Феска - головной убор в восточных странах: описание
Еще в древности головной убор был символом власти, только знатные особы могли позволить себе роскошные шапки, колпаки, парики. Чем больше была шляпа, тем выше был ранг ее обладателя. В наше время головные уборы часто ассоциируется с определенными национальностями. Чалма, феска, куфия, тюбетейка, афганга, айшок, кокошник, бандана, башлык и многое другое. Многие виды шапок уже устарели, и их не используют в повседневной жизни, однако многие мусульмане и по сей день предпочитают надевать эту вещь.
Турецкий головной убор
Красный колпак, изготовленный в основном из шерсти в виде конуса, украшенный шелковой кисточкой, называется феской. Получил свое название этот головной убор в восточных странах, а именно в городе Феса, где впервые начали его изготавливать. В основном его носили солдаты и чиновники Османской империи, однако практичным головным убором феску для армейцев было не назвать. Яркий красный цвет привлекал внимание, тем самым врагу было легко обнаружить мишень. Из-за отсутствия козырька встречное солнце слепило солдат. В современном мире эти шапки остались частью парадной формы греческой национальной гвардии. Турки и по сей день отдают дань истории и носят этот национальный головной убор. Туристы всех стран тоже неравнодушны к турецким фескам и на курортах в Турции расхаживают в такой шапке.
Происхождение фески
Город Фес славился своими школами, библиотеками, университетами, был очень культурно развит. В одном из регионов этого города произрастала особая ягода. Соком этой ягоды можно было покрасить феску и добиться особого красного цвета, поэтому город Фес не имел конкурентов по изготовлению этих головных уборов. Не было аналогов этой краски, и все мусульмане закупали такой вид головного убора в этом городе. Однако когда научились делать искусственные краски, многие другие страны стали изготавливать эту шапку. Центром по изготовлению этого головного убора с кисточкой стала Австрия.
Описание фески
По форме этот головной убор напоминает обрезанный конус, в вершину которого вставляется черная кисть. Со временем применялись и цветные фески, вручную расписанные серебром и золотом. Женщины носили красные бархатные головные уборы фески, украшали их золотыми цепочками, серебряными монетами, ручной вышивкой. Этот головной убор мог быть белого, красного и даже черного цвета, однако именно красный колпак с черной шелковой нитью был принят за основу.
Немного истории
Махмуд Второй отрицательно относился к растительности на лице, поэтому запретил мужчинам носить длинные бороды и заодно внес изменения для армейских мундиров. Ранее подобное деяние не обрадовало солдат, и вызвало мятеж янычар и смену вождя. Но на этот раз избежать новой формы не удалось. Привыкшие к широким штанам и рубашке турки были удивлены новой плотно обтягивающей формой. Многие сочли ее даже неприличной. Смена привычного головного убора тоже не радовала, были введены шапки с полуцилиндрическим верхом, они были очень неудобны, и в скором времени заменены на красную фетровую феску. Новый головной убор также оказался не самым удобным вариантом для военнослужащих.
Интересные факты
Султан Махмуд на изменении униформы военных не остановился, он хотел полностью изменить жизнь в Османской империи в кратчайшие сроки. Ему хотелось свое государства подстроить под европейский лад. С этой целью он изменил порядок приема гостей: если ранее султан был на троне и наблюдал за происходящим, то Махмуд лично приветствовал гостей, развлекал их, беседовал. В присутствии султана все должны были стоять, но Махмуд убрал и эту традицию. Кабинеты министров стали напоминать современный интерьер – столы, низкие диваны и прямые стулья. Продолжая развивать город, султан выстроил военную школу, в которой преподавались новые материалы для армии. Преподаватели и ученики отличались формой, главным элементом которой стала высокая красная феска с черной шелковой кисточкой.
Применение этого головного убора
Жители Османской империи были обязаны ее носить, ведь в 19-м веке она стала частью национального костюма. Женская феска короче мужской и не имеет кисточки. Чтобы стать частью военного мундира, этот головной прибор проходил проверку, и только после одобрения ее разрешалось носить. Однажды поступило предложение пришить к феске кожаные бортики, чтобы солнце не слепило глаза солдатам. С первого взгляда очень полезное нововведение, однако в таком дизайне в ней будет неудобно молиться. Бортики будут мешать доставать лбом до земли, а для истинного мусульманина это важно. Бытовало мнение, что ношение головного убора во время молитвы необязательно, однако однозначного ответа от религиоведов не было, поэтому это предложение было отклонено.
Бунт против фески
В 1908 г. Австро-Венгрия присоединила к себе Боснию, турками был организован бойкот всех товаров, импортированных из Австрии, в это число вошли головные уборы фески. В качестве альтернативы турки носили белые фески с тюрбаном производства Малой Азии, также стали модны персидские шапки и другие головные уборы. Солдаты носили цветные фески без тюрбанов. Эта шапка красного цвета осталась у местной Знати Мистической Святыни, они украшали ее золотой вышивкой, нашивали название храма. Этот протест принес огромные потери для австрийских купцов. Когда в Мекку прервались паломничества в эпоху крестовых походов, паломники стали ходить в Фес, они называли его Святым городом. Студенты университетов носили яркую феску, паломники также приобщились к этой модели головного убора. Через некоторое время северная часть Африки опять надела этот головной убор.
Мустафа Кемаль
В более современной истории Турции появился политический деятель Мустафа Кемаль, он же стал первым основателем современного турецкого государства. Он добился отмены правления султанов, отменил оккупационный режим, создал абсолютно новое, не похожее не на что турецкое государство. Он активно развивал науку, турецкую письменность, создавал новые права и кодексы, тем самым добился, что Турцию признали официальной республикой. Вся власть теперь была в его руках. Он отменил многие традиции, которые шли с древних времен, также он был нерелигиозным человеком. Его диктатура вызывал недовольство среди населения, особенно среди верующих людей.
В скором времени вспыхнуло крупное восстание, народ Турции был уверен, что за восстанием стоит Англия из-за антирелигиозного отношения Кемаля. Он, воспользовавшись случаем, объявил, что Англия несет угрозу для турецкого народа, и был издан указ: проявление религии в любой форме считается изменой родине. В скором времени диктатор, добившись своего, стал и далее осуществлять план.
Следующим его шагом стал запрет на ношение фески, которая была символом мусульманства. Сначала он убрал этот головной убор из армейской формы, потом демонстративно появлялся в различных шляпах и шапках, потом и вовсе объявил ношение фески преступлением. Казалось бы, запрет на головной убор является глупым заявлением, однако Мустафа Кемаль так не считал и был уверен, что этим шагом он полностью исключит старые традиции, связанные с мусульманством. Это вызвало бурю недовольства, но следующий шаг диктатора просто поверг в шок всех представителей религии. Он распустил монастыри и конфисковал их имущество.
Таким образом, в Турции закончилась эра головных уборов фесок аж до современного мира.