающих его предметов.
- Также ввел в употребление термин «кривая забывания». Герман Эббингауз так назвал линию, которая характеризует время забывания.
Согласно исследованиям ученого 40 % полученных данных забываются в течение следующих 20 минут. Через час количество «потерянной» мозгом информации уже равно – 50 %, а на следующий день – 70 %. - Эббингауз открыл, что осмысленная информация запоминает лучше, чем те данные, которые мозг не понимает.
- Доказал важность повторения, в процессе обучения новому.
- Им была открыта также «кривая заучивания».
- Эббингауз ввел в науку несколько новых методов развития памяти: «заучивания», «антиципация» и «сбережение».