Условия и факторы формирования характера
Обычно под характером понимается совокупность различных устойчивых личностных черт, которые оказывают влияние на все стороны поведения индивида. Именно характер является фактором, который обуславливает устойчивое отношение человека к миру, своеобразие его личности, которое проявляется в стиле деятельности и в процессе общения.
Факторы, влияющие на развитие черт характера в рамках различных теорий
В целом на процесс формирования характера личности оказывают влияние различные факторы, имеющие внутреннюю и внешнюю природу – это наследственность, деятельность личности, среда, а также воспитание. Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в формирование личности, и при этом данные условия оказывают влияние друг на друга. В различных теориях понятие характера отличается. Существуют различные концепции формирования черт личности, в каждой из которых ведущая роль отводится тому или иному фактору. В современной западной психологии по отношению к данной проблеме можно выделить несколько различных подходов:
- Конституционно-биологический. Его основоположником традиционно считается Э. Кречмер. Согласно данной теории, характер и проявления темперамента человека напрямую зависят от его физической конституции. В рамках данного направления различают астенический, пикнический и атлетический типы характера.
- Типология Э. Фромма. В ее основе лежат взаимоотношения человека, а также его нравственные качества. Фромм рассматривал потребности человека в контексте текущей политико-экономической обстановки, которая и оказывает ведущее влияние на процесс формирования качеств личности.
- Психоаналитический. Его основатели – З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер. Формирование характера происходит исходя из неосознаваемых влечений.
- Концепция Отто Ранка. В процессе образования черт характера ведущую роль играет сила воли человека. Волевой процесс является некой оппозиционной силой, которая возникает в ответ на принуждение извне. Помимо воли, личность формируется под влиянием чувственных переживаний, эмоций.
Влияние темперамента
Темперамент нередко путают с характером, в то время как эти понятия имеют существенные различия. Характер обладает социальной природой (иными словами, формируется под влиянием общества), в то время как темперамент обусловлен биологически. Если характер может, хотя и с трудом, меняться на протяжении жизни, то темперамент остается стабильным.
При этом темперамент оказывает существенное влияние на выраженность черт характера. Есть такие свойства темперамента, которые будут способствовать проявлению тех или иных качеств; есть и те, что будут их тормозить. Например, раздражительность будет намного сильнее проявляться у холерика, нежели у сангвиника. С другой стороны, с помощью качеств характера могут сдерживаться свойства темперамента. Например, с помощью тактичности и сдержанности холерик может сдерживать проявления данного типа темперамента.
Что определяет характер?
Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути. Образ жизни человека влияет на его образ мышления, эмоциональные переживания, чувстав, мотивацию во всем их единстве. Именно поэтому по мере того как формируется образ жизни, которого придерживается человек, образуется и его характер. Существенную роль в жизни человека играют общественные установки, конкретные жизненные обстоятельства, через которые приходится проходить человеку. Характер в значительной степени образуется под влиянием поступков и деяний личности.
При этом непосредственно формирование характера происходит в различных социальных группах (семья, трудовой коллектив, учебный класс, спортивная команда). В зависимости от того, какая именно группа будет являться для человека референтной, у него будут формироваться те или иные качества характера. Во многом они будут зависеть от места человека в коллективе. Развитие личности происходит в коллективе; в свою очередь, личность оказывает влияние на группу.
Различают разные способы формирования характера. Данный процесс можно сравнить с накачиванием мышц, формированием хорошо сложенной фигуры. Если человек прикладывает усилия, регулярно занимается – мышцы растут. И наоборот – отсутствие нужных нагрузок вызывает атрофию мускулатуры. Это хорошо наблюдается, когда мышцы долго находятся без движения – к примеру, в гипсе. Данный принцип работает и для процесса формирования характера личности. Честность, целостность, оптимизм, уверенность, общительность – все это те черты, для развития которых необходимы упорные тренировки. Правильные действия всегда ведут к независимости, умению принимать верные решения. Человек с сильным характером прекращает идти на поводу у общества, он обретает себя.
