Саад Харири - премьер-министр Ливана: биография, личная жизнь

Саад Харири – ливанский премьер-министр, миллиардер и революционер, заработавший себе в свое время политические очки за счет борьбы с сирийским влиянием в своей стране. Он стал продолжателем дела своего отца – Рафика Харири, который был убит при загадочных обстоятельствах, не исключающих причастность ливанских и сирийских спецслужб.

От прораба до президента

Саад Ад Дин Рафик Аль Харири появился на свет в 1970 году вдалеке от своей родины – в столице Саудовской Аравии Эр Рияде, где базировались основные бизнес-активы его отца. Саад стал вторым сыном в семье Рафика Харири и Нидаль аль Бустани, уроженке Ирака.

Наследник бизнес-империи получал соответствующее статусу образование, обучаясь в Джорджтаунском университете, где усердно штудировал управление бизнесом. Вернувшись в солнечную Аравию в 1992 году, Саад Харири начал работать в Saudi Oger – строительной компании, основанной его отцом.

Суровый ливанский патриарх вполне резонно рассуждал, что его сын должен начать свой трудовой путь с самых нижних ступеней, и первые годы Саад трудился простым прорабом, курировал отношения с субподрядчиками.

Проверку на состоятельность Харири-младший прошел безупречно, и в 1996 году довольный отец назначил его генеральным директором Saudi Oger, которая до сих пор остается одним из крупнейших подрядчиков арабского Востока с ежегодным оборотом в два миллиарда долларов и штатом в несколько десятков тысяч человек. Сам же основатель бизнес-империи решил попробовать свои силы в политике.

Продолжатель дела отца

Молодой и амбициозный наследник рьяно принялся за развитие Saudi Oger. По его словам, ему пришлось сломать немало консервативных и устарелых норм и правил, сложившихся в компании. Саад Харири не боялся идти на альянсы с другими корпорациями, стал вкладывать средства в новые экономические сферы, расширял географические границы влияния Saudi Oger. В результате чего, дочерними предприятиями исходной корпорации стали крупные телекоммуникационные компании, имеющие влияние на всем Ближнем Востоке.

Однако, вскоре резиденту Саудовской Аравии пришлось вернуться к своим корням и вспомнить про существование Ливана на карте мира. Причиной этому послужила гибель его отца – Рафика Харири, которая всколыхнула общество Ливана.

На семейном совете большой семьи было решено, что политическое знамя своего отца поднимет именно Саад Харири, младший сын убитого политика, после отказа Бахаа связываться с властью. Однако, существовала альтернативная версия, согласно которой Саад был выбран благодаря своей харизме и более развитых навыков коммуникации.

«Кедровая» революция

Итак, после благословения семейным советом Саад Харири для начала создает собственное движение – «Движение за будущее». На первых порах начинающий трибун не пытался поразить публику оригинальность, опираясь исключительно на авторитет убитого отца, обещая продолжить его дело.

Убийство влиятельного политика вызвало сильный общественный резонанс. Была организована специальная комиссия ООН по расследованию обстоятельств гибели Рафика Харири. Результатом работы международной бригады стал арест нескольких влиятельных чинов ливанских спецслужб. Помимо этого, серьезное подозрение в организации преступления пало на Сирию.

Однако, еще до начала работы комиссии общество уже возложило вину на сирийские спецслужбы и их ливанских пособников во власти. Результаты расследования только подогрели градус недовольства, и народ вышел на массовые демонстрации. Главными требованиями людей стали вывод сирийских войск и отставка президента Эмиля Лахуда, ставленника все той же Сирии.

Выборы

Взрыв общественного недовольства, названный «Кедровой революцией», привел к вынужденному выводу сирийских войск из Ливана и перезагрузке во власти. Саад Харири в качестве одного из победителей стал готовиться к выборам в парламент 2005 года. Впервые за много лет выборы проводилась не под влиянием Сирии.

Среди других арабских государств Ливан на карте мира отличается весьма своеобразной, сложнейшей выборной системой, основанной на конфессиональном многообразии небольшой республики.

Каждая из религиозных общин – шиитов, суннитов, христиан, выдвигает в парламент определенное количество кандидатов, в связи с чем возрастает значимость разного рода блоков и альянсов.

Важнейшим соратником Саада Харири стал Валид Джумблат, лидер прогрессивной социалистической партии друзов. Благодаря совместным усилиям коалиционный блок «Мученики Харири» получили большинство мест в парламенте, однако немалая доля досталась просирийски настроенной «Хезболле».

Влияние внешних сил

Несмотря на победу на парламентских выборах Саад Харири не добился конституционного большинства в две трети депутатов, которое позволило бы его сторонникам выбрать удобного президента. Действующий глава государства Лахуд блокировал кандидатуру ливанского миллиардера в качестве председателя кабинета министров, в результате чего пришлось согласиться на компромиссную фигуру в лице Фуада Синиора.

Первые годы после революции были бурным временем. Регулярные ракетные обстрелы военным крылом «Хезболлы» территории Израиля спровоцировали вторжение израильских войск на территорию Ливана. Лидеры арабской республики сплотились в трудное время, забыв о своих разногласиях, и стали дружно требовать прекращения военной операции Тель Авива.

Израильтяне оказались в парадоксальной ситуации. С легкостью одерживая военные победы, они были вынуждены подчиниться требованиям мировой общественности и покинуть Ливан, потерпев сокрушительное политическое поражение.

Правительственный кризис

Новый расклад правильно поняли лидеры «Хезболлы», популярность которой скакнула вверх. Радикалы потребовали от Харири больше власти, на что возмущенный политик ответил отказом. Разразился грандиозный правительственный кризис, президент Лахуд подал в отставку и уехал из страны.

Бейрут снова сотрясали демонстрации, на этот раз сторонников шиитов, требовавших больше власти. Сааду Харири ничего не оставалось, как начать переговоры, в результате которых был избран компромиссный президент в лице Мишеля Сулеймана и сформировано коалиционное правительство. Причем у оппозиционных шиитов «Хезболлы» было право вето на любое решение премьер министра.

Глава правительства

В 2009 год Саад Харири снова выиграл парламентские выборы в Ливане, став главным кандидатом на пост главы кабинета министров. Начались сложные и долгие переговоры с «Хезболлой», после которых президент Мишель Сулейман назначает Саада премьер министром Ливана и поручает сформировать правительство. Это удалось только со второй попытки, после чего Харири стал главой коалиционного кабинета министров.

Прозападному ливанскому политику было чрезвычайно трудно работать в одной команде с проирански и просирийски настроенными представителями радикальной «Хезболлы», чьи боевики были хорошо вооружены и представляли собой силу равную собственно самой ливанской армии.

Однако два года Саад Харири благополучно доработал, после чего грянул новый правительственный кризис. Представители «Хезболлы» дружно вышли из правительства, обвинив Саада в неспособности к активным действиям, после чего было сформировано новое коалиционное правительство во главе с Наджибом Мукатти.

Снова у власти

В 2012 году Саад Харири был обвинен Сирией в снабжении сирийской оппозиции оружием, вследствие чего был выписан ордер на арест политика. Возмущенный Саад в долгу не остался, назвав Башара Асада чудовищем.

В 2016 году президент Ливана Мишель Аун предложил бывшему сопернику вновь возглавить правительство, на что тот ответил согласием.

Саад Харири, личная жизнь которого тщательно скрывается, женат на арабской красавице, представляющей влиятельный сирийский род – Ларе аль Азем.

Комментарии