Самоходно-артиллерийская установка СУ-76М: конструкция, характеристики, боевое применение

Что собой представляет СУ-76М? Чем она хороша? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. СУ-76 – самоходная советская артиллерийская установка (САУ). Она использовалась в период Великой Отечественной войны. Машина изготовлена на базе маловесных танков Т-60, Т-70 и предопределена для эскортирования пехоты. Она была оснащена противопульным бронированием. С помощью этого вооружения можно было бороться со средними и лёгкими танками. Это самый массовый и лёгкий вид САУ из всех производившихся в то время в СССР.

Хроника

СУ-76 была создана летом 1942 года конструкторами завода №38 в городе Киров. Огромную роль в изготовлении самоходки сыграл Гинзбург Семён Александрович. Именно он контролировал и руководил кампанией по её производству.

Первые установки этого вида были выпущены в 1942 году, поздней осенью. Они были оборудованы провальным силовым агрегатом, изготовленным из пары синхронно смонтированных бензиновых автомобильных движков ГАЗ-202 производительностью 70 лошадиных сил. Это устройство было очень сложным в управлении и вызывало сильнейшие крутильные колебания деталей трансмиссии, из-за чего они быстро ломались.

В первоначальном варианте САУ была бронирована полностью. Из-за этого экипажу в боевом отделении работать был неудобно. Эти недостатки были обнаружены во время первого боевого использования серийных САУ на Волховском фронте. Именно поэтому было выпущено всего 608 установок и серийное изготовление СУ-76 было прекращено. Конструкцию отправили на доводку.

Однако РККА нуждалась в самоходной артиллерии. Поэтому было принято половинчатое решение - оставить силовой «параллельный» агрегат и общую компоновку авто по тому же проекту, но усилить его детали с целью прироста моторесурса. Это усовершенствование (с отсутствующей крышей боевого узла) получило наименование Су-76М и пошло в серию летом 1943 года. Множество САУ этой версии успело оказаться на фронте к началу Курского сражения. И всё же, в целом результат оказался тягостным. Одним из важнейших виновников по итогам внутреннего дознания, был назван Гинзбург Семён Александрович. Его отстранили от конструкторской работы и отослали на фронт, где он погиб.

Возможно, в произошедшем событии сыграли большое значение драматичные отношения между инженером и И. М. Зальцманом, который был наркомом танковой промышленности.

И всё же необходимость в лёгкой САУ была весьма острой. Поэтому возвратившийся на пост наркома танковой индустрии Малышев Вячеслав Александрович объявил конкурс на лучшую схему авто такого вида. Необходимо отметить, что смерть С. А. Гинзбурга была одним из мотивов снятия И. М. Зальцмана с этой работы.

В конкурсе участвовали составы завода №38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автозавода (ГАЗ) под управлением Н. А. Астрова, главного создателя всей отечественной линейки плавающих и лёгких танков. Их прообразы разнились многими элементами системы. Но важнейшим их новшеством являлось применение спаренной установки движков ГАЗ-203 от маловесного танка Т-70, в которой оба мотора работали на общий вал и были размещены преемственно. Конечно же, авто была перекомплектовано так, чтобы в него могла быть вмещена большая по длине силовая установка.

После того, как с серийного производства были сняты маловесные танки Т-70 и Т-80 (с конца 1943 года), оба вышеуказанных завода, а также вновь созданный завод № 40 в городе Мытищи начали крупносерийное изготовление лёгкой артустановки с силовым аппаратом ГАЗ-203, которому был присвоен тот же военный индекс, только без указателя "М".

В итоге эта установка (всех версий) стала в Красной армии самой валовой после Т-34 военной бронированной машиной. Всего было изготовлено 13 672 улучшенных артустановок, из них 9 133 авто произвёл ГАЗ. Серийное изготовление СУ-76М было завершено в 1945 году. Немного позже эти машины с вооружения армии СССР были сняты.

На основе артиллерийской установки последних выпусков в 1944 году была изготовлена первая советская полноценная зенитная самоходная конструкция ЗСУ-37. Она изготавливалась серийно даже после того, как была снята базовая модель с производства.