Влияние взрослых на формирование личности ребенка
Сенситивным периодом в становлении характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети достаточно много времени проводят в общении с окружающими взрослыми людьми. В этот период времени ребенок открыт для взаимодействия с миром, он с готовностью принимает воздействие извне, подражая взрослым. Они, в свою очередь, пользуются огромным доверием со стороны малыша, и поэтому могут воздействовать на детскую психику словами, поступками, что создает благоприятные условия для закрепления необходимых форм поведения.
В том случае, если ухаживающие за ребенком старшие общаются с ним в положительном ключе, а основные потребности малыша полностью удовлетворяются, то уже с ранних лет в нем начинают формироваться положительные черты характера – например, открытость другим людям и доверие. Когда родители и другие взрослые родственники не уделяют достаточного внимания малышу, не ухаживают за ним, не проявляют положительных эмоций или же вовсе не общаются – это приводит к развитию таких черт, как замкнутость и недоверие.
Роль воспитания
Формирование черт характера происходит под воздействием социального взаимодействия, овладения человеком знаниями, умениями и навыками, представлениями об окружающем мире. Хотя воспитание и направлено на формирование характера человека, данный процесс может происходить и в отсутствие оного. Воспитание не всесильно – оно не может устранить действие многих факторов становления характера, которые в принципе не зависят от людей. Однако оно может повлиять на общее физическое развитие, так как с помощью специальных тренировок можно укрепить как силу воли, так и здоровье ребенка. А это отразится на его активности, способности познавать мир.
Заложенные природой задатки могут превратиться в способности только под влиянием воспитания, в процессе приобщения ребенка к тому или иному виду деятельности. Ведь для развития задатков необходимо большое трудолюбие, высокая работоспособность. Данные качества развиваются в процессе воспитания.
Когда начинает закладываться фундамент личности?
Считается, что раньше других черт характера закладываются такие качества, как доброта, общительность и отзывчивость, а также и противоположные негативные качества – эгоистичность, черствость и безразличие. Ученые предполагают, что данные качества закладываются в раннем возрасте и определяются отношением матери к ребенку в первые месяцы жизни. В процессе развития ребенка решающим фактором постепенно становится система поощрения и наказания, применяемая в процессе воспитания.
Наследственность – основа формирования характера
Наследственность представляет собой повторяемость сходных типов особенностей живого организма в течение нескольких поколений. С помощью наследственности обеспечивается выживание человека как биологического вида. Гены играют не последнюю роль в процессе формирования личности, ее характера. Черты характера, формирование характера – все это в значительной мере обусловлено тем «багажом», который человек получает от своих родителей.
По наследству также передается предрасположенность к определенному виду деятельности. Считается, что у ребенка от природы есть три вида задатков – интеллектуальные, художественные, а также социальные. Задатки являются той основой, на которой впоследствии развиваются способности ребенка. Отдельно необходимо подчеркнуть важность интеллектуальных задатков ребенка. Каждый человек от природы получает большие возможности развития своих интеллектуальных способностей. Ученые считают, что имеющиеся у детей различия в особенностях протекания высшей нервной деятельности могут влиять на протекание мыслительных процессов, однако не меняют качества самой умственной деятельности. Однако педагоги и психологи отмечают, что все же может создаваться неблагоприятная для развития мышления среда – к примеру, вялые нейроны у детей алкоголезависимых родителей, нарушенные связи между нервными клетками у наркоманов, наличие психических заболеваний, передаваемых по наследству.
В отечественной психологии один из важнейших вопросов заключался в том, наследуются ли моральные качества личности, ее характер. Черты характера, формирование характера неподвластны влиянию генетики – так считали отечественные педагоги. Личность формируется в процессе взаимодействия со средой; человек не может изначально рождаться злым или добрым, щедрым или скупым.
В западной психологии, напротив, доминирует утверждение, что качества характера наследуются, и ребенок рождается честным или лживым, скромным или алчным, добрым или агрессивным. Такого мнения придерживались М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и другие исследователи.
Становления характера и кризисы
На разных этапах становления психологической науки на первый план выходила теория, согласно которой формирование характера личности большей частью определяется воспитанием и ее социальной активностью. Также одно из важнейших положений в отечественной психологии состояло в том, что определяющую роль во взрослении человека, становлении его характера играют препятствия на жизненном пути. В науке они получили названия кризисов. В результате прохождения через эти препятствия человек получает некое психологическое новообразование, а также способность переходить на новую ступень своего личностного развития.
Придерживался такой теории выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский. Именно он ввел в науку концепцию «зоны ближайшего развития», обосновал значимость возрастных кризисов для формирования характера личности. Чтобы данный процесс происходил гармонично, окружающие люди должны знать особенности каждого возрастного периода, а также уметь вовремя отследить отклонения в развитии ребенка. Ведь нередко психологический возраст не совпадает с календарным.
Игра и развитие характера
В дошкольном возрасте одним из важнейших факторов, влияющих на формирование характера, является игра. На первых порах малышу необходима помощь взрослого. В этот период проявляется один из важнейших механизмов процесса взросления – подражание. Ребенок во всем стремится копировать поведение окружающих, причем как положительные, так и отрицательные действия. Незаметно своими повседневными действиями родители, бабушки и дедушки, дяди и тети оказывают непосредственное влияние на развитие и формирование характера ребенка.
Развитие личности в школьном возрасте
В младшем школьном возрасте дети уже более самостоятельны. Они могут отличать плохое от хорошего, отмечать негативные проявления в поведении взрослого человека. Также на данном этапе развития важную роль играет формирование у ребенка умения критически мыслить.
В подростковом возрасте важнейшим условием формирования характера является познавательная активность. Она достигает максимальных показателей наряду с прогрессирующим развитием мышления. На данном этапе важно, чтобы у ребенка было большое количество положительных примеров развития. Ведь в противном случае впечатляющий отрицательный опыт может стать решающим фактором формирования характера подростка.
На этапе юношества большое влияние на личность оказывают дружеские связи. В данном возрасте молодой человек характеризуется стойкими волевыми качествами. Он стремится освоить профессию, встретить спутника жизни.
Деятельность и становление характера
Важную роль в процессе формирования характера играет труд – причем он может быть как интеллектуальным, так и физическим. Развитие характера начинается уже в процессе овладения ребенком различными орудиями деятельности. Знания, которые человек приобретает в результате профессионального становления, оказывают значительное влияние на его мировоззрение.
Успешность трудовой деятельности при этом зависит от нескольких показателей. Основными из них являются включенность самой личности в работу, а также ее способность к социальному взаимодействию. Немаловажным также является наличие наставника, который поведет молодого человека по пути личностного развития.
В отечественной психологии формирование характера напрямую связывается с трудовой деятельностью. Включенность человека в рабочий процесс способствует изменению его мировоззрения. Личность начинает видеть себя в новом образе, да и весь окружающий мир начинает для нее приобретать новый смысл.
Роль общения в процессе деятельности
Формирование социального характера во многом происходит за счет коммуникативной составляющей трудовой деятельности. Она оказывает влияние на эмоционально-чувственную сферу личности. В трудовом коллективе человек может проявлять себя иначе, нежели в школьном классе или студенческой группе, использовать непривычные для него модели поведения. Постепенно расширяя круг общения за счет новых видов деятельности, личность проходит через новые этапы своей социализации.
Влияние социума
Одна из основных особенностей формирования характера у ребенка заключается в том, что личностные черты у него формируются в результате одобрения или неодобрения взрослого. Желание услышать от значимого взрослого – прежде всего, от родителя – похвалу приводит к тому, что ребенок начинает совершать несвойственные ему ранее поступки. Таким образом, начиная с самого раннего возраста социальное окружение ребенка оказывает непосредственное влияние на процесс развития черт характера малыша.
К концу младшего школьного возраста это желание переносится и на сверстников – теперь уже школьнику необходимо слышать одобрение и от товарищей. Во время обучения в школе у ребенка возникает больше прав и обязанностей, он активно взаимодействует с социумом. Большую роль также играет и мнение учителя, а стремление к получению одобрения от матери и отца проявляется уже не так ярко.
В подростковом возрасте характер во многом формируется под воздействием группы. Одно из важнейших стремлений подростка – занять определенную нишу в среде себе подобных, завоевать некий авторитет у товарищей. Поэтому подростки стремятся соответствовать тем требованиям, которые установились в социальной группе. Общение со сверстниками приводит к тому, что подросток начинает познавать и себя. У него возникает интерес к своей личности, особенностям своего характера и возможностям скорректировать эти особенности.