Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями
Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) – живописец и гравёр чувственного и утонченного, эпикурейского по своей атмосфере периода рококо. Он, прежде всего, мастер пасторального и галантного жанра во всех его бесчисленных проявлениях. Мы постараемся представить его наиболее известные и выразительные произведения. Начнём, однако, с краткой биографии художника Фрагонара.
Жизненный путь ученика Ж.-Б. Шардена и Ф. Буше
Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Его отец шил перчатки, но разорился, и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Но желание стать художником, круто изменив жизнь, было столь велико, что он попадает в мастерскую признанного мастера Франсуа Буше. Умения Жана-Оноре невелики, и он через полгода переходит на стажировку к Шардену, а затем вновь возвращается к Буше. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Художник Фрагонар постепенно формируется, изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Возвращение в Париж
Вернувшись на родину, художник Фрагонар полностью отказался от религиозных и классических тем, посвятив свое творчество сценам любви, игры, сладострастия. Именно с ними его имя теперь ассоциируется. Достаточно привести некоторые картины с названиями художника Фрагонара: «Выигранный поцелуй», «Похищение рубашки Амуром», «Желанное мгновение», «Любовь как безрассудство», «Игра с огнем», «Страж любви», «Купальщицы», «Фонтан любви», «Счастливые влюблённые», «Задвижка», «Любовные грёзы». Это далеко не всё, что написано мастером. Ведь у него более 500 работ! Это ли не интересно!
Черты искусства художника
Творчество Фрагонара многолико, изменчиво. Он работал практически во всех жанрах с поразительным артистизмом и мастерством: писал маслом, рисовал бистром, сангиной, карандашом, тушью, акварелью. Техника офорта ему тоже была подвластна. На протяжении всего творческого пути он испытывал влияния разных художников и писал в разных манерах. Но произведения Оноре Фрагонара всегда узнаваемы: в его живописи представлены почти все галантно-эротические мотивы XVIII столетия – это страстные любовные объятия и шаловливая игра, жанровые любовные сценки и обнажённые купальщицы, которые больше напоминают морских наяд. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным, игривым («Художник и его модель»). Легковесность образов и сюжетов сглаживается силой живописного таланта и наполняется поэзией. Картины художника Фрагонара чаруют упоительной красотой жизни, искренностью, чистотой и свежестью чувства. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).
Пикантный сюжет
По заказу в 1762 году написана картина «Качели». Жан-Оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.
Пышно и буйно клубящиеся высокие деревья и кустарники парка заполняют площадь произведения. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке. Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах. Он совсем юн и изящно манерен. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Они высоко приподнимаются и открывают восхищённому взору прелестные ножки, которыми красавица с удовольствием даёт полюбоваться. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Эти качества делают их частью окружающей природы. Стоящий на пьедестале амур Фальконе лукаво прижимает пальчик к губам, призывая всех только молчаливо любоваться галантной сценой. Картина легка для восприятия, так как в ней соединяются материальная красота жизни и театральная зрелищность. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
Парковый цикл 70-х годов
Как истинный сын своего времени, художник любил парковое искусство и с вдохновением писал именно деревья с огромным светозарным небом и тающими облаками. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
Певец семейного очага
В духе века Просвещения, под влиянием Дидро и Руссо Фрагонар начинает писать сцены семейной жизни. Он умилённо вглядывается в юных девушек и молодых матерей семейства. Они на картинах Оноре Фрагонара полны задора и веселья. В них ощущается прежнее чувственное очарование: «Приготовление обеда», «Заботливая мать», «Счастливое семейство». С особенным живописным блеском юмором и нежностью написаны сценки с детьми: «Мальчик с диковинкой», «Скажи, пожалуйста». Быт в искусстве Фрагонара поэтизируется и театрализуется.
Портреты
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники, их дочери. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Живописная композиция как правило основана на контрасте темных, сгущенных красок и одежды и лучистых, светлых тонов головы. Посмотрим на несколько портретов.
Задумчивые читающие девушки
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
«Любовное письмо»
Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Поиск новых направлений в живописи
В 80-х и 90-х годах художник чувствует, как меняется стиль живописи. Он становится сухим, строгим. Давид задаёт новое направление - неоклассицизм. Популярными становятся героические постановочные сцены, в которых выражается стремление к свободе и чеканная барельефность изображения. Фрагонар, не принимая полностью новейших изысканий, обращает свое внимание на «малых голландцев». Их влияние прослеживается в работе, представленной ниже.
«Поцелуй украдкой»
Рассмотрим один шедевр 1788 года, который находится в Эрмитаже. Это позднее произведение мастера поступило в Россию в 1895 году из коллекции С.А. Понятовского в качестве обмена на картину «Полька». Жанровая сценка, придуманная Фрагонаром, как будто была им увидена в жизни.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Оп! И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Главное, цель достигнута. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Она же застенчиво и с опаской, что их увидят, подчиняется кавалеру, стараясь не слишком сближаться с ним. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Мы не будем останавливаться на колористическом мастерстве и стиле, на который повлиял входящий в силу классицизм. Это без слов видно на представленной репродукции.
Отъезд из Парижа
Во время революции художник Фрагонар уезжает из бурлящего и страшного Парижа. Его покровители и заказчики были гильотинированы или изгнаны. Живописец нашёл приют в Грассе у своего кузена Александра Мольберта. Только в начале XIX столетия художник возвращается в столицу. Разорённый и всеми забытый, он умирает в 1806 году.
Значение творчества художника Фрагонара, интересные факты
Живописец сумел органично соединить в своих образах театральность и реализм, ни с чем не сравнимую утончённость и энергию, почти бесплотные мечты и грёзы и чувственную полноту бытия. Он подвел итог всех направлений, которые существовали в XVIII столетии, и стал предшественником классицизма, романтизма и реализма следующего века. Открытый заново, он вновь стал дарить людям la joie de vivre.
- Его чтили импрессионисты как одного из своих учителей и предтеч.
- Писал художник необыкновенно быстро. На оборотах его портретов можно найти надписи, что работа написана в течение часа.
- Продажи его картины «Портрет Франсуа-Анри, герцога Д’Аркура» на аукционах мира в 2013 году достигли рекордной точки в 28 миллионов долларов.
- Именем мастера назван музей в Париже, а также фабрики и музей духов в Эзе и Грассе.