Выпуск СУ-76

Известно, что данная машина изготавливалась в такой последовательности:

  • 1942 год – СУ-12 (№38 – 25 шт.).
  • 1943 – СУ-12 (№38 – 583 шт.), СУ-15 (514, №40 – 210), СУ-15 (ГАЗ – 601). В итоге – 1908.
  • 1944 – ГАЗ-4708 шт., №40 – 1344, №38 – 1103. Всего – 7155 шт.
  • 1945 – ГАЗ-2654, №40 – 896 (всего в первом полугодии 3550 шт.) Далее ГАЗ-1170 и №40 – 472 шт. Всего до ноября – 1642 установки.

В общей сложности в 1945 году было изготовлено 5192 таких машины. За весь период было изготовлено 14 280 машин. Необходимо отметить, что в бесчисленных источниках 14 292 изготовленных авто содержат погрешность: в эту сумму включены 12 шт. ЗСУ-37, выпущенных в апреле 1945 года.

Устройство и конструкция

Итак, продолжаем далее рассматривать бронетехнику СССР. СУ-76 является наполовину открытой САУ с задним размещением боевого отделения. Бензобаки, водитель-механик, трансмиссия и двигательная установка находились в передней зоне бронированного корпуса авто, движок был установлен справа от осевой грани машины. Орудие, арсенал и места работы командира экипажа, заряжающего и наводчика, были размещены в открытой сзади и сверху боевой рубке.

СУ-76 оборудовалась силовым агрегатом из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных движков ГАЗ-202, мощностью 70 л. с. САУ последнего выпуска оснащались форсированной до 85 л. с. версией тех же движков. Подвеска у СУ-76М торсионная индивидуальная для каждого из шести опорных катков небольшого диаметра по каждому борту. Спереди были размещены ведущие колёса, а ленивцы были такие же, как и опорные катки. Прицельное оснащение включало панорамный штатный прицел приспособления ЗИС-3. Некоторые машины были оборудованы радиостанцией 9Р.

Согласитесь, конструкция СУ-76М удивительна. Машина имела дифференцированное противопульное бронирование. Её лобовая броня имела толщину 35 мм, наклон к нормали составлял 60 градусов.

Экипаж для самообороны имел пару гранат ручных Ф-1 и пулемёты-пистолеты ППС или ППШ. Пулемёт ДТ был размещён на левом борту боевого участка машины.

Версии

В то время существовали такие виды рассматриваемых нами бронированных машин:

  • с синхронной установкой движков и броневой крышей боевой зоны;
  • с синхронным монтированием движков, с увеличенным моторесурсом и без бронированной крыши боевого участка;
  • с двигательным агрегатом, который работал на общий вал ёмкостью 140 л. с.;
  • с двигательным аппаратом, который работал на общий вал ёмкостью 170 л. с.

Применение в сражении

Каково было боевое применение СУ-76М? Известно, что артустановка предназначалась для огневого содействия пехоте в роли противотанковой САУ и штурмового лёгкого орудия. Она заменила маловесные танки, оказывающие помощь пехоте, в этом качестве. Однако в частях её оценивали весьма противоречиво. Пехотинцы были в восторге от СУ-76, так как она имела более мощный огонь, чем базовый танк Т-70. Также, благодаря открытой рубке, солдаты могли иметь тесную связь с экипажем в городских сражениях.

Самоходчики отмечали и уязвимые места машины. Им не нравилась её противопульная броня, хотя она была одной из самых сильных в классе маловесных САУ. Критиковали они и бензиновый движок из-за его пожароопасности, и открытую боевую рубку, которая от стрелкового огня сверху не защищала совершенно.

И всё же экипаж отмечал, что открытая рубка удобна в работе. Ведь с помощью нее, команда могла в любой момент в ближнем бою использовать стрелковое оружие и гранаты, а также покинуть машину в критических ситуациях. Из этой рубки был великолепный обзор во всех направлениях, она устраняла проблему загазованности боевой зоны при стрельбе.

СУ-76 имела множество плюсов – прочность, тихая работа, простота в обслуживании. Небольшая масса и высокая проходимость позволяли ей перемещаться по болотисто-лесистой местности, мостам и гатям вместе с пехотой.

Минусы боевого использования артиллерийской установки часто возникали потому, что командный состав Красной армии не всегда учитывал, что эта самоходка Второй Мировой войны относится к маловесной бронетехнике и в тактическом использовании уподобляли её танку или САУ на основе Т-34, КВ, что способствовало неоправданным потерям.

СУ-76 как противотанковая САУ успешно боролась со всеми видами средних и лёгких танков Вермахта и равнозначными САУ врага. Эта машина против «Пантеры» была продуктивна меньше, однако на победу шансы также имела. Снаряды 76 мм пробивали бортовую тонкую броню и маску пушки. Тем не менее, с «Тиграми» и более тяжёлой техникой СУ-76 боролась намного хуже. В предписаниях указывалось, что в идентичных ситуациях экипаж должен стрелять в ствол орудия или ходовую часть, бить в борт на малом расстоянии. Шансы бронированной машины немного повысились после введения к орудию кумулятивных и подкалиберных снарядов. В целом же, для того, чтобы экипаж мог успешно бороться с танками врага, он должен был максимально задействовать положительные качества машины.

К примеру, самоходчики часто получали боевое преимущество над тяжеловесными танками оппонента тогда, когда грамотно применяли рельеф местности и маскировку, а также маневрировали от одного укрытия вырытого в грунте к другому.

СУ-76 иногда применялась для пальбы с прикрытых позиций. Среди всех серийных советских самоходок угол возвышения её орудия был наибольшим, и дальность стрельбы достигала границ смонтированной на ней пушки ЗИС-3, иначе говоря - 13 км.

И всё-таки подобное использование было сильно ограничено. Во-первых, на больших дистанциях разрывы 76-миллиметровых снарядов почти не были заметны. А это осложняло или делало корректировку огня невозможной. Во-вторых, для этого был необходим компетентный командир батареи/орудия, которых в период войны сильно не хватало. Применялись подобные профессионалы в основном там, где это давало предельный эффект, то есть в артиллерийских дивизионных батареях и выше.

На финальном этапе военных действий СУ-76 также использовались для эвакуации раненых или в виде эрзац-БТР, машины артиллерийских передовых наблюдателей.

Государства-эксплуатанты

Ниже приведен список стран, которые использовали СУ советского производства:

  • СССР.
  • Польша – в ходе Великой Отечественной войны 130 самоходок передано Польскому Войску.
  • КНДР – от 75 до 91 были доставлены в народную армию Кореи, использовались в Корейских военных действиях (1950-1953 гг.).
  • Югославия – 52 штуки приобретено в 1947 году в СССР.

Сохранившиеся СУ-76

Благодаря большому количеству изготовленных самоходок, СУ-76 служат машинами-мемориалами в разных мегаполисах СНГ, военных частях армии РФ и находятся в экспозициях многих музеев.

Артустановка, которая создана на заводе №40 (в 1945 году в городе Мытищи под Москвой), хранится в Музее истории нашей страны в Падиково (Истринский район, Московская область). Машину отреставрировали и она на ходу. При возрождении ходовой части авто воспроизведена замысловатая, но достоверная исторически подлинная модель силового аппарата из двух шестицилиндровых спаренных движков ГАЗ.

Подробности

Итак, вам уже известны характеристики СУ-76М. Рассмотрим эту машину немного подробнее. Известно, что в передней зоне машины слева находился водитель, а справа – трансмиссионно-моторная группа. Боевой участок (рубка) был оснащён 76,2-мм, дальнобойной ЗИС-3 и размещался сзади. Сперва, он был закрыт бронёй полностью, но в процессе улучшения, связанного с применением шасси танка Т-70М, от бронированной крыши отказались.

Эта машина широко использовалась в военных действиях. СУ-76М имела разные виды боеприпасов в боекомплекте. Поэтому она могла поражать живую силу, бронированные цели врага и артиллерию. Так, броню толщиной 100 мм подкалиберный снаряд установки пробивал с расстояния в 500 м.

Этой самоходкой вооружали лёгкие самоходно-артиллерийские полки (по 21 машине в каждом полку), отдельные самоходно-артиллерийские дивизионы (12 машин), входящие в состав стрелковых гвардейских дивизий. Когда создание бронетанковой техники в СССР достигло своего пика в 1944 году, выпуск СУ-76М насчитывал около 25% всего производства гусеничной боевой техники.

Артустановка, несмотря на собственные недостатки, в разгром войск врага внесла свой достойный вклад. Лёгкие самоходки в годы Великой Отечественной войны изготавливались на базе маловесных танков Т-60 и Т-70 (о чём мы говорили выше) на заводе №38 (главным конструктором являлся М. Н. Щукин), №40 (главный инженер Л. Ф. Попов) и автозаводе в городе Горьком (заместителем главного инженера был Н. А. Астров).

Начало создания машины

Известно, что создание самоходок по сравнению с изготовлением танков упрощала установка в броневом корпусе САУ. Она также повлияла на общее увеличение общего производства боевой техники. Одновременно, из-за неё наводка орудия в горизонтальной плоскости выполнялась в весьма ограниченном ракурсе, что наряду с отсутствием курсового, спаренного и лобового пулемётов сужало боевые возможности САУ по сравнению с танками. А это предопределяло другую тактику их военного использования.

К изготовлению лёгких самоходок в 1942 году, в начале марта, приступило особое бюро самоходной артиллерии, которое было создано на базе техотдела Наркомата танковой индустрии (НКТП) во главе с С. А. Гинзбургом. С применением маловесного танка Т-60 и аппаратов грузовых авто ЗИС и ГАЗ, это бюро разработало проект стандартизованного шасси, предназначенного для изготовления разных видов самоходок, включая и противотанковые.

В качестве базового оружия на этом шасси хотели установить 76,2-мм орудие с баллистикой дивизионной пушки версии 1939 года (УСВ) или 76,2-мм танковое орудие модели 1940 года (Ф-34). Впрочем, С. А. Гинзбург намеревался намного шире применить стандартизованное шасси. Он предложил в течение трёх месяцев совместно с инженерами из МВТУ им. Баумана и НЛТИ создать множество военных машин:

  • 37-мм самоходный зенитный автомат;
  • 76-2-мм самоходный штурмовой механизм подкрепления пехоты;
  • маловесный танк с 45-мм бронёй и 45-мм орудием колоссальной мощности;
  • 37-мм зенитный танк с башенным аппаратом системы Савина;
  • артиллерийский тягач;
  • специальный бронетранспортёр боеприпасов и пехоты, на базе которого планировалось создать самоходный миномёт, санитарную машину и авто техпомощи.

Нюансы создания

В 1942 году, 14-15 апреля, был проведён пленум Арткомитета Главного управления артиллерии (Артком ГАУ), на котором рассматривались вопросы изготовления САУ. Артиллеристы сформировали свои требования к самоходкам, которые разнились с тактико-техническими требованиями (ТТТ), выдвинутыми вторым филиалом НКТП.

Создание проекта стандартизованного шасси было закончено к концу апреля 1942 года. Впрочем, деньги были выделены лишь на создание двух опытных версий: 37-мм самоходной зенитной установки и 76,2-мм самоходной штурмовой пушки содействия пехоте.

Ответственным исполнителем по производству этих машин назначили завод №37 НКТП. Нарочно для стандартизованного шасси по тактико-технической задаче НКТП КБ под управлением В. Г. Грабина разработало версию дивизионной дальнобойки ЗИС-3, получившей название – ЗИС-ЗШ (Ш – штурмовая).

В 1942 году, в мае-июне, завод №37 изготовил опытные версии зенитной и штурмовой самоходок, которые прошли полигонные и заводские испытания.

Дальнейшие распоряжения

По итогам проверок в июне 1942 года Госкомитета обороны (ГКО) выдал распоряжение о незамедлительной доработке машины и подготовке партии для осуществления военных тестов. Но, так как началась Сталинградская битва, заводу №37 пришлось моментально увеличить производство маловесных танков, а заказ на выпуск опытной серии самоходок был аннулирован.

Исполняя резолюции пленума Арткома ГАУ РККА от 15 апреля 1942 года об изготовлении самоходок для содействия пехоте в КБ Уральского завода тяжеловесного машиностроения им. Серго Орджоникидзе (УЗТМ) в 1942 году, весной, была разработана конструкция САУ с вмонтированным 76,2-мм орудием ЗИС-5 на основе маловесного танка Т-40 (схема У-31).

Непосредственное создание проекта самоходки было выполнено конструкторами А. Н. Шляковым и К. И. Ильиным вместе с инженерами завода №37. Причём монтирование пушки вёл УЗТМ, а базу разрабатывал вышеуказанный завод. В октябре 1942 года по резолюции правительства изготовленный проект самоходки У-31 был отправлен в КВ завода № 38. Здесь его использовали при создании СУ-76.

В 1942 году, в июне, директивой ГКО был разработан совместный план Наркомата вооружения (НКВ) и НКТП по изготовлению новейшей «Конструкции самоходной артиллерии для военизации красноармейцев». При этом НКВ поручалось выполнять задачи разработки и производства артиллерийской части, новых самоходных артустановок.

Нюансы конструкции

В ходовой части СУ-76М применялась торсионная индивидуальная подвеска, гусеницы дробнозвенчатые с металлическим открытым шарниром (ОМШ), два колеса направляющих с аппаратами натяжения гусениц, пару ведущих колёс переднего размещения с зубчатыми съёмными венцами зацепления цевочного, 8 поддерживающих и 12 опорных катков с внешней амортизацией.

Трак гусеницы от танка Т-70 имел ширину 300 мм. Электрооснащение машины было изготовлено в однопроводном изложении. Бортовая сеть имела напряжение 12 В. В виде электроисточников применялись две батареи аккумуляторные типа ЗСТЭ-112, последовательно соединённые, общей ёмкостью 112 Ач и генератор Г-64 ёмкостью 250 Вт с регулятором-реле РРА-44 или генератор ГТ-500 ёмкостью 500 Вт с регулятором-реле РРК-ГТ-500.

Для наружной связи машину оснастили радиостанцией 9Р, а для внутренней - переговорной танковой конструкцией ТПУ-3Р. Для связи водителя-механика с командиром применялась световая сигнализация (цветные сигнальные лампочки).

Что о ней говорили?

Фронтовики эту самоходку прозвали «коломбиной», «сукой» и «фердинандом голожопым». Танкисты в гневе наименовали её «братским захоронением экипажа». Её, как правило, ругали за боевую открытую рубку и неважную броню. Впрочем, если объективно сравнивать СУ-76 с западными однотипными версиями, то можно убедиться, что эта машина германским «мардерам» не уступала ни в чём, не говоря уж об английских «бишопах».

Изготовленная «вокруг» дивизионного механизма ЗИС-3 на базе маловесного танка Т-70, производившаяся колоссальными сериями, артустановка превратила самоходную красноармейскую артиллерию в реально массовую. Она стала надёжным активом огневой пехоты и такой же эмблемой Победы, как прославленные «зверобои» и «тридцатьчетвёрки».

Через четверть века после Победы Маршал СССР К. К. Рокоссовский говорил: «Особенно полюбили солдаты артиллерийские самоходки СУ-76. Эти лёгкие маневренные машины успевали везде, чтобы своими гусеницами и огнём выручить, поддержать пехоту. А пехотинцы в ответ готовы были заслонить грудью их от огня фаустников и вражеских бронебойщиков».

Последующая модернизация

Известно, что в дальнейшем на базе СУ-76М был создан артсамоход СУ-74Б с противотанковым орудием ЗИС-2. Он прошёл испытания в 1943 году, в декабре. В 1944 году началось тестирование САУ ГАЗ-75 с 85-мм дальнобойной Д-5-С85А. При идентичной с Су-85 артсистеме, она была легче вдвое, а её лобовая броня была в два раза толще (у СУ-85 - 45 мм и у ГАЗ-75 - 90 мм).

По различным причинам все эти установки не пошли в серию. Но, в основном, просто никто не хотел ломать налаженный техпроцесс из-за внесения несущественных изменений или перестраивать его полностью при переходе на выпуск новых самоходок.

Комментарии