Модистка - это кто: портниха, дизайнер или шляпница? История профессии и значение в современном мире моды
Согласно словарю Д. Ушакова, модисткой именуют мастерицу-портниху, изготавливающую изделия и детали декора женского образа: шляпки, платья, вуали. Но на самом деле значение слова «модистка» в истории имеет куда более широкое определение. Модистки занимались как индивидуальным пошивом одежды и головных уборов, так и открывали магазины, где выставляли оригинальные модели женских туалетов.
Во Франции XVI-XX веков модисткой называли женщину, которая проектирует, шьет и продает модные платья и шляпки. Мода на невероятно пышные нарядные платья, ажурные головные уборы, веера, перья и кружева, вспыхнувшая на закате эпохи Ренессанса, буквально создала эту профессию.
Профессия модистки в истории Европы
Сейчас это слово в своем исконном значении используется довольно редко. Но в свое время обращаться к модистке – это было дело обыденное, особенно для вельмож. Кстати, первые упоминания об этой специальности насчитывают почти 400 лет. Зародившись во Франции, профессия вскоре распространилась по всему миру, и кто такая модистка, знал каждый. Она стала прообразом современных дизайнеров одежды (кутюрье).
На заре эпохи Барокко все мастера наперстка и иглы разделились на несколько профессий. Портной стал кроить и шить костюмы для мужчин. Белошвейка трудилась над созданием нижнего белья, а модистка занималась пошивом и декорированием платьев для женщин.
В эпоху Романтизма профессия, благодаря которой женщины могли украшать себя платьями, расшитыми жемчужным узором, с оборками и драпировками, кружевами и вышивкой, обрела невероятную популярность. Самые талантливые модистки были известны далеко за пределами своих стран, и к ним ехали знатные люди со всего света. Их уважали и почитали как законодательниц моды.
Что входило в сферу деятельности модистки
Модистки, работавшие собственноручно, создавали шляпки и другие головные уборы и украшали их. Шили одежду несложных фасонов, а также накидки, шали, мантильи, вуали, шарфы, веера. Для создания сложных платьев они заказывали основу (силуэт, фасон) у портных, а затем самостоятельно декорировали изделие лентами, кружевами, тесьмой, бахромой, драгоценными камнями, цветочной вышивкой.
Было ещё одно направление в деятельности у модистки – это обновление поношенных вещей. К ним нередко обращались с просьбой освежить старые платья. Модистки их перекраивали и украшали, создавая «новые» вещи из ношеных.
Но модистка – это не портниха и не закройщица, как многие предполагают. Задача портного заключалась в основном правиле: «Главное, чтобы костюмчик сидел». А модистки, как и современные кутюрье, знали толк в украшениях, оборках, кружевах, аксессуарах и могли на основе платья простого кроя создавать шедевры.
Популярность профессии модистки
Модные тенденции в одежде в период с XVI по XX век диктовали именно модистки. Это позволяло тем из них, кого народ признавал самыми талантливыми, иметь собственные модные дома, в которых трудились наемные работники, и иногда их численность достигала 100 человек.
Чтобы выполнять крупные заказы в полном объеме и предлагать клиентам образы в одном стиле, привлекались такие работники, как портные, белошвейки, кружевницы, вышивальщицы, скорняки, а также те, кто создавал искусственные цветы, занимался обработкой перьев, делал корсеты.
Самой известной модисткой всех времен считают Розу Бертен, которая шила туалеты для королевы Франции Марии Антуанетты (на фото) и была удостоена придворного звания "Министр моды". Эта талантливейшая женщина имела свой магазин («Великий Могол»), куда знатные вельможи приезжали за нарядами со всей Франции, из Англии, Испании, Швеции и России. Розу Бертен историки моды считают первым французским модельером.
Модистка в России
В Россию термин «модистка» пришел лишь спустя два столетия после своего становления во Франции. Начиная с 1803 года в крупных городах империи открывались профессиональные школы модисток для женщин. Кроме этого дамские модистки образовывали целые профессиональные сообщества, где делились новыми наработками и полученными за границей знаниями.
В современном российском обществе профессия модистки практически утратила своё значение. Но мода сейчас шагает семимильными шагами, и благодаря доступности информации этот термин вновь начал упоминаться. Это слово нередко используют в качестве описания своей профессиональной деятельности начинающие дизайнеры.
Интересно, что в реестре профессиональных стандартов Росси модистка числится как должность до сих пор. Относится такая профессия к разделу специалистов по ремонту и индивидуальному пошиву швейных и трикотажных изделий, изделий из меха и кожи, галантереи, головных уборов